«Русские дети не улыбаются». Как в США раскручивали антисоветскую кампанию

Послевоенная американская истерика по поводу «засилья красных» и «коммунистической опасности» очень скоро приобрела откровенно русофобские черты. Возможно, нынешний образ «кошмарных русских» в голливудском кино родился именно в разгар той истерики.

Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности.
Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. © / Commons.wikimedia.org

70 лет назад, 20 октября 1947 г. в Вашингтоне были открыты публичные слушания Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности — КРАД. К тому моменту она существовала уже 13 лет, но особого внимания к своей работе не привлекала. Звёздный — в прямом смысле слова — час пробил в тот момент, когда Комиссия всерьёз обратила внимание на Голливуд. И заявила на весь мир, что знаменитая «фабрика грёз» — настоящее «логово советской коммунистической гидры».

Формально Комиссия была «заточена» под борьбу с любой угрозой, направленной на «традиционные американские ценности». Так, в числе главных врагов называли тех, кто ведёт «профашистскую и пронацистскую деятельность». Но по каким-то загадочным причинам первыми под её огонь попали коммунисты. И вообще все, кто симпатизировал СССР.

Можно сколько угодно смеяться над дедушкой Лениным, но его слова про «важнейшее из искусств», которым, как известно, является кино — непреложная истина, столь же актуальная и для заокеанских дел. Во всяком случае, КРАД начала именно с кинематографистов. 

И самое забавное, что это не только могло — это должно было случиться гораздо раньше. Ещё в 1939 и 1940 гг. в Лос-Анджелесе принялись потихоньку таскать на допросы актёров, сценаристов и продюсеров. В числе прочих объясняться были вынуждены звёзды первой величины — актёр Хэмфри Богарт и сценарист Джон Лоусон. Дело потихоньку пошло — готовился крупный показательный процесс против коммунистов. Но в 1941 г. США вступили во Вторую Мировую войну на стороне СССР. Долгожданный праздник избиения тех, кто симпатизирует Советам, пришлось отменить.

«За вашу и нашу свободу»

Вернее, отложить. В ближайшие годы отношение к СССР исчерпывалось одним известным плакатом. Русский солдат с обаятельной улыбкой, на каске — огромная неуставная звезда с блестящим серпом и молотом — чтоб никто не перепутал. И надпись: «This man is your friend. He fights for freedom». То есть: «Это человек — твой друг. Он сражается за свободу».

В том же направлении вполне ожидаемо работал и Голливуд. Для начала в 1943 г. дали «Оскара» советской ленте «Разгром немецких войск под Москвой», переведя название, к вящей радости будущих фанатов «Звёздных войн», как Moscow Strikes Back. А потом поставили на поток производство своих картин, да таких, что любо-дорого.

Это сейчас мы привыкли, что русские в американском кино, как правило, либо чудовищные мафиози, либо потешные придурки в валенках и ушанках, либо садисты в армейской форме. Разумеется, тупые, злобные и пьяные в лоскуты. В середине сороковых американское кино показывало совсем других русских. Вот несколько аннотаций к голливудской продукции тех лет.

«Мальчик из Сталинграда», 1943 г. Советские дети — сельские подростки — вступают в борьбу с немецкими оккупантами. Они спасают Томми — сына английского консула, который потерял родителей во время эвакуации из Сталинграда, атакованного фашистскими полчищами...

«Северная Звезда», 1943 г. Июнь 1941 г. Немцы захватывают мирное советское село. Врач-нацист собирается использовать местных детей для переливания крови немецким солдатам. Однако советские мужчины, способные держать оружие, уходят в лес к партизанам и делают всё, чтобы этому помешать...

«Дни славы», 1944 г. Советские партизаны сражаются с фашистами. Немцы озлоблены постоянными стычками. Молодой и красивый партизан Владимир находит в отряде свою любовь — девушку Нину. Но тут фашисты бросают против отряда танки...

А ведь были и ещё фильмы. «Три русских девушки», например. «Песнь о России», «Контратака», и, наконец, «Миссия в Москву». Везде и всюду русские — красивые, славные, мужественные, самоотверженные ребята, которые умеют и сражаться, и смеяться, и любить. Советские вожди, впрочем, не отстают. Во всяком случае, картина «Миссия в Москву» это показывает совершенно открыто — Иосиф Сталин там прямо называется «великим строителем на благо человечества».

Москва не может быть красивой

Всё это в 1947 г. было не просто перечёркнуто. Всё было перевёрнуто с ног на голову. Внезапно оказалось, что русский солдат теперь не сражается за свободу, а точит зубы на беззащитную Америку. Соответственно, вся кинопродукция сороковых была объявлена идеологически вредной. Поскольку часть её снимали на бюджетные деньги, в Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности возник до боли знакомый вопрос: «Это что же, на средства простых людей будут снимать кино, которое калечит их души и оскорбляет Америку?». Особенно старался на этом поприще Рональд Рейган — уже тогда президент. Правда, пока ещё не США, а всего лишь Гильдии киноактёров. Впрочем, впоследствии, на посту президента США, он говорил и думал примерно так же.

Публичные слушания шли девять дней. По их результатам были составлены «чёрные списки» американских кинематографистов, которые подозревались в сотрудничестве с коммунистами и симпатиям к СССР. Некоторые люди из этих списков, получив подобный волчий билет, кончали жизнь самоубийством. Тем, кто не «разоружился перед партией», достался запрет на профессию.

Но самое любопытное даже не это. А то, что эти слушания стали отличной иллюстрацией утверждения: «Антисоветизм рано или поздно становится русофобией». В октябре 1947 г. для этого превращения понадобились считанные минуты. Докладчик Айн Рэнд — писатель и публицист — начала, в общем, стандартно, без огонька. Рассказывая про ленту «Песнь о России», она заявила: «Вот на экране появляется толпа, над которой реет знамя с серпом и молотом... Извините, но мне от этого становится дурно». Однако потом разошлась: «Почему в Москве показаны высокие красивые здания с богатой отделкой? Почему перед ними по реке плавают лебеди и яхты? Этого не может быть! Москва жалкая и грязная! А людей в СССР не волнует политика! Их не волнуют романтические отношения! Их волнует только одно — где взять еду!».

И, наконец, финал её выступления. Здесь речь уже не о Советах и не о коммунистах. Здесь уже речь о России как таковой. И о русских: «Песнь о России» — лживый фильм. Лживый ещё и потому, что в нём показаны улыбающиеся русские дети. А между тем известно, что русские дети не улыбаются никогда».

Это настолько поразило слушателей, что докладчицу переспросили — неужели так-таки и никогда? «Никогда! — отрезала Айн Рэнд. — Разве что дома, в укромном уголке, когда никто не видит».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Нужно ли разрешение на ношение газового баллончика?
  2. Что обсудили Путин и Трамп в телефонном разговоре?
  3. Что делать, если долг ЖКХ оплачен, но продолжает числиться?


Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru