Примерное время чтения: 3 минуты
12032

Нас отучают думать

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. Настало время духовной пищи 25/02/2015
Михаил Веллер.
Михаил Веллер. www.russianlook.com

Михаил Веллер, писатель, философ

Дело не в том, что ты знаешь. Дело в том, что ты понимаешь. Можно знать всё и не понимать ничего. Недавно я решал вопросы. Не те, где пилятся миллиарды, а те, что в ЕГЭ по литературе. Из четырёх вопросов на один я не ответил — как называется отображение душевных движений человека и т. д. Оказалось, правильный ответ — «психологизм».

Все определения психологизма я знаю и имею собственное. Но этот вопрос — всё равно что спросить, как называется изображение людей и природы на холсте красками. Правильный ответ — картина, а не живопись. То есть вопрос грамматически и семантически некорректен.

Возможно, школьник догадается, о чём его пытаются спросить экзаменаторы. Но понимает ли этот догадливый школьник трагедию советских народов в ходе Великой Отечественной войны? Понимает ли, на что способен человек в экстремальных обстоятельствах? Понимает ли он родство Андрея Соколова из шолоховской «Судьбы человека» с толстовским Платоном Каратаевым и Павкой Корчагиным Островского? Но понимать его не учат.

Более того, понимать нас отучают. Мы можем говорить о росте цен, мы можем ругать правительство, мы можем рассуждать о достоинствах и недостатках чего бы то ни было. Но увязать воедино мы это не можем — нас этому не учат.

ЕГЭ по литературе важен тем, что литература — это базовый аспект воспроизводства культуры. Литература должна учить людей видеть взаимосвязь всех явлений — добра и зла, любви и ненависти, правды и лжи. Чтобы человек смотрел на жизнь открытыми глазами и не заменял открытые глаза набором трафаретов в голове. От ученика требуется одно: чтобы он умел понимать. А понимать — это то же самое, что думать. Думаешь — и иногда поймёшь.

Во всём мире мы видим нарастание непонимания. Когда все, начиная с политиков и журналистов, способны транслировать факты, но не способны их анализировать. Нужно учить анализировать, а не транслировать. Что толку, что мы чего-то выучим. Потом напишут другие учебники, и следующее поколение школьников выучит что-то другое. А то, что происходит кругом, от чего зависят наши судьбы и судьбы наших детей, мы, как младенцы или пьяные, видим, но не понимаем. Сползаем куда не надо, чувствуем, что что-то идёт не так, знаем, что не так, но не понимаем, как исправить... Так что эти заранее выученные ответы на заранее составленные вопросы нынешней цивилизации обойдутся ещё очень дорого.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (14)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах