00:02 09/02/2016 Андрей Сидорчик 10 18013

Заговор во имя России. Восемь тайных обществ, пытавшихся изменить страну

Все материалы сюжета Всемирная история с Андреем Сидорчиком

9 февраля 1816 года был создан «Союз спасения» — одно из первых тайных политических обществ в России.

«Тайное собрание», Илья Репин, 1883 г.
«Тайное собрание», Илья Репин, 1883 г. © / Public Domain

XIX век в России можно назвать «веком тайных обществ». Идеи мыслителей эпохи Просвещения, которые легли в основу Великой Французской революции, пусть и в значительно меньшей степени, чем в Европе, проникали и в Российскую империю.

Первые годы правления императора Александра I, взошедшего на престол в 1801 году, были отмечены ожиданиями перемен среди передовой части русского общества. В известной степени «тайным обществом» можно было назвать и Негласный комитет, в который входили приближенные молодого монарха, обсуждавшие с ним проекты различных реформ.

Ожидания, однако, не оправдались. С течением времени политика Александра I становилась все более консервативной, что в немалой степени связано с борьбой с Наполеоном, который являл собой изменения, произведенные в Европе Великой Французской революцией.

Но если император пересмотрел свои взгляды, то молодые российские дворяне, заразившиеся идеями вольнодумства, отказываться от них не собирались. Разочарование в возможности проведения «реформ сверху» привело к созданию тайных обществ, в которых обсуждались возможности и методы изменений в России.

Император Александр I.
Император Александр I. Источник: Public Domain

«Союз спасения»

9 февраля 1816 года в Петербурге было учреждено тайное политическое общество, получившее название «Союз спасения». Это общество считается первой крупной организацией декабристов.

Основателями организации стали члены двух ранее существовавших объединений — «Священной артели» и «Семёновской артели». Эти кружки объединяли молодых дворян, преимущественно гвардейских офицеров, ратовавших за утверждение в России основного закона — Конституции. Среди организаторов «Союза спасения» были князь Сергей Трубецкой, а также гвардейские офицеры Александр Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы. К движению также примкнули и новые члены, не входившие в ранее существовавшие организации, в частности, Павел Пестель.

В 1817 году Общество приняло устав («Статут»), составленный Павлом Пестелем. Согласно уставу, «Союз спасения» был переименован в «Общество истинных и верных сынов Отечества». Целями общества были провозглашены уничтожение крепостного права и замена самодержавия на конституционную монархию. Большинство предполагало добиваться этих целей мирным путём, посредством давления на общественное мнение. Меньшинство выступало за вооруженный заговор и даже за цареубийство. Радикальное расхождение в отношении методов достижения целей привело к расколу и роспуску организации.

Павел Пестель.
Павел Пестель. Источник: Public Domain

«Союз благоденствия»

В 1818 году бывшие члены «Союза спасения» создают новую организацию, названную «Союз благоденствия». В организацию входило более 200 членов. Целью «Союза благоденствия» провозглашалось христианское воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Тем участникам общества, что были включены в актив — «Коренную управу» — доверялась настоящая цель, которой являлась ликвидация крепостничества и установление конституционного строя.

Несмотря на то, что общество считалось тайным, о нем было известно императору Александру I, который даже был с знаком с уставом организации — так называемой «Зеленой книгой». До 1821 года он относился к нему лояльно, помня о собственных взглядах в период начала царствования. Однако затем, на фоне очередных революционных потрясений в Европе, Александр I приказал прекратить на территории страны деятельность всех масонских лож и тайных обществ.

«Союз благоденствия», к тому времени столкнувшийся с новыми серьезными противоречиями среди членов организации, принял решение о самороспуске. При этом наиболее доверенным членам было сказано — организация сохранится, но с меньшим числом участников.

«Северное общество»

Распад «Союза благоденствия» привел к созданию сразу двух декабристских тайных обществ — «Северного» в Петербурге и «Южного» в Киеве.

«Северное общество» в Петербурге, считавшееся более умеренным, возглавил Никита Муравьев. Лидер общества создал так называемую «Конституцию Никиты Муравьева». Согласно ей, Россия должна была стать федерацией из 13 держав и двух областей. Новой столицей был назван Нижний Новгород, в качестве законодательного органа должно было действовать двухпалатное «Народное вече». Государственным строем России предполагалась конституционная монархия, главой исполнительной власти объявлялся император, полномочия которого были существенно урезаны. «Конституция Никиты Муравьева» предполагала ликвидацию крепостного права, объявляла свободу слова, собраний, вероисповеданий, а также утверждала принцип равенства всех граждан перед законом.

«Северное общество» организовало и осуществило вооруженное выступление в Петербурге 14 декабря 1825 года.

После разгрома восстания и расстрела восставших полков из орудий, 61 человек из «Северного общества» был предан суду. Два члена «Северного общества» — Кондратий Рылеев и Петр Каховский — были повешены. Лидер «Северного общества» Никита Муравьев был осужден на 20 лет каторги.

Карл Кольман. «Восстание декабристов».
Карл Кольман. «Восстание декабристов». Источник: Public Domain

«Южное общество»

Лидером более революционного «Южного общества» стал Павел Пестель, составивший свой проект Конституции, получивший название «Русская правда».

Пестель видел Россию единой и неделимой республикой, состоящей из 10 областей. Столицей Пестель также предлагал сделать Нижний Новгород. Высшая законодательная власть принадлежала однопалатному Народному вече, которое утверждало исполнительную власть — Державную думу в составе пяти человек.

«Русская правда» предполагала ликвидацию крепостного права, частичный передел пахотных земель в пользу крестьян, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий, ликвидацию сословной системы.

В качестве способа достижения цели руководители «Южного общества» рассматривали военный переворот. Предполагалось захватить власть в столице, заставив императора отречься от престола.

«Южное общество» готовило вооруженное выступление в середине 1826 года, однако уже осенью 1825 года замыслы заговорщиков стали известны правительству. Неудачное выступление «Северного общества» в декабре 1825 года заставило «южан» действовать немедленно.

29 декабря 1825 года члены общества подняли восстание в Черниговском полку. В отличие от Петербурга, оно растянулось на несколько дней, но завершилось аналогичным образом — 3 января 1826 года повстанцы были разгромлены верными правительству войсками.

К суду были привлечены 37 членов «Южного общества», из которых трое — Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин — были повешены.

Из 4000 солдат, являвшихся рядовыми участниками вооруженных выступлений декабристов, был создан сводный полк, отправленный воевать на Кавказ.

«Кирилло-Мефодиевское братство»

Разгром движения декабристов лишь на время пригасил активность людей, недовольных политической системой России. Кружки вольнодумцев продолжали возникать, несмотря на крайне жесткие меры властей по отношению даже к тем, кто не вынашивал революционных идей.

В 1845 году по инициативе историка, поэта и публициста Николая Костомарова было создано антикрепостническое тайное общество «Кирилло-Мефодиевское братство». Оно объединяло студентов и преподавателей Киевского и Харьковского университетов.

Николай Костомаров.
Николай Костомаров. Источник: Public Domain

Братство основывалось на христианских и панславистских идеях и ставило задачей либерализацию политической и культурной жизни в Российской империи в рамках панславянского союза народов.

В состав намечавшейся всеславянской федерации должны были войти Украина, Россия, Польша, Чехия, Сербия и Болгария. Высшая законодательная власть должна была принадлежать двухпалатному сейму, исполнительная — президенту. Осуществления своих политических идеалов общество предполагало добиться мирным реформистским путем.

Кирилло-мефодиевцы пропагандировали свободу, равенство, братство как основу нового общества. Конкретные меры для достижения этого виделись в отмене крепостничества, ликвидации юридических отличий между сословиями, доступности образования для трудящихся.

Тайное общество насчитывало 12 членов, одним из которых стал украинский поэт и художник Тарас Шевченко.

Общество просуществовало около двух лет, и в 1847 году было разгромлено жандармами по доносу одного из студентов. Лидер общества Костомаров был отправлен в ссылку, Шевченко был отдан в солдаты, остальные члены братства также были подвергнуты тюремным наказаниями и ссылкам.

Тарас Шевченко.
Тарас Шевченко. Источник: Public Domain

Петрашевцы

Одним из самых громких дел о тайных обществах в России в середине XIX века стало «дело петрашевцев» — участников регулярных политических дискуссий, проходивших с 1844 года в доме Михаила Буташевича-Петрашевского.

Петрашевцы не являлись революционной организацией в прямом смысле слова, это был скорее дискуссионный клуб, в котором изучалась запрещенная в России политическая литература и обсуждались идеи реформирования общества. Участники дискуссий пользовались библиотекой Петрашевского, часть которой составляли запрещенные в России книги по истории революционных движений, утопическому социализму, материалистической философии. Сам Буташевич-Петрашевский выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй.

В число петрашевцев входили молодые литераторы, самым известным из которых является Федор Михайлович Достоевский.

В 1848 году по инициативе Петрашевского участники дискуссий стали обсуждать возможность создания настоящего тайного общества, преследующего революционные цели, однако сформировать его не удалось из-за серьезных разногласий между участниками. Данный факт признало и следствие по «делу петрашевцев».

После раскрытия объединения были арестованы 40 человек, половина из которых была предана военному суду. «Горсть людей совершенно ничтожных, большей частью молодых и безнравственных, мечтала о возможности попрать священнейшие права религии, закона и собственности», — говорилось в судебных документах.

Все подсудимые были приговорены к смертной казни — расстрелу; но, принимая во внимание разные смягчающие обстоятельства, в том числе раскаяние всех подсудимых, суд счел возможным ходатайствовать об уменьшении им наказания. Наказание было действительно уменьшено, но самим приговоренным об этом не сообщили.

22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге состоялась инсценировка казни. Осужденные прошли через все предсмертные процедуры, троим завязали глаза и привязали к столбу. Лишь в последний момент был дан отбой, и приговор зачитан в окончательном виде. Петрашевский был приговорен к бессрочной каторге, Достоевский получил 4 года каторги с последующей отдачей в рядовые. Другие участники общества получили меньшие сроки наказания. При этом инсценировка казни серьезно повлияла на психику петрашевцев, часть из которых затем страдала психическими заболеваниями.

«Обряд казни на Семёновском плацу», рисунок Б. Покровского, 1849 год.
«Обряд казни на Семёновском плацу», рисунок Б. Покровского, 1849 год. Источник: Public Domain

«Земля и воля»

В 1850–1860-х годах в России действовал целый ряд небольших тайных обществ, самым заметным из которых стало образованное в 1861 году общество «Земля и воля».

Идейными вдохновителями общества стали Александр Герцен и Николай Чернышевский. В число организаторов общества входили П.А. Ровинский, Н. Н. ОбручевС. С. Рымаренко, И. И. Шамшин и другие. Своей целью участники ставили подготовку крестьянской революции. Одним из важнейших требований, выдвигавшихся членами организации, был созыв бессословного народного собрания.

Александр Герцен.
Александр Герцен. Источник: Public Domain

Организация по меркам того времени была крупной — объединение кружков в полутора десятках городов в общей сложности насчитывало до 3000 членов.

Но просуществовало общество всего около трех лет. Причиной распада стали аресты ряда членов, а также раскол между либеральным и революционным крылом движения. Либералы полагали, что в условиях начатых Александром II реформ подготовка крестьянского выступления является делом ненужным и даже вредным. В результате в 1864 году общество «Земля и воля» было распущено.

В 1876 году тайное общество «Земля и воля» было вновь сформировано как народническая организация. В число его создателей вошли такие деятели, как Георгий Плеханов, Дмитрий Лизогуб, Александр Михайлов, позднее к ним присоединились Софья Перовская, Николай Морозов и другие.

В организацию входило около 200 членов, но в ее деятельность также было вовлечено большое количество сочувствующих.

Организация выдвигала следующие цели: передача всей земли крестьянам, введение полного общинного самоуправления, введение свободы вероисповеданий, предоставление нациям права на самоопределение.

Методы достижения целей делились на организаторские (пропаганда, агитация среди крестьян и других сословий и групп) и дезорганизаторские (индивидуальный террор против наиболее одиозных представителей режима).

«Земля и воля» имела свой печатный орган, участвовала в организации студенческих и рабочих выступлений, занималась внедрением своих агентов в государственные структуры Российской империи.

Николай Чернышевский.
Николай Чернышевский. Источник: Public Domain

«Народная воля»

К 1879 году в «Земле и воле» наметился раскол по вопросу об отношении к методам борьбы. Сторонники идей народничества, то есть эволюционного пути реформирования общества, сформировали организацию «Черный передел». В число умеренных вошли Георгий Плеханов, Вера Засулич, Павел Аксельрод, Анатолий Буланов и другие.

Многие из участников «Черного передела» дожили до двух революций 1917 года и испытали крайнее разочарование, считая приход к власти большевиков полной катастрофой дела, которому посвятили жизнь.

Радикальное крыло «Земли и воли» сформировало организацию «Народная воля», которая выступала за провоцирование революции в России путем совершения террористических актов против первых лиц государства.

1 марта 1881 года члены движения «Народная воля» совершили теракт, в результате которого был убит император Александр II. Спровоцировать революцию народовольцам не удалось — убийство монарха привело к усилению реакции, жертвами которой в первую очередь стали сами народовольцы.

Убийство царя Александра II.
Убийство царя Александра II. Источник: Public Domain

В марте 1881 года по делу об убийстве императора были приговорены к смертной казни народовольцы А.Желябов, С.Перовская, Н.Кибальчич, Т.Михайлов, Н.Рысаков. 3 апреля 1881 года все они были повешены на плацу Семеновского полка.

В 1886 году в Петербурге была сформирована «Террористическая фракция» «Народной воли». Ее члены готовили покушение на императора Александра III. Организация была раскрыта, а пять ее наиболее активных членов были повешены в мае 1887 года. Одним из казненных был Александр Ильич Ульянов — старший брат Владимира Ульянова, будущего лидера большевиков и главного организатора Октябрьской революции.

Время тайных обществ уходило, наступала новая эпоха с новыми методами.

Рамблер.Новости
Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. fara
    |
    14:51
    09.02.2016
    1
    +
    -
    Наталья Поклонская: государственные преступники, покушающиеся на спокойствие империи. Всех судить . Начните с тех , кто начал развал СССР!!!!
  2. Петровна2012
    |
    21:18
    09.02.2016
    1
    +
    -
    aleks.vasilich-r: Про отношения покойного Бориса Ельцина и народа,неплохо подмечено.Да оно и понятно,после 45-ти было время призадуматся.
Комментарии (10)
  1. ЛНД
    |
    03:54
    09.02.2016
    -6
    +
    -
    "... Владимира Ульянова, будущего лидера большевиков и главного организатора Октябрьской революции. А где создателя Советского государства? Редакционная политика не позволяет? Как это вы ещё не написали: лидера мирового пролетариата. Это важнее, конечно, чем создатель Советского государства, плодами которого мы продолжаем пользоваться.
  2. aleks.vasilich-r
    |
    07:38
    09.02.2016
    -5
    +
    -
    Цитата автора: Заговор во имя России. Восемь тайных обществ, пытавшихся изменить страну ========================================================================== А что здесь особенного. Это нормально, если элита страны осознает, что страна движется куда-то не туда, она восстает. Именно элита, лучшие люди. Сейчас обществу навязывается эйфория идеальной социальной организации царской России. Как будто у многих и многих наших современников как будто мозги отшибло, что каких-то 150 лет назад было крепостное право. Это всего каких-то 50 лет до революции. Людей могли продать, купить, наказать без суда и следствия. Другой вопрос, неспособностью власти навести порядок в стране, бардаком может воспользоваться третья сторона, в последствии названная «пятой колонной», посланники иных государств или подкормленные свои граждане, сеющие раздор в сознание граждан России, деятельность которых направлена на развал России. Как отличить первые от вторых? А их различать не надо, однозначно перепутаешь. Надо наводить порядок в стране. По-моему хорошее государство, это когда хорошую зарплату получают правоохранительные органы. Если им платить нищенскую зарплату, они становятся хуже бандитов. Должны быть деньги в государстве и на должную оплату чиновникам и бюджетникам, то есть врачам, учителям, ученым. Ну…, а армию содержать, сам Бог велел. Ну и самое главное неплохо должны жить налогоплательщики, а для этого должна быть должная налогооблагаемая база, а это возможно только при развитой промышленности и сельском хозяйстве. И особенно под защитой государства должен быть рабочий класс. В конечном итоге решает все он, человек труда. Не верите? Направьте своих людей в Америку, пусть там они устроят революцию…
  3. Рашит ханнанов
    |
    07:49
    09.02.2016
    -5
    +
    -
    Автор демонстрирует устаревший подход к теме. Ведь всеми перечисленными автором обществами управляло некое действительно тайное общество, о котором никто не знает. Ведь если внимательно присмотреться, то получается полный абсурд: дворяне выступают против самих себя! Никакой реалистичной программы для улучшения жизни страны у них не было и быть не могло!!! Просто часть дворян была полностью оболванена кем то. И вот тут возникает главный вопрос - а кем?! Все факты упрямо говорят о том, что еще с юности Петра Первого вокруг него сложилась некая устойчивая группа, которая стала ловко манипулировать им. Мы знаем имена лишь некоторых конкретных исполнителей. Это Лефорт и Меньшиков. А вот кто еще стоял за ними мы уже не знаем. И вопрос тут не в теории заговора против России. Просто несколько довольно способных авантюристов, таких как Лефорт, посмотрев на российскую действительность поняли, что тут можно делать большие деньги, если прибрать к рукам Петра. Ведь в Европе дворяне служили то одному королю, то другому. И у них нарабатывался большой опыт в дворцовых интригах. Они не думали, как российские дворяне, что царь это помазанник, и что он обладает какой то зашитой. Для них русский царь был обычный человек, которого можно было обмануть и которым можно было даже манипулировать. Практика показала, что технически все это очень легко осуществимо. Лишь один факт. Меньшиков, который в начале своей карьеры был никем, к концу жизни уже почти возвел на трон свою дочь. Т.е. это школа Лефорта. А еще через три десятка лет некие люди в сером вообще легко возвели на трон немку, уничтожив попутно при этом всех претендентов из числа русских. Так в чем была проблема? Проблема была в том, что несмотря на все интриги и прочее при Александре Первом все-таки сформировалась некая русская элита. И к этому моменту сложились некие традиции, которые уже не позволяли тайным кукловодам так легко влиять на власть. Дворянство стало более консервативным , привыкло к стабильности. Главным образом фигура царя и порядки в России не устраивали не декабристов и прочих. Хотя недостатки и перекосы в России, конечно, были и были большие. А они не устраивали западных ростовщиков, которые хотели уже безраздельного господства во всем мире. И они понимали, что из России можно выкачивать еще больше денег. Поэтому декабристы и прочие тайные общества явились лишь следствием действия этих темных сил и слепым орудием в их умелых руках.
  4. Рашит ханнанов
    |
    12:19
    09.02.2016
    -6
    +
    -
    Заговорами улучшить жизнь людей, страны нельзя. Это чушь. Счастье людей в их руках. Ведь что значит заговор? Это насильственное свержение власти и навязывание заговорщиками остальной части общества своих взглядов. Заговоры порождают взаимное недоверие и вражду. В их основе лежат зависть, заблуждения, алчность, тщеславие (карьеризм) и прочие грехи и пороки. И все это от дьявола. Вообще всю историческую науку в России следует серьезно пересмотреть, потому что в сознании россиян имеется серьезный вывих. Люди не понимают того, что заговорами улучшить жизнь страны нельзя. Не было такого и не будет никогда. Люди должны делать все открыто. О чем говорит мировая практика и о чем говорят Писания? Творец-Создатель начиная с первочеловека Адама (мир ему) дал людям свои Заповеди. Но люди пренебрегали ими. Тогда Бог посылал пророков-посланников, которые были обязаны открыто!!!! увещевать людей, призывать их к добру. Да, очень многих пророков на протяжении истории убивали, изгоняли и т.п. Но они никогда! не действовали заговорами. А, напротив, всегда действовали открыто. Однако тут нельзя путать такие вещи как тайный сговор с целью свержения власти и заслуженное наказание правителя. А в Россия такая путаница имеется. Россияне склонны к возвеличиванию отдельных личностей, к культу личности к идее непогрешимости лидера и т.п. Если отдельный правитель сам нарушает Заповеди, то ему на это должно быть прямо указано. А если он после этого начинает бесчинствовать , то его надо наказать. Заповеди-законы касаются абсолютно всех. Последний пророк Мухаммед (мир ему) прямо говорил своим сподвижникам :" В Писании не сказано, что если ,например, моя дочь Фатима совершила кражу, то ей нельзя рубить руку. Нет. Рубите не глядя на то, что дочь пророка." Для Европы и России характерно стремление к каким-то тайнам и секретам, к созданию особых привилегированных сословий-каст и прочее. Дескать, вот эти вещи не для всех и т.д. и т.п. Это от дьявола. Люди должны вести себя открыто и дружелюбно. А ведь для общего счастья много не надо. Надо лишь соблюдать Заповеди, т.е. не надо брать чужое, заниматься ростовщичеством и развратом. И тогда любое общество будет процветать само по себе. Таким образом, только коллективное и сознательное соблюдение Заповедей является залогом успеха. И ни какие заговоры и насильственные действия не могут быть источником счастья. Хотя наказывать отдельных членов общества надо.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что представляет собой солнецелет Solar Impulse 2?
  2. Кто совершил нападение на дом инвалидов в Японии?
  3. Кто из российских спортсменов не сможет поехать на Олимпиаду?

Насколько распространен допинг в мировом спорте?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ