aif.ru counter
Андрей Сидорчик 6 6541

Страж города на Неве. Восемь фактов о «Медном всаднике»

Все материалы сюжета Всемирная история с Андреем Сидорчиком

18 августа 1782 году в Петербурге был торжественно открыт памятник Петру Великому, ныне более известный как «Медный всадник».

Открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова, 1782 г.
Открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова, 1782 г. © / Public Domain

1. Вопреки своему названию, «Медный всадник» в своем составе не имеет ни грамма меди. Памятник Петру Великому был отлит из бронзы, как изначально и задумывалось. Объяснение у этой странности самое простое — в XVIII–XIX веках в русском языке слово «медь» допускалось к употреблению и в отношении бронзы.

2. Официально автором памятника считается французский скульптор Этьен Фальконе, который был рекомендован императрице Екатерине Великой философом Дени Дидро. Однако над созданием «Медного всадника» работал целый коллектив авторов: голову статуи лепила ученица Фальконе Мари Анн Колло, змею создавал русский скульптор Федор Гордеев, отливкой статуи занимался литейный мастер Федор Гордеев.

3. «Медный всадник» сегодня немыслим без своего величественного основания — Гром-камня. В свое время за сообщение о нем казенный крестьянин Семен Вишняков получил премию в размере 100 рублей — очень крупная сумма для России XVIII века. В своём первоначальном виде камень весил около 2000 тонн, имея размеры порядка 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину. Для перевозки гигантского мегалита в Петербург архитектор Юрий Фельтен разработал уникальную машину, которая позволила успешно решить необычную задачу.

Действие машины для перевозки «Гром-камня». Гравюра по чертежам Юрия Фельтена. 1770 г.
Действие машины для перевозки «Гром-камня». Гравюра по чертежам Юрия Фельтена. 1770 г.

4. Этьен Фальконе до «Медного всадника» не занимался лично отливкой памятника из бронзы. Приглашенный французский мастер литья, однако, оказался не в состоянии выполнить требования скульптора. С этого момента все подготовительные работы к отливке осуществлял сам Фальконе. В 1778 году он покинул Россию, так и не доведя проект до конца. Завершать строительство памятника пришлось Юрию Фельтену. Самого же Фальконе даже не пригласили на открытие памятника.

5. «Медный всадник» — классический пример русской неторопливости при строительстве чего-либо. От разработки первых эскизов до открытия памятника прошло 16 лет. Императрица Екатерина II, выдвинув идею памятника Петру Великому, смогла получить желаемое лишь к 20-летию своего царствования. Зато появилась возможность приурочить открытие памятника к 100-летию восшествия Петра I на престол.

6. Первые полвека своего существования монумент Петру Великому в Петербурге не имел какого-то особого названия. Все изменила поэма Александра Пушкина «Медный всадник», написанная в 1833 году, и опубликованная впервые в 1837 году. Название оказалось чрезвычайно удачным, и теперь конную статую Петра Великого иначе и не называют.

7. За свою историю «Медный всадник» пережил несколько реставраций. Во время первой из них, в 1909 году, был вскрыт люк в крупе коня, после чего было удалено 150 ведер воды, проникшей внутрь через многочисленные трещины. Во время масштабной реставрации 1976 года, к которой были привлечены лучшие советские специалисты, большинство трещин, угрожавших памятнику, были заделаны.

8. Согласно легенде, Петербург не падет и не будет разрушен, пока «Медный всадник» занимает свое место. Во время блокады Ленинграда в период Великой Отечественной войны монумент Петру I был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей. Сам памятник избежал попаданий гитлеровских бомб и снарядов, а город не был взят немцами.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. шiш
    |
    23:29
    19.08.2018
    1
    +
    -
    Факт номер один по поводу « Медного всадника» , что это первый памятник государственному деятелю на вставшем на дыбы коне. Фальконе придумал идею такой скульптуры. И то был художественный прорыв. В принципе он бы продал идею любому европейскому государству. И этим собственно объясняется тот факт , что он даже не захотел прикладывать руку к лепке головы Пётра добровольно устранившись отдав это свой ученице и нескрываем этого факта , а как раз наоборот. Это символично. Хотя он вырос в скульптора именно под руководством известного скульптура-портретиста и трудно поверить , что не имел навыков , хотя надо признать его прославили именно фигурки фарфоровых статуэток и он был мастером выразительной позы. Поэтому вне всякого сомнения мы должны быть благодарны Русской Царице Екатерине Второй за эту удачу привлечь его для создания монумента , который вне всякого сомнения стал европейским шедевром для европейской столицы. И, бесспорно, это результат ее переписки с Вольтером и Дидро , и того уважения которым она пользовалась в тех кругах. А насколько это все важно показывает настоящие время. А ведь мог бы быть никакой памятник или ничтожному деятелю. А тут совпало действительно мощный шедевр новаторство Фальконе и по счастливому стечению обстоятельств за которые мы должны благодарить персонально мудрую Матушку Екатерину был воздвигнут действительно значимому знаковому деятелю. Во Франции в тот момент не было денег все уходило на пирожные. В первые также памятник был воздвигнут не на мраморном вычурном постаменте , а на естественном камне-глыбе. В результате мы имеем действительно знаковый памятник -достижение мирового искусства украшение царственного Петербурга. Где, кстати ,через сто лет в развитии мысли Фальконе удалось сделать также первый памятник на вздыбленном коне всего на двух точках опоры ( ногах лошади ) это памятник Императору Николаю Первому с другой стороны Иссакиевского собора. Тоже шедевр искусства и памятник культуры и поэтому не снесли при советской власти несмотря на проклятия за подавление декабристого мятежа. Памятник царю-освободителю Александру Второму в Москве не пощадили. Он был слабоват надо признать. А вот « Медный всадник» хорошо продуманный шедевр. Хотя использование посмертной маски спорное решение. Это исключило сюрпризы от художника как крикатуризации образа и споров похож или не похож, а это до сих пор лотерея ( памятник Калашникову). Зачем карикатурист Шемякин ту же маску Пётра использовал? Все равно карикатура получилась.
  2. Юрий
    |
    08:02
    18.08.2018
    1
    +
    -
    Я в шоку от автора по п. 1. В памятнике не меди, он из бронзы! К вашему сведению медь- это чистый металл, а бронза- это сплав меди и олова, где заметьте медь основной компонент. Постыдились бы так про Петра I
Комментарии (6)
  1. Юрий
    |
    08:02
    18.08.2018
    1
    +
    -
    Я в шоку от автора по п. 1. В памятнике не меди, он из бронзы! К вашему сведению медь- это чистый металл, а бронза- это сплав меди и олова, где заметьте медь основной компонент. Постыдились бы так про Петра I
  2. шiш
    |
    22:40
    19.08.2018
    0
    +
    -
    Юрий: мда, это какой-то позор. Куда там про любимый лунный трактор и янки на луне. Вообще , бронзу можно смело назвать медью легированной оловом, так как олово как правило составляет всего пять процентов. В стали добавки марганца к железу бывают до 15 процентов и никто не называет это сплавом, а просто легированным железом - сталью. То же самое должно считать бронзу. А о стали сказать ,что там нет железа никому в голову не прийдет , кажется.
  3. SELENA N[googleplus]
    |
    11:55
    18.08.2018
    0
    +
    -
    Да, с химией у автора явные проблемы )))
  4. Валерий Широков
    |
    06:59
    19.08.2018
    0
    +
    -
    18 августа-по новому стилю или по старому?(Почему то даже Пушкина осчастливили этими стилями).
  5. Ишак Матрос
    |
    09:17
    19.08.2018
    0
    +
    -
    Почему ничего не рассказали про славную традицию выпускников мичманской академии? (факт №9)
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли вылечить гипертонию?
  2. Обязательно ли прописывать супруга в квартире после свадьбы?
  3. Сколько хотят зарабатывать предпенсионеры и работающие пенсионеры?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ