aif.ru counter
Андрей Сидорчик 18 85012

Орлы умирают в небе. Жизнь и бессмертие Амет-Хана Султана

Знаменитый советский военный ас и лётчик-испытатель был героем Советского Союза в полном смысле этого слова.

Амет-Хан Султан.
Амет-Хан Султан. © / Public Domain

Увлечение

В мире не бывает плохих народов, а герои и подлецы есть и среди русских, и среди англичан, и среди украинцев, и среди немцев, и среди крымских татар…

Говоря об истории участия крымских татар в Великой Отечественной войне, нужно признать, что этот народ пережил настоящую трагедию. Пока одна его часть дралась с фашистами, другая встала на путь коллаборационизма и предательства, пособничая гитлеровцам в совершении самых страшных преступлений. А вслед за этим в 1944 году кара в виде депортации обрушилась на головы не только тех, кто действительно был виновен, но зачастую и на ни в чём не повинных…

Но не о подлецах пойдёт сегодня речь, а о герое. О человеке, являющемся не только гордостью крымских татар и дагестанских лакцев, но и, в полном смысле этого слова, героем Советского Союза.

Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в Крыму, в городе Алупка, в семье выходца из дагестанского аула Цовкра, лакца по национальности, и крымской татарки.

Его детская биография не содержала в себе ничего героического — 7 классов школы, железнодорожное училище, рабочая специальность… Но увлечённость небом, распространённая среди советской молодёжи 1930-х, коснулась и его. Молодой рабочий занимался в аэроклубе, осваивая профессию лётчика.

И когда в феврале 1939 года Амет-Хан оказался в армии, «гражданское» увлечение небом решило его дальнейшую судьбу. Он был направлен в знаменитую Качинскую военную авиационную школу, из которой в 1940 году Амет-Хан вышел уже в звании младшего лейтенанта.

Таран над Ярославлем

Истребительный полк Амет-Хана, оснащённый самолётами И-15 и И-153, встретил войну в Молдавии. В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжёлых потерь полк перевели на переформирование и переобучение. Теперь Амет-Хану предстояло сражаться на британском «харрикейне».

В марте 1942 года полк Амет-Хана Султана вошёл в состав ПВО Ярославля. Войска гитлеровцев не дошли до города, но авиация противника наносила по нему бомбовые удары.

31 мая 1942 года город был атакован «юнкерсами». Советские истребители вступили в схватку. Амет-Хан Султан, израсходовав все боеприпасы, настиг противника и таранил его. «Харрикейн» застрял в «юнкерсе», но советский лётчик выбрался из кабины и приземлился при помощи парашюта. За подвиг в небе Ярославля Амет-Хан Султан был награждён орденом Ленина.

В 1942 году лётчик, пересевший на истребители марки «Як», отличился в боях под Воронежем и Сталинградом, зарекомендовав себя настоящим асом воздушных схваток.

Воздушный спецназ Сталина

В этот момент советское командование приняло решение создать своеобразный «воздушный спецназ» из лучших советских пилотов для борьбы с элитой люфтваффе. Таким «спецназом» стал 9-й гвардейский истребительный авиационный полк. Чтобы понять, какие лётчики были собраны в этом полку, достаточно сказать, что в нём воевали 28 Героев Советского Союза, 25 из которых получили это звание, сражаясь в «воздушном спецназе».

В состав этого подразделения вошёл и Амет-Хан Султан. Он сбивал немцев, воюя на «Яках», затем на американской «Аэрокобре», а завершал войну на истребителе Ла-7. Казалось, техники, неподвластной этому пилоту, просто не существовало.

В августе 1943 года капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1944 года Амет-Хан и его боевой товарищ, Герой Советского Союза Иван Борисов, сумели захватить самолёт противника, принудив гитлеровского пилота к посадке на советский аэродром. Интересно, что Амет-Хан освоил захваченный немецкий самолёт связи почти сразу, совершив на нём самостоятельный полёт.

Всего за время войны Амет-Хан Султан лично сбил 30 самолётов противника и ещё 19 — в составе группы. 29 июня 1945 года гвардии майор Амет-Хан Султан стал дважды Героем Советского Союза.

Модель самолёта Аэрокобра Амет-Хана Султана
Модель самолёта «Аэрокобра» Амет-Хана Султана. Фото: wikipedia.org / SmiertSpionem

Герои и предатели

Разбрасываться элитой авиации после войны не стали, и по личному приказу Сталина все лучшие асы были направлены на учёбу в военные академии. Туда же поступил и Амет-Хан Султан, несмотря на то, что в своих анкетах упрямо выводил «национальность — крымский татарин». После депортации 1944 года для такого поступка необходимо было мужество, тем более что лётчик легко мог указать национальность отца.

Впрочем, у советской власти к самому Амет-Хану Султану претензий не было. Как не было никогда претензий к ней и у самого аса, который считал себя именно советским человеком, интернационалистом и с равной теплотой относился к Крыму, Дагестану и Москве, ставшей его новым домом.

При этом семью Амет-Хана трагедия, происшедшая с крымскими татарами во время войны, затронула напрямую. Родители лётчика остались в оккупации, и в 1943 году командование отдало приказ партизанам вывезти их на Большую землю. Однако родители ответили отказом, а самих партизан окружили полицаи. Группе пришлось прорываться с боем.

Тем не менее родителей героя после войны не тронули, а вот брат Амет-Хана, Имран, был арестован органами НКВД как лицо, сотрудничавшее с оккупантами. Имран Султан служил в так называемой вспомогательной полиции…

Испытатель

Но вернёмся к самому Амет-Хану. Через несколько месяцев обучения в академии подполковник Амет-Хан Султан подал рапорт об отчислении и увольнении со службы.

Дело было не в политике и не в «пятом пункте» — боевой лётчик с горечью признал, что для обучения в академии ему элементарно не хватает образования.

После увольнения со службы он на несколько месяцев оказался в подвешенном состоянии. Никем, кроме как лётчиком, он себя не видел, но становиться пилотом на гражданских трассах не хотел — слишком простая работа.

Помогли боевые друзья, замолвившие за него слово в высоких инстанциях — сам за себя гордый Амет-Хан просить не умел. И в феврале 1947 года он стал лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском.

Это было дело, наиболее подходившее для пилота, за годы войны успешно освоившего целый ряд отечественных и зарубежных самолётов.

За годы работы в ЛИИ Амет-Хан Султан стал «крёстным отцом» десятков образцов отечественной воздушной техники, с честью выходя из самых непростых ситуаций.

Друг за друга

В начале 1950-х годов в СССР шли испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда «Комета». Самолёт-снаряд запускал двигатель, затем отделялся от самолёта-носителя и производил автономный полёт. Во время одного из испытаний сброс самолёта-снаряда произошёл раньше положенного времени, и двигатель не был запущен. Новая машина оказалась в свободном падении, и командование приказало Амет-Хану Султану немедленно прыгать. Однако лётчик боролся до конца, запустил двигатель у самой земли и сумел посадить машину.

В конце 1950-х годов Амет-Хан Султан совершил десятки, если не сотни испытательных полётов по программе разработки катапультных кресел для лётчиков и космонавтов. Его постоянным напарником был испытатель Валерий Головин, который и выполнял катапультирование.

12 ноября 1958 года на самолёте МиГ-15УТИ, в котором находились Султан и Головин, произошло несанкционированное срабатывание порохового патрона катапульты. В результате у самолёта оказался пробит бак, а Головин был зажат катапультным креслом. Разгерметизированную кабину заливал авиационный керосин, хлеставший так, что не видно было приборной доски. В любую секунду мог возникнуть пожар, и руководитель полётов отдал команду Амет-Хану покинуть самолёт.

Однако оставить товарища лётчик не мог. В совершенно немыслимых условиях, при ежесекундной угрозе пожара и взрыва, Амет-Хан Султан посадил самолёт, сумев спасти и Валерия Головина, и машину.

Предсказание

Испытатели — люди с железным характером. Через некоторое время Амет-Хан Султан и Валерий Головин вновь вместе поднялись в небо, продолжая испытания. Для кого Головин при катапультировании испытывал тяжёлый и неповоротливый скафандр, Амет-Хан понял уже после полёта Юрия Гагарина.

Помогал Амет-Хан Султан космонавтам и в освоении невесомости. Он был одним из пилотов «воздушной лаборатории», на которой при выполнении так называемой «горки» создавалось ощущении кратковременной невесомости. Через такие полёты проходили все отечественные космонавты.

Осенью 1970 года в ЛИИ имени Громова состоялось празднование 50-летия Амет-Хана Султана. На торжество собрались его боевые товарищи, лётчики-испытатели, конструкторы, гости из Дагестана и Крыма, где он часто бывал и где его очень любили. Смущённый такими почестями лётчик благодарил всех за тёплые слова. А когда кто-то из друзей заметил, что, мол, пора уже передавать опыт молодым, Амет-Хан ответил горской притчей: «Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мёртвые…»

На эти слова никто из друзей не обратил особого внимания в тот радостный вечер. Да и сам Амет-Хан Султан вряд мог предполагать, что притча эта окажется пророчеством.

1 февраля 1971 года во время испытания нового двигателя на летающей лаборатории Ту-16 произошла катастрофа. Экипаж во главе с дважды Героем Советского Союза, заслуженным лётчиком-испытателем СССР Амет-Ханом Султаном погиб.

Память

Его именем названы улицы в разных городах СССР, в родной Алупке, в подмосковном Жуковском, где он жил, работая в ЛИИ имени Громова, аэропорт в Махачкале…

Герой живёт, пока его помнят. Мы очень часто помним не тех, кто этого достоин, забывая о тех, чьей памятью должны дорожить.

В 2010 году в городе Ярославле при поддержке местных предпринимателей и бизнесменов Дагестана был установлен памятник Амет-Хану Султану. Памятник установлен недалеко от места, надо которым в 1942 году мужественный лётчик таранил фашистский «юнкерс», спасая город от врага.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Равиль Бикулов[mailru]
    |
    22:51
    13.11.2014
    3
    +
    -
    Олег: По поводу бюста. Дядя мой в войну служил с Амет-Ханом Султаном на одном аэродроме и считал его своим спасителем. Даже не так - Спасителем. Будучи в Крыму случайно наткнулся на его бюст, пошел, купил цветы... Сзади подошел татарин: "Ты его знал?" - "Служил рядом" - "Хочешь, с его матерью познакомлю?". Отвез в деревню, матушка Амет-Хана уже была плоха, особого общения не получилось, но все остались довольны, особенно дядюшка. Сама история его спасения характеризует Амет-Хана Султана, как Человека, но, к сожалению, здесь не поместится. Вряд ли этот факт его биографии где-нибудь был зафиксирован - слишком малозначителен на общем фоне. Если нужны подробности - пишите в личку: rb47@mail.ru , отвечу непременно - пусть это будет моя дань памяти великому человеку.
  2. Shamsik Assa[facebook]
    |
    10:14
    05.03.2014
    3
    +
    -
    Да, действительно это был мужественный человек и таких патриотов тогда было очень много. Однажды Сталин спросил у летчиков довольны ли они своей зарплатой, среди которых был и Амет-Хан Султан. Все ответили ДА, но Амет-Хан сказал, что жена, мол, не очень .... На что Сталин ответил, что жен обижать нельзя. В итоге всем подняли з/плату.
Комментарии (18)
  1. Shamsik Assa[facebook]
    |
    10:14
    05.03.2014
    3
    +
    -
    Да, действительно это был мужественный человек и таких патриотов тогда было очень много. Однажды Сталин спросил у летчиков довольны ли они своей зарплатой, среди которых был и Амет-Хан Султан. Все ответили ДА, но Амет-Хан сказал, что жена, мол, не очень .... На что Сталин ответил, что жен обижать нельзя. В итоге всем подняли з/плату.
  2. ДЛИNS
    |
    17:02
    25.06.2014
    1
    +
    -
    Shamsik Assa[facebook]: -Значит, умница он был. Тут не одна смелость, он мигом всё просчитал. К тому же культурный и образованный.
  3. ДЛИNS
    |
    11:24
    28.06.2014
    -3
    +
    -
    У каждого аса свой стиль. Самые лечшие асы- германские, и советские- Александр Покрышкин, Иван Кожедуб- были хладнокровными и расчётливыми. Султан Хан был просто отчаянный храбрец. Он был бабник, и уже болел чем-то неизлечимым- то ли сифилисом то ли проказой. Однажды на вопрос товарища по эскадрилье- "Ну зачем уж так зарываться? Я же вижу- ты не просто рисуешь. Ты сам, намеренно, каждый раз ищешь смерти. Я понимаю- у тебя горячая кровь, ты смел. Но зачем самому-то себя закапывать? Мы ещё победим, погуляем после войны!" Тогда Султан Хам снял свои лайковые перчатки, которые не снимал ни в бою ни даже когда спал, и показал ему свои руки.
  4. Ильдус
    |
    21:25
    25.06.2018
    1
    +
    -

    Shamsik Assa[facebook]: было несколько иначе. После войны испытывали ФАУ-2 -- чтобы определить аэродинамику этой, по существу, крылатой ракеты, врезали кабину и лётчики-испытатели до самого падения в море пилотировали. За это платили большие деньги, но, паркетные генералы возмутились и подготовили приказ об уменьшении оплаты таких полётов. Поскольку программа была утверждена самим Сталиным, паркетные генералы подстраховались и приказ дали на согласование Амет-Хану Султану. Амет-Хан по своей прямоте написал: "Моя вдова против!" - и фельдъегерской почтой отправил Сталину, который наложил свою резолюцию - "С вдовой Амет-Хана Султана согласен" - больше вопрос об урезании денег за смертельно опасные полёты "генералы" не поднимали.

  5. Любовь Яковлева
    |
    11:26
    05.03.2014
    0
    +
    -
    "Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя..."
  6. ДЛИNS
    |
    17:03
    25.06.2014
    1
    +
    -
    Люба, так условия же другие были. Такие и сейчас есть, но их нэ трэба.
  7. Freeman
    |
    13:13
    05.03.2014
    -1
    +
    -
    Сначала "наши" внушали своему "духовному" населению, что крымские татары - это "фашистские прихвостни" и сплошь предатели. Но когда не удалось привлечь их на свою сторону деньгами( огромные деньги "нашими" предлагаются как всему крымскотатарскому обществу, так и каждой семье), и Турция дала понять, что не даст крымских татар в обиду, "наши" решили поменять пластинку, и теперь поем оды крымским татарам. Боже,как все это омерзительно и дурно пахнет.
  8. Олег
    |
    20:37
    05.03.2014
    2
    +
    -
    Некоторое добавление к статье. Из рассказов тех, кто лично знал Амет-Хана Султана. Все-таки его национальность принесла некоторые потери. Амет-Хан родился в Алупке, где прошло его детство. Он очень любил этот город. По советскому закону дважды Герою Советского Союза должны были ставить бронзовый бюст на родине. Поставить бронзовый бюст крымскому татарину в Алупке ни местная ни советская власть не хотели. Было принято решение ставить бюст - в Махачкале (родной город отца Амет-Хана). Узнав об этом Амет-Хан поступил как всегда просто и решительно - он отказался позировать для бюста, если он не будет установлен в Алупке. Совесткая власть пошла в этом вопросе на уступку, но если власть в одном уступает, то она всегда отыгрывается в чем-нибудь еще. Еще одним знаком отличия было присвоение званий Героев пионерским дружинам, название улиц городов и другие подобные мероприятия. В результате - в Алупке стоит бюст Амет-Хана Султана, но улицы, школы и прочие имени дважды Героя - находятся в Махачкале
  9. Ильдус
    |
    21:30
    25.06.2018
    1
    +
    -
    Олег: Амет-Хан был человек, как все "простые" герои, с юмором - он говорил: "После депортации из Крыма крымских татар, там остался один татарин - мой бюст".
  10. ДЛИNS
    |
    17:06
    25.06.2014
    -2
    +
    -
    Да что это за потери для смертника. Как хотите- так и называйте. Игра с трупами- одно из любимых развлечений российских властей.
  11. Ильдус
    |
    21:32
    25.06.2018
    1
    +
    -

    Олег: и не только там - в подмосковном Жуковском по дороге к Кратовской проходной проходим по улице Амет-Хана Султана.

Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что за история с избиением школьника в Хабаровском крае?
  2. Где и когда смотреть матчи сборной России с Германией и Швецией?
  3. Какие главные причины ДТП в России?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ