Елена Яковлева 0 3488

Звездоведение и практическое землемерие. Чему учили в царской России и СССР

АиФ.ru вспоминает историю образования в нашей стране.

Екатерина Изместьева / АиФ

В преддверии Дня знаний корреспонденты АиФ.ru побывали в Московском музее образования Московского института открытого образования, чтобы узнать подробнее о первых школьных предметах и учебных традициях нашей страны.

Слишком грамотные женщины

История отечественного образования начинается ещё со времён Древней Руси. В первой половине XI века князь Владимир открыл дворцовую школу в Киеве. Так называемый школьный курс оригинальностью не отличался, он полностью был основан на античных предметах. Грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия — всего семь предметов. А если ученик хотел познавать другие дисциплины, то для этого существовали особые школы, где обучали грамоте и иностранным языкам.

Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

Вы ошибаетесь, если думаете, что образование получали только избранные социальные слои. Найденные берестяные грамоты XI–XIII веков доказывают, что учились и крестьяне, и купцы, и ремесленники. Были среди них и женщины. На одном из стендов Музея образования есть интересное тому подтверждение — фотография фрагмента женской «любовной записки» на бересте, содержание которой гласит: «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату!.. А тебе я вижу не любо…»

Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

Вычитать и умножать

После татаро-монгольского нашествия образование на Руси превратилось в богословское (именно монастыри в это время взяли на себя основную просветительскую роль). Лишь с середины XVII века русским людям вновь стало доступно светское обучение, его можно было получить в школах, которые создавались по европейскому образцу.

Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

В это же время широкое распространение получили геометрия (а вернее, практическое землемерие), астрономия, история, появились первые «прародители» современных толковых словарей — «азбуковники», а в буквари впервые добавили связанные тексты для чтения. Как ни странно, самой слабо развитой дисциплиной на тот момент была арифметика: лишь в XVII веке на Руси стали появляться учебники с арабскими цифрами.

Просвещённые монархи и грамотный люд

Всем известно значение реформ Петра Великого в образовании, он же сделал его обязательным для всех детей (кроме крестьян) и ввёл гражданскую азбуку, которой мы пользуемся до сих пор.

Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

Вслед за ним Екатерина II внимательно изучала педагогический опыт в ведущих европейских странах. Во времена правления императрицы в нашей стране школьников собирались даже научить мыслить самостоятельно. Но задуманное не удалось — всё сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебников: математической географии, механики, гражданской архитектуры. Однако в одном школьники уж точно были благодарны Екатерине: она запрещала любые телесные наказания учеников.

Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

В эпоху Александра I образовательная система шагнула ещё дальше, а дети получили возможность изучать граждановедение, естественное и народное право, политическую экономию, физико-математические и естественно-научные предметы, коммерцию и технологию и многое другое.

«По первое число»

При Николае I главными предметами вновь стали архаичные греческий и латинский языки. Прикладные же науки разрешалось преподавать лишь как дополнительные. А чтение курсов логики и психологии возложили исключительно на профессоров богословия. Одним словом, в это время школьная программа была скучной, а всё (начиная с причёски и заканчивая манерами) строго регламентировалось.

«Выдохнуть» ученикам удалось уже при Александре II, который вновь сделал образование доступным и разнообразным, а главное, законодательно отменил телесные наказания в средних учебных заведениях.

Сейчас мы даже не задумываемся над происхождением выражения «всыпать по первое число», а пару веков назад оно было слишком хорошо знакомо каждому ученику. В Российской империи вплоть до 1864 года в школах и церковно-приходских училищах практиковались телесные наказания, которые строго регламентировались: ровно 20 розг в месяц. Если провинности были мелкими — то наказание растягивалось на 30 дней. А за крупный промах приходилось получать месячную норму за один раз.

Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

Новый порядок

Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

С приходом советской власти в учебных заведениях ввели порядок, которому могли бы позавидовать и многие современные дети: были отменены обязательные домашние задания, отметки и экзамены. Школе предоставили все возможности для педагогических экспериментов, но к началу 30-х годов самыми главными вновь стали дисциплина и послушание. Повсеместно ввели обязательные программы и единые учебники, дошло до того, что от Калининграда до Чукотки проводились абсолютно одинаковые уроки.

Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

Вплоть до 80-х годов прошлого века в СССР была утверждена программа на «среднего» ученика, при которой на особенности детей педагоги не должны были обращать внимания. Но в 1988 году председатель Госкомитета СССР по народному образованию Геннадий Ягодин организовал учёную группу, подготовившую новую программу, в основе которой лежала идея развития личности. Внесение этих позитивных изменений ученики ощущают до сих пор, а имя Ягодина навсегда увековечено в названии Московского музея образования, которым руководил академик и куда за «школьными знаниями» пришёл АиФ.ru.

Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что представляет собой космический зонд «Кассини» и для чего он нужен?
  2. Из-за чего после первого тура выборов во Франции начались протесты?
  3. Что за корабль-разведчик ВМФ России «Лиман» затонул у берегов Турции?

Ваше отношение к идее запрета детям до 14 лет заводить аккаунты в соцсетях?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru