Юрий Белановский 6 3402

Юрий Белановский: Многодетность — между молотом и наковальней!

Оказывается, что многодетность и многодетные нуждаются в защите. Пусть и словом. Слишком многие такие семьи достаточно бедны, не очень успешны, порой несчастливы, а бывает, что и неполные. Это и ставится им в вину!

Из личного архива

Стандартная критика известна. Пусть, мол, молодые встанут на ноги, работают, заранее всё рассчитают и предохраняются. Когда тылы будут готовы, пусть рожают сколько могут. Нужно не только родить, но и воспитать. Если муж, мол, не мужик, если не может заработать с избытком, то и думать о детях нечего. Особые же эмоции вызывают те случаи, когда многодетные родители прикрываются своими детьми, сами не работают (или работают на низкооплачиваемой работе), живут на пособия, обвиняют общество в отсутствии помощи и т. д.

По большому счёту, с такой теорией я согласен.

Только у меня есть желание несколько расширить горизонт! Понимаете, эти упрёки достаточно железобетонны, чтобы на них отвечать. Они действительно справедливы. Проблема только в том, что бьют они не по той цели. 

Был такой анекдот про мужика, который просил милостыню и не ел несколько дней. Как-то от прохожего он услышал, что «надо себя заставлять». Нечто подобное происходит и с многодетностью. Она оказалась между молотом и наковальней. Молот — критика и призывы к ответственности. Наковальня — пропаганда и манипуляция на самом высоком государственном, общественном и даже церковном уровне. И главная беда в том, что семья — это не металлическая болванка, а нечто личное, живое, таинственное и очень хрупкое.

О пропаганде

И государство, и Церковь и чиновники, и священники, и епископы вот уж 20 лет твердят о демографическом кризисе и важности деторождения. Православные ещё и добавляют, что идеал христианской семьи — многодетность. Самый большой миф от государства — что многодетность поддерживается. Серьёзная православная манипуляция — что заповедь Божия — это именно, многодетность. Кто не таков — тот ущербный. Надо только начать рожать. Бог поможет. Не помог? Сами виноваты, это по грехам. 

И от первой, и от второй пропаганды пострадало очень много семей!

Даже если отбросить крайности, получается, что общее информационное, а значит, и воспитательное пространство таково, что многодетность — это средство. Или для повышения демографии или для достижения идеала. Сама семья, любовь супругов и дети ценностью не являются. Этот посыл считывается на уровне подсознания, ибо иного посыла, к сожалению, не видно. О детях, как о чуде любви, об уникальности каждого чуда рождения, о том, что это не количественная история и о том, что смысл семьи всегда субъективен, уникален и таинственен — не говорят. 

Работают ли упреки?

Проработав достаточно и в церковной среде и в благотворительности, научившись немного понимать в психологии, я теперь знаю, что упрёки, нравоучения и призывы к ответственности не работают! Я понял, что мотив семьи (почему она появилась и почему она многодетная) в разговорах о неудачах надо выводить за скобки. Не имеет значения почему семья решила рожать — это её выбор — достойный уважения и доверия. Более того, не важно даже то, почему многодетность превратилась в неудачу. Важно другое — то, что происходит «здесь и сейчас». Перед нами семья предстоит именно как «семь я», то есть живые настоящие личности, где большинство не отвечает за поведение родителей. 

Может, моё сравнение многим покажется жёстким, но я позволю предложить следующую аналогию. «Неудачу» в многодетности (ту, где нет денег, заброшенные дети, неработающие родители и т.д.) сравню с зависимостью или бездомностью. Мне знакома тема помощи и зависимым людям, и бездомным, и заключённым. Если у кого-то есть желание помочь им, то первое правило таково: помоги «здесь и сейчас», а потом уже старайся узнать их историю и вместе с ними думать о будущем. 

В церковной среде в одно время был популярен спор о том, что такое алкоголизм — грех или болезнь? Для профессионалов важны оба понятия: и болезнь, как то, что захватило человека, но поддается лечению; и грех, как тема об ответственности. Но! И это очень важно — сначала необходимо оказать помощь и дать возможность прийти в себя, в своё свободное и ответственное состояние! А потом можно начинать долгий процесс по осмыслению причин и поиску решения.

Никому не нужны

Мы почему-то забываем, что слишком часто таким многодетным «неудачникам» нечем себя упрекнуть. Они жили правильно и... оказались у разбитого корыта! Всматриваясь назад в жизнь по шагам, остаётся понимание — вроде всё так. Всё вокруг пичкали той самой идеологией, поддакивали и улыбались. Значит это хорошо! Когда создали семью, родные и близкие радовались и первенцу, и второму. Родные помогали. Хотя бывает и так, что все отвернулись. Сначала было незаметно, но со временем пришло понимание, что много сил уходит именно на детей, особенно когда они пошли в школу. Муж работает. Жена с детьми и по хозяйству. И вот, для кого-то наступает момент, когда денег не хватает, сил тоже, а если что-то случилось (болезнь, например, или мужа уволили), то тут-то многодетные понимают, что они по большому счёту никому кроме горстки родных не нужны! Ни государству с его копеешными подачками, ни церкви с её идеалами, ни даже благотворительности, ибо оказывается, что сами виноваты в своей многодетности. 

Многодетность из радости и лёгкости и полноты очень просто может превратиться в надрыв, одиночество, пустоту, рутину, депрессию. И тогда кругозор родителей схлопывается! Весь мир идёт на семью войной! Даже простая простуда малыша оборачивается проблемой, способной подтопить семейный корабль на несколько месяцев. Все силы уходят не на жизнь, а на выживание, на то, чтоб стоять ровно!

Да, может быть когда-то молодые начали с «ошибки», да, может ими сманипулировали, да, они сглупили или не рассчитали сил, да, положились на Бога и... проиграли. Они когда-то поверили, пошли этим путем, и оказалось, что как и во многих других областях — это их проблема!

Какая позиция мне ближе?

Я бы предложил критикам многодетных подумать и о стариках. Сегодняшних стариках. Ни у кого же не поворачивается язык говорить им: «Что ж, вы строили безбожный коммунизм, мало рожали, плохо воспитывали... некому вам помочь... так вам и надо!». Да, люди могли совершить и совершают ошибки, но именно здесь и именно сейчас мы понимаем, что наши старики, даже те, кто в домах престарелых, достойны понимания, сострадания, и помощи.

А что мы видим в благотворительности и церковном служении? Часто, желая помочь ближним или реализуя свои убеждения, человек оказывается «неудачником». Он помогает другим, служит ближним и Богу, но его карьера, заработок, личное благополучие, здоровье, даже семья или дружба — всё это порой оказывается ниже плинтуса. Ему не зазорно жить на пожертвования, а жертвователям не зазорно ему платить зарплату, хоть и скромную. И такому человеку тоже можно сказать, что он сам это выбрал, пусть терпит, лучше бы шёл в бизнес и т.д. Но, к счастью, так говорят редко. Мы ещё не разучились чувствовать цену добру и милосердию.

То же самое мы видим в Церкви в отношении личной жизни и греха. Люди приходят с идеалами, борются с грехами, мечтают о хорошем. Но со временем приходят к тому, что выигрыша нет и нет. Грехи, в общем, не ушли, сил для «правильной» церковной жизни нет, остаётся только надеяться на Бога, терпеть и в духовном смысле выживать. Сколько людей терпят крах по отношению к идеалам духовности. Христианство бессмысленно, если человек выбрал его не сам, если не несёт ответственности. Но эта ответственность может быть истощена, почти прозрачна, еле теплится. И всё же Бог дает шанс, Он не говорит своим ученикам: «Если вы не держите «планку», то идите вон». Нет. Христос призывает взывать о помощи и призывает помогать!

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Ирина Лем
    |
    12:06
    23.12.2013
    5
    +
    -
    Теоретически автор очень прав. А практически... Я не против многодетных семей, пусть живут, как хотят. Но лично я не стала бы заводить детей, потому что мне было бы их жалко растить в такой злобной и неприветливой обстановке, в постоянном стрессе, в борьбе с обстоятельствами и прочими неприятностями. Даже богатые здесь не испытывают комфорта в жизни, а что говорить о менее обеспеченных? А как подумаешь, что ждет детей в будущем: девочку изнасилует маньяк или мигрант, мальчика убьют в армии... Вот такие мысли.
  2. Леонид г. Тим
    |
    10:53
    23.12.2013
    2
    +
    -
    Допустим,на призывы создавать многодетные семьи,молодожёны откликнутся и начнут размножаться сам-пять. Каковы будут последствия этого демографического взрыва,кто нибудь просчитывал,Сегодня на планете не могут трудоустроиться миллимоны людей.Увеличив население планеты,пусть даже по схеме-сам-три,мы получим 21 миллиард ,с поправкой на естественную убыль,цифра будет меньше,но ведь и научно-технический прогресс не стоит на месте,уничтожая рабочие места.Чем будут заниматься "лишние" люди? Кому "показалось мало",наблюдая нынешние толпы безработных?
Комментарии (6)
  1. Леонид г. Тим
    |
    10:53
    23.12.2013
    2
    +
    -
    Допустим,на призывы создавать многодетные семьи,молодожёны откликнутся и начнут размножаться сам-пять. Каковы будут последствия этого демографического взрыва,кто нибудь просчитывал,Сегодня на планете не могут трудоустроиться миллимоны людей.Увеличив население планеты,пусть даже по схеме-сам-три,мы получим 21 миллиард ,с поправкой на естественную убыль,цифра будет меньше,но ведь и научно-технический прогресс не стоит на месте,уничтожая рабочие места.Чем будут заниматься "лишние" люди? Кому "показалось мало",наблюдая нынешние толпы безработных?
  2. Ирина Лем
    |
    12:06
    23.12.2013
    5
    +
    -
    Теоретически автор очень прав. А практически... Я не против многодетных семей, пусть живут, как хотят. Но лично я не стала бы заводить детей, потому что мне было бы их жалко растить в такой злобной и неприветливой обстановке, в постоянном стрессе, в борьбе с обстоятельствами и прочими неприятностями. Даже богатые здесь не испытывают комфорта в жизни, а что говорить о менее обеспеченных? А как подумаешь, что ждет детей в будущем: девочку изнасилует маньяк или мигрант, мальчика убьют в армии... Вот такие мысли.
  3. Татьяна
    |
    18:34
    23.12.2013
    2
    +
    -
    думаю, это все правильно о пропаганде. но, нам много чего через СМИ внушают- нормальный человек все критически должен оценивать. я не сторонница многодетности и никакие уловки не помогут. в статье не понравилось отношение к церкви (как будто это для людей хорошо и мол бог не покинет...)Я-убежденный атеист и мне не нравится когда массы людей живут богом(в неведении). дети в таких семьях 100% несчастны..
  4. klm-57
    |
    00:59
    26.12.2013
    0
    +
    -
    Не согласен с автором. Манипуляция идет совсем с другой стороны и направлена на снижение рождаемости любыми возможными методами, вплоть до популяризации нетрадиционных отношений.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Куда обращаться, если не пришла пенсия?
  2. Действительно ли современные люди глупее предыдущих поколений?
  3. Почему нельзя выбрасывать старые холодильники, не сняв дверцу?




Каких изменений от реформы тарифов ОСАГО вы ждете?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ