aif.ru counter
Сергей Зайцев 0 591

Эффект лавины. Как защитить себя от информационных атак в интернете?

Виртуальные войны сейчас очень распространены. С помощью нападок в сети, недостоверных ссылок и публикации порочащих материалов недоброжелатели портят репутацию добросовестных граждан.

Почти два года действует в России т.н. закон о забвении. Его суть в том, что с течением времени можно удалять из поисковых систем ссылки на информацию, в т.ч. и недостоверную. В ноябре начнет работать закон о запрете анонимайзеров и сервисов, позволяющих обходить блокировку. Специалисты уже сейчас начали гадать: помогут ли эти законопроекты очистить сеть от виртуального компромата.

Глобальный контроль

Есть версия, будто распространение информации в сети контролировать невозможно. Ведь сеть живая и мгновенно подхватывает выпущенную в нее информацию. Лайки, шеры, репосты какого-то события или данных тут же приводят к образованию настоящей информационной лавины. И совладать с нею проблематично. Однако люди, которые уже попадали под шквал необоснованной критики, вырабатывают меры защиты. Тем более, что есть некоторые правила, позволяющие минимизировать ущерб.

Знакомый пример

Нередко информационные атаки начинаются с вопросов, на которые есть два ответа, и оба неоднозначны. Схожим примером можно назвать ситуацию из детской книжки «Карлсон», когда главный герой спрашивал у домработницы: «Перестали ли вы пить коньяк по утрам?». Ответить на него домоправительница не смогла. Вот и в информатаке так — ложное утверждение преподносится как правда, а после на него начинает наслаиваться ложь. Порой первый источник, с которого все началось, определить сложно — нередко это бывают малоизвестные сайты, владельцев которых невозможно установить. А это значит, что обращение в суд, требование опровержения и ответного слова не работают.

Единственный выход, который есть сейчас в такой ситуации — заполнение специальной формы, чтобы реализовать свое право на забвение. Правда, это не самая простая процедура — так, например, Яндекс отмечает, что удовлетворил только 27% такого рода обращений. Отказ от юристов компании прошел в 73% случаях, из которых в 9% был частичный отказ, т.е. удовлетворены требования в отношении лишь части ссылок. И юристы тут правы: «Мы предупреждали об этом еще на стадии обсуждения законопроекта: закон закрепляет за поисковиками несвойственные им функции судов или правоприменительных органов» — говорят представители крупнейшей поисковой системы в России. До определенного времени приходилось довольствоваться и этим. Но летом 2017 года был отмечен юридический феномен, получивший неофициальное название «эффект Скрынник».

«Мощный прецедент»

Предположить, кто стоял за негативным онлайн-потоком в отношении бывшего министра сельского хозяйства Елены Скрынник, довольно сложно. Напрашивается вывод, говорят эксперты, что атаку на нее запустили те, кто не хотел ее возвращения в большую политику. Однако экс-министр сдаваться просто так не была намерена. Для начала она обратилась к поисковику. Но Яндекс отказался удалить из запросов 4 ссылки, датированных еще 2015 годом о якобы возбуждении уголовного дела об отмывании средств. По этим материалам можно было понять, что Елена Скрынник, находясь в должности сотрудника правительства страны, использовала разные мошеннические схемы, чтобы присваивать бюджетные деньги. Бывший министр не стала останавливаться на письменном отказе поисковика и обратилась в суд, который выиграла. По его решению Яндекс должен прекратить выдачу ссылок, позволяющих получить доступ из сети к недостоверной информации в отношении Скрынник.

Сама Скрынник отметила, что вердикт суда важен не только для нее: «Это яркий пример мощного судебного прецедента, который позволяет упрочить шансы на защиту своих прав всем, кто пострадал от распространения в интернете недостоверной, негативной информации».

Тут важно отметить, что экс-министр сельского хозяйства достаточно грамотно провела свою информационную защиту. С бульварными изданиями и неизвестными ресурсами она разобралась в ходе судебного заседания, очистив свое имя от клеветы. Но в политику возвращаться не стала. И не в последнюю очередь, считают эксперты, из-за того, что хоть имя свое и отстояла, все же негатив, отправленный в ее адрес, сыграл с ней злую шутку.

Азотные нападения

Одним из предприятий в стране, которое регулярно подвергается войне компроматов, является «Тольяттиазот». Предприятие считается лакомым кусочком для любого потенциального владельца. Спрос на азотные удобрения всегда устойчив, а еще предприятие обладает уникальной транспортной инфраструктурой — азотопроводом. Попытки сменить управление на предприятии незаконным путем предпринимались неоднократно. Схемы и методы были самыми разными — от атаки «людей в масках» на заводоуправление до скупки долей миноритарных инвесторов в пользу третьей стороны. Зачастую все попытки строились по следующей схеме: нужно было дискредитировать того или иного члена совета директоров. И в каждом случаи использовались тонны компромата. В ход шли обвинения в хищениях, выводе финансов за рубеж, нарушении эконорм.

Суды идут постоянно — результат их переменный. Но сейчас «Тольяттиазот» создал и крупную информационную систему, которая выдает большое количество позитивной информации о предприятии.

Бизнесмен под прицелом

Нередко атакам подвергаются и бизнесмены. Так, например, один из крупных инвесторов Артем Зуев на себе испытал все давление информационных атак. У него много разных видов бизнеса — и месторождения ископаемых, и сельскохозяйственные предприятия. Недобросовестные конкуренты нередко используют против него методы черного пиара. Зуев сдаваться не намерен и постоянно защищает свое имя в судах. Успехи очевидные — суды удовлетворяют его требования в полном объеме.

Одной из основных проблем для Зуева является тот факт, что первоисточниками ложных данных являются не СМИ, а сетевые ресурсы, которые могут быть зарегистрированными за рубежом. А такой ресурс не обязан публиковать опровержения и давать ответное слово. Однако Зуев научился справляться и с такой ситуацией. С помощью судебных решений он снимал виртуальные поклепы.

Кроме того, в «кейсе» Зуева, как и в случае с «Тольяттиазотом», работает фактор абсурда: каждый новый «компромат» вызывает подозрение к предыдущему.

«Поиск надлежащего ответчика, как правило, занимает очень много времени. Возможности анонимного присутствия в Сети позволяют скрыть подлинные имена автора, источника и лица, разместившего информацию, экстерриториальность Интернета позволяет размещать компрометирующую информацию на территории другого государства, в том числе, заключив договор хостинга с провайдером, находящимся за пределами России», — говорит юрист Михаил Дудин.

«Обращайтесь в суд»

Опускать руки не стоит, говорят специалисты. Ведь отстаивать свою репутацию стоит всеми возможными способами. «Есть разные способы борьбы с клеветой: для начала нужно просто связаться с площадками и начать диалог об удалении неправомерной информации. Если это ни к чему не приведёт, можно прибегнуть к судебной практике. Есть закон о персональных данных, закон о праве на забвение, закон о нанесении вреда репутации, защите чести и достоинства. Иногда для того, чтобы убрать недостоверную информацию, достаточно составить запросы и отправить их тем ресурсам, которые нарушили закон. Если это не сработало, эти же запросы можно отправить на рассмотрение в суд. В случае положительного решения — отправить решение суда опять же площадкам. Если и на это нет реакции, — следует отправить решение суда в Роскомнадзор. И далее уже Роскомнадзор будет исполнять решение суда в соответствии с законодательством — а именно присылать запросы площадкам на удаление информации. А в случае их отказа — блокировать страницы с информацией или площадку целиком (в зависимости от технического протокола самой площадки) до того момента, пока информация не будет удалена», — говорит профессионал по репутационным рискам и искам Нана Куликова.

Надо вступать в диалоги, заявлять свою позицию, использовать для этого площадки для скопления целевой аудитории. Надо заниматься ведением блогов, быть по максимуму открытым и просвещать общество о своей деятельности, т.е. быть по максимуму «прозрачными». Это позволит противостоять лавине негатива, которая может вылиться на человека или предприятие.

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как Росгвардия предлагает изменить правила хранения оружия?
  2. Где будут проходить выставки ЦДХ после передачи его здания Третьяковке?
  3. Кто такой Эрик «Давидыч» Китуашвили?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ