00:07 17/09/2015 Андрей Сидорчик 12 57400

Вечный «предатель». На кого работал князь Олег Рязанский?

Все материалы сюжета Проклятые навеки: Россия и ее предатели

Рязанский князь, вступивший в союз с литовцами и ордынцами накануне Куликовской битвы, мог быть «двойным агентом».

Памятник князю Олегу на Соборной площади в Рязани.
Памятник князю Олегу на Соборной площади в Рязани. © / Nzeemin / Commons.wikimedia.org

Русские на другой стороне

Битва на Куликовом поле занимает в истории России особое место. Именно в сражении с Мамаем впервые за полтора столетия представители различных русских княжеств выступили против врага единым фронтом и сумели сокрушить его, дав мощный толчок процессу дальнейшего объединения русских земель.

Тем не менее единство русских в ту пору было весьма шатким. На стороне Мамая в Куликовской битве также могли и должны были сражаться русские воины, ведомые князем Олегом Рязанским.

Князь Олег Иванович входил в коалицию вместе с Мамаем и литовским князем Ягайлой, планировавшими общими силами разгромить русское войско, ведомое московским князем Дмитрием Ивановичем.

И хотя на Куликово поле князь Олег так и не вышел, не успев соединиться с Мамаем, летописцы на многие столетия закрепили за властителем Рязани клеймо предателя.

Легенда 1380. 10 фактов о Куликовской битве. Читайте в статье >>

Но, в отличие от других знаменитых изменников, ситуация с князем Олегом Ивановичем сложнее, и защитников у него не меньше, чем обвинителей.

Незваный москвич хуже татарина

Родившийся в 1338 году, Олег стал рязанским князем в возрасте 12 лет и в первые годы правления исполнял номинальные функции, поскольку вся реальная власть была сосредоточена в руках бояр.

У Рязанского княжества была весьма сложная судьба. На него пришёлся первый удар нашествия Батыя в XIII веке, причинивший этой земле страшные разрушения. Достаточно сказать, что старинная Рязань не пережила его, придя в запустение. Новой Рязанью стал город, до той поры носивший название Переяславль-Рязанский.

И в последующем Рязани доставалось больше других русских земель. Практически каждое нашествие, каждая карательная экспедиция ордынцев начиналась с разорения пределов Рязанского княжества. Только при правлении Олега Ивановича рязанские земли пережили 12 татарских набегов.

Но едва ли не большей проблемой, чем татары, были внутренние распри между русскими. Рязань наравне с Тверью и с Москвой претендовала на особое положение среди русских земель и готова была за него активно бороться. В 1353 году в возрасте 15 лет молодой рязанский князь отвоевал у Москвы Лопасню, начав личное противостояние с Московским княжеством, которое растянется на три десятка лет.

Рязанский патриот

Междоусобицы русских князей сменялись затишьем, и тогда Олег поворачивал меч против ордынцев. В 1365 году рязанский князь в союзе с Владимиром Пронским и Титом Козельским разбил у Шишевского леса ордынского князя Тагая, одержав одну из первых побед русских над ордынцами более чем за столетие.

Олег Рязанский на малом гербе Рязани (утвержден 29 мая 1779 г.)
Олег Рязанский на малом гербе Рязани (утверждён 29 мая 1779 г.). Commons.wikimedia.org

В 1370 году Олег оказывал помощь московскому князю в тот момент, когда Москва была осаждена литовским войском Ольгерда. Но всё же год спустя между рязанцами вспыхнула новая междоусобица. У Олега Ивановича возник конфликт с зятем, князем Владимиром Пронским. Последний обратился за помощью к московскому князю Дмитрию, приславшему на помощь войско. Итогом сражения стало бегство Олега и потеря им Рязани, которую он, впрочем, сумел вернуть себе уже спустя год.

Политика князя Олега в первую очередь базировалась на защите интересов Рязани. Понятие «русского патриота» в ту пору было весьма размытым. Рязанцы, москвичи, новгородцы, смоляне очень часто встречались друг с другом на полях сражений и не воспринимали себя как единый народ.

Именно поэтому рязанский князь, вступая в союз с Москвой, прежде всего думал о выгоде собственного княжества. А она, эта выгода, выглядела довольно сомнительной.

Поддержка, оказанная Дмитрию, обернулась для Рязани нашествием 1377 года, когда город был разорён ордынским царевичем Арапшей, а в 1379 году новое разорение учинил Мамай, мстивший Олегу за помощь Москве.

Изменник или «двойной агент»?

В итоге в 1380 году, когда Мамай двинулся на Русь с многочисленным войском, намереваясь преподать урок дерзкому московскому князю Дмитрию Ивановичу, Олег занял сторону сильного.

Оценки этого поступка полярные. Те, кто считает Олега предателем, говорят: спасая свои земли и свою власть, он пожертвовал общим русским делом. Защитники возражают — Олег вёл тонкую игру и в итоге помог русским победить.

Во-первых, рязанцы так и не появились на Куликовом поле. Во-вторых, по мнению ряда историков, именно сознательная медлительность Олега не позволила объединиться Мамаю и Ягайле, что поставило бы русских в крайне невыгодное положение. В-третьих, летописцы указывают, что в сражении на Куликовом поле на стороне князя Дмитрия принимали участие десятки рязанских бояр со своими отрядами. Олег, по всей видимости, попросту закрыл глаза на эту «инициативу снизу».

Косвенным подтверждением того, что московский князь не рассматривал Олега Рязанского как предателя, является следующее обстоятельство — после победы на Куликовом поле Дмитрий не осуществлял никаких акций возмездия в рязанских землях. Более того, уже в 1381 году Москва и Рязань заключили союзнический договор, в котором Олег признавал верховенство Дмитрия Ивановича.

«Вечный мир» с Москвой помог заключить Сергий Радонежский

Добрососедские отношения, однако, долго не продлились — воспользовавшись ослаблением Москвы после нашествия Тохтамыша в 1382 году, Олег Рязанский попытался оспорить верховенство Москвы, отняв у неё часть территорий. В 1385 году рязанский князь овладел Коломной.

Междоусобный конфликт окончательно прекратился лишь после дипломатической миссии Сергия Радонежского, убедившего князя Олега прекратить противоборство и заключить «вечный мир» с Москвой. На сей раз Олег сдержал своё слово — до конца жизни с Москвой он больше не воевал. Мирный договор был подкреплён женитьбой сына Олега Фёдора на дочери московского князя Дмитрия Софье.

Вежливый инок. Как Сергий Радонежский узаконил русскую власть. Читайте в статье >>

Летописи свидетельствуют, что до самых последних дней Олег Рязанский оставался одним из самых влиятельных русских князей, что не вяжется с амплуа одного из худших предателей.

Умер князь Олег в 1402 году, приняв иночество и схиму под именем Иоаким в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре. В рязанской земле Олег Иванович остался одним из самых почитаемых князей в истории. Что же касается эпитета «предатель», то, несмотря на всю неоднозначность действий князя в 1380 году, Олег Рязанский заслужил его значительно меньше других деятелей разных эпох, за которыми закрепился этот позорный ярлык.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Gustaf Odin
    |
    12:06
    18.09.2015
    3
    +
    -
    Низость это - по любому поводу изгаляться над украинцами - прямыми потомками изначальной Древней (Киевской) Руси, сохранившим в веках прямое продолжение Древней Руси, Киевской Руси: древнюю культуру, язык, традиции - всё изначальное русское.
  2. Gustaf Odin
    |
    12:54
    17.09.2015
    1
    +
    -
    «…Рязанский князь, вступивший в союз с литовцами и ордынцами накануне Куликовской битвы, мог быть «двойным агентом»…» ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Такое предположить может только историк, очень слабо представляющий себе психологию феодалов.
Комментарии (12)
  1. Gustaf Odin
    |
    12:54
    17.09.2015
    1
    +
    -
    «…Рязанский князь, вступивший в союз с литовцами и ордынцами накануне Куликовской битвы, мог быть «двойным агентом»…» ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Такое предположить может только историк, очень слабо представляющий себе психологию феодалов.
  2. Тит Шиш
    |
    19:22
    17.09.2015
    -2
    +
    -
    Если бы русские не воспринимали себя как единый народ , то Великий князь мог бы расчитывать в своём самоуверенном вызове только на свою дружину , а люди на Донбассе только на Бога . Но , как сам автор статьи отметил , участвовали даже Рязанцы и много кто ещё и не только вассалы Московского князя . Да Русские стали самоуверенными после многих единичных побед над мелкими татарскими начальниками и отрядами , новгородские ушкуйники сожгли Сарай столицу Золотой орды , но победа над основными силами Золотой орды , даже не смотря на то, что это были в основном днепровские половцы и Черкассы из Запорожье ( шаровароносители и гопачные скакуны ) и другие адыги - это заслуга Дмитрия Донского и предмет нашей гордости . Особенно в те моменты , когда современные потомки половцев пишут , что им не понятно (даже после плена) , в чем радость быть русским и говорить" Я русский ". Нам тоже не понять их выбор скакать от радости быть теми , кто они есть . Медведи не скачут . Русские скакать гопак как сайгаки не будут . Русские танцуют в присадку - этот танец это подражание движению тотема русского народа - медведя исполняется под медленный мотив , а не галоп сайгак в гопаке. Хвала шароварам , и то что русские их не носят , чтобы не рвать в кустах лесополосы .Спасибо бережливым шаровароносителям , что они не полезли в те кусты , где воевода Боброк прятал запасной полк . А то были конечно просто кусты , так настоящего леса там не растёт , а в зарослях лошади поломали бы ноги. Если бы на месте шаровароносителей были конные татаро-монголы , они бы загнали всех вылезших обратно в кусты , но шаровароносители были безлошадными и верили в своё превосходство над кацапами и что Половецкая орда понадусе !
  3. Тит Шиш
    |
    19:27
    17.09.2015
    -2
    +
    -
    Поверим тем кто считает крымчан вроде крепостных неимущих права выбора , что психология феодалов им знакома.
  4. а А
    |
    21:27
    17.09.2015
    -1
    +
    -
    А не возникла ли эта "сила" мамаева в силу азарта захвата русских женщин к себе в "гарем" , которых перестали брать князья к себе в гарем из-за крещения Владимиром в 988 г. И женщины стали бы как бы свободными и поэтому на них возникли "претензии" со стороны азиатских народов? И вообще эта "христианизация" и Бог - мужчина - это что-то специальный созданный миф для узаконенного "Божественного" рабства женщин? Раньше-то поклонялись Богам и матери- прародительнице...
  5. Тит Шиш
    |
    14:54
    18.09.2015
    -1
    +
    -
    Светлана Ширяева: Вы правы схватив суть истории. Это была борьба за женщин с древних времён . Я собираюсь изложить подлинную историю без лжи и подтасовок . Большинство ист факультетов в советское время формировалось по остаточному признаку ( если не смог попасть в тех вуз , то иди на ист факт. ) отсюда очевидная слабоумие исторических опусов и не способность решить исторические загадки
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему полицейские в США застрелили афроамериканца Кита Скотта?
  2. Что такое ядовитая физалия (португальский кораблик)?
  3. Что будет со сборной России по хоккею после поражения в матче с Канадой?

О чём бы вы хотели прочитать в следующем номере «АиФ Про Кухню»?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ