Как изменение ДНК растений остановит глобальное потепление?

Категория:  Растения
Ответ эксперта

Идей, как снизить концентрацию парниковых газов в атмосфере, высказывается много. Но все они, как правило, носят инженерный характер. Биологи из США придумали нечто совсем новое.

Они предлагают поменять генетический код растений, в результате чего те станут захватывать из атмосферы больше углекислого газа. Реально ли такое сделать?

Многие защитники окружающей среды уверены, что «точка невозврата» в выбросах парниковых газов пройдена. Даже если сейчас прекратить сжигать ископаемое топливо, глобальное потепление всё равно продолжится. А значит, нужно найти способ удалять из атмосферы вредные выбросы, снижая парниковый эффект.

Как учёным давно известно, растения захватывают углерод из воздуха естественным образом, а хранят его под землёй в своих корневых системах. Группа исследователей из Института Солка (Калифорния) открыла ген, который косвенно влияет на количество углерода, извлекаемого из воздуха. Изменив этот ген, уверяют они, можно увеличить объём углекислоты, которой дышат растения.

В своей работе учёные экспериментировали с резуховидкой Таля (Arabidopsis thaliana) — цветковым растением, часто используемым в качестве модельного организма.

«Чтобы лучше рассмотреть рост корней, я разработал новый метод их изучения в почве, — рассказывает автор исследования Такехико Огура, научный сотрудник Института Солка. — Корни A. thaliana невероятно малы, поэтому их трудно заметить. Но, разрезая растение пополам, мы смогли лучше наблюдать и измерять распределение корней в почве.

Мы обнаружили, что один ген, EXOCYST70A3, напрямую регулирует архитектуру корневой системы, контролируя путь стимулятора роста ауксина и не затрагивая другие пути. Когда мы изменили этот ген, то оказалось, что ориентация корневой системы сместилась. В почве стало больше корней, и они находились глубже. Таким образом, влияя на ген EXOCYST70A3, можно добиться увеличения корневых систем. Они станут обширнее, а значит, углерод, который растения получают из атмосферы, будет спрятан под землю ещё глубже».

Теперь биологи намерены провести ряд экспериментов, чтобы понять, насколько идентичен этот ген у разных видов и как его изменение влияет на всю экосистему. В перспективе можно будет отредактировать ДНК наиболее крупных растений с обширной корневой системой и сделать из них «природные хранилища» извлечённых из атмосферы углеводородов.

«Мы невероятно рады полученным результатам. Это лишь первый шаг на пути использования растений для очистки атмосферы Земли», — заявил другой автор исследования, Вольфганг Буш.