aif.ru counter
Вячеслав Костиков 17 3289

Готовят новых Пушкиных

Сможет ли Россия отыскать таланты для своего будущего?

Вячеслав Костиков.
Вячеслав Костиков. © / АиФ

Прогуляться в начале сентября по улицам Москвы (и не только Москвы) одно удовольствие. Бабье лето, тепло. Женщины похорошели от загара и отдыха. Ещё свежи воспоминания об отпусках и заморских пляжах. Благодать!

И вместе с тем для семей, у которых есть дети, сентябрь - один из самых тревожных месяцев года. Тревоги и опасения начинаются с первого класса. Причём обременительная цена сборов первоклашек в школу - далеко не самая большая забота. Родителей больше беспокоит другое. В какую школу удастся определить ребёнка? Будут ли там хорошие учителя? Каково будет детское окружение? Не окажется ли, что в классе больше детей, едва говорящих по-русски и воспитанных в другой культуре? Не отобьют ли трудности школьной программы охоту к учёбе? Словом, какие шансы даст школа для будущего их детей.

Образцовые школы

В советские времена многих из этих проблем не существовало. Да, в центре Москвы имелось несколько так называемых образцовых школ, где учились «кремлёвские дети». Самой известной была Образцовая школа № 25. Там помимо «кремлёвской принцессы» - дочери Сталина Светланы - учились дети Молотова, Берия, Булганина, Микояна. Но чтобы у учеников и их родителей не возникало ощущения элитарности, в школу № 25 принимали и детей из простых рабочих семей. И они составляли большинство. Никаких поблажек «кремлёвским деткам» не делалось. Одним из немногих послаблений  было то, что Светлану Сталину в школу привозил шофёр. Но это было не из-за принадлежности к «высшему слою», а из соображений безопасности. А в 1934 году и само понятие «образцовая школа» было отменено постановлением Совнаркома: классовое равенство в СССР последовательно поддерживалось на всех уровнях жизни, и прежде всего в системе образования.

Путёвка в гении

Сегодня принцип равенства возможностей, прописанный в Конституции, из сложившейся социально-политической практики фактически исчез. У кого больше кошелёк, тот и двигает своих чад в гении. Разделение на чистых и нечистых начинается фактически с первого класса. А для некоторых семейств, имеющих возможность нанимать иностранных гувернёров, и ещё раньше - с элитарного дет­ского сада.

Реклама чётко улавливает эти тенденции. На элитных направлениях из Москвы, где сегодня в своих дворцах обитают избранные счастливчики, ежегодно ближе к сентябрю появляется реклама, живописующая прелести частных элитарных школ. Обучение сразу на трёх языках! Среди преподавателей - «настоящие англичане и французы»! «Мы готовим для страны новых Пушкиных, Чайковских, Менделе­евых и Эйнштейнов». Так гласит реклама. Нетрудно догадаться, что плата за «путёвку в гении» неподъёмна для большинства семей.

О серьёзном социальном неравенстве в сфере образования свидетельствует, в частности, быстро разрастающаяся сфера репетиторства. Из-за низких заработков и возрастающей нагрузки учителя (как правило, лучшие) всё чаще уходят в репетиторы. А обеспеченные родители, не полагаясь на квалификацию учителей, нанимают для своих детей репетиторов с подтверждённой репутацией, иногда чуть ли не с докторскими дипломами. Сегодня рынок репетиторства превышает 30 млрд руб. в год и растёт на 14% ежегодно.

Кто отыщет талант?

Ради точности оценок нужно сказать, что разделение детей на гениев и хлебопашцев существует с незапамятных времён. С тех пор, когда общество стало делиться на сословия. В том числе и в России. Образование дворянских, крестьянских, а позднее и пролетарских детей было по­просту несопоставимо. И трудно сказать, стал бы А. Пушкин «нашим всем», если бы учился не в элитарном Царскосельском лицее, а его воспитанием занимался бы сельский «батюшка». Привилегированные школы и сегодня существуют в развитых странах Европы и США. И именно они, а не обычные городские школы открывают путь к Оксфорду, Кембриджу и Итону. В Европе это считается нормой. Но неравенство корректируется широкой системой грантов и стипендий.

Задача общества, на мой взгляд, не в том, чтобы запретить «образцовые школы», школы для одарённых детей или практику отправления детей на учёбу за границу. Задача в том, чтобы хороший уровень обучения был в обычных городских и сельских школах. И чтобы учителя этих школ имели достойную оплату, а не бежали бы из этих школ в частные или в систему репетиторства.

Нередко можно услышать рассуждения о том, что, дескать, большой талант путь к успеху так или иначе найдёт. Да, такое правило в отдельных случаях действует. Чаще всего в сфере искусства. Талант И. Кобзона, родившегося в местечке Часов Яр на Украине, раскрылся во время службы в Советской армии и через сложные перипетии судьбы привёл его в конце концов в Москву. Американскому рок-певцу Э. Пресли потребовалась вся американская предприимчивость и настойчивость, чтобы выбиться в мировые знаменитости. Учителя в школе говорили ему, что у него нет музыкальных способностей. К счастью для Элвиса, родители в 11 лет вместо обещанного велосипеда подарили ему гитару. Но такие судьбы скорее исключение. Практика же жизни состоит в том, что талант может просто зачахнуть в местном захолустье или в условиях бедности, когда все силы семьи уходят на выживание.

К сожалению, бедность становится серьёзной преградой на пути одарённых детей к реализации своих задатков. Сегодня, даже по официальной статистике, каждый третий ребёнок в возрасте до 16 лет относится к категории бедных. Сколько из них смогут осознать, что у них есть способности или талант? И стать гордостью России. К сожалению, популярная телевизионная игра «Ищем таланты» - это лишь игра, а не практика жизни.

*  *  *

Психологи утверждают, что по-настоящему умных людей мало. Ещё меньше людей с большим талантом. Да, советская наука блистала именами Сахарова, Ландау, Капицы, но индустриальная мощь СССР строилась сотнями тысяч инженеров и техников, окончивших рядовые советские вузы и техникумы. Таланты становятся видны, когда у них есть возможность стать объектом общественного интереса и общественной поддержки. Успехи страны зависят не от случайно найденных Эйнштейнов и не от сотни-другой одарённых детей, родители которых смогли отправить их учиться в Оксфорд. Будущие успехи России зависят от того, получат ли доступ к знаниям и культуре миллионы наших детей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Рашит ханнанов
    |
    09:52
    12.09.2018
    5
    +
    -
    Слабость не только данной статьи, а всех СМИ в том, что сейчас полностью отсутствует системное мировоззрение по вопросам управления обществом.Поэтому получается, что отдельные правильные мысли автора подаются вкупе непонятно с чем. И в итоге получается разговор ни о чем. Т.е. статья автора ничем не отличается от случайного разговора бабок на скамеечке, когда коротают время, присматривая за внуками. На самом деле задача современного образования заключается не в в том, чтобы готовить высокоинтеллектуальных людей, которые будут трудится во благо общества. Нет. Задача намного проще. Создать такую систему образования, которая будет оптимальной для финансовых олигархов. А что для этого нужно ? Олигархи рассматривают народ как контингент, который должен создавать идеальные условия для их (олигархов) существования. Для этого достаточно, чтобы вообще только лишь незначительная часть народа была хорошо образованной. А большое количество грамотных и умных людей начинает представлять угрозу основам существования финансовой олигархии. Внедрение системы ЕГЭ имело своей целью в основе именно это. Т.е. детей людей на кластеры. Причем сначала этого даже никто и не заметил. А ведь что мы сейчас имеем ? ЕГЭ привело к тому, что дети бедняков автоматически и массово стали уходить из школы после 9 класса. Ибо не имея денег на оплату репетитора ЕГЭ не сдашь. Поэтому рассуждения Костикова это бесплодные фантазии.
  2. Lemost
    |
    04:44
    12.09.2018
    4
    +
    -
    "Психологи утверждают, что по-настоящему умных людей мало." - Откуда автор почерпнул такие сведения? Что за психологи у него? Где он их набрал? По теме: разумеется, от педагога многое зависит: "Только личность может воспитать личность" (К.Д. Ушинский). Но главное зависит от обучаемого. Как заметил Д.И. Менделеев: "Без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев". "Гений - это 99% пота и 1% вдохновения" (Т. Эдисон). А как обстоят дела с трудолюбием у детей "элитарных" слоёв общества? Так себе, по-моему. Нет? Поэтому вырастить гения искусственным путём - шансов практически нет. И лучше бы автору не употреблять такие термины: "Элита,элитарный". Они сильно скомпрометированы, увы, и подразумевают уже противоположный смысл. А образование - тут автор прав - образование в России поднимать надо, как и здравоохранение, и промышленность, и сельское хозяйство, и культуру, и всё остальное. Это такое "наследие" от нынешних "элит" потомкам: "Разгребайте, потомки, за нами кучи завалов - мы вам наклали сполна".
Комментарии (17)
  1. Lemost
    |
    04:44
    12.09.2018
    4
    +
    -
    "Психологи утверждают, что по-настоящему умных людей мало." - Откуда автор почерпнул такие сведения? Что за психологи у него? Где он их набрал? По теме: разумеется, от педагога многое зависит: "Только личность может воспитать личность" (К.Д. Ушинский). Но главное зависит от обучаемого. Как заметил Д.И. Менделеев: "Без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев". "Гений - это 99% пота и 1% вдохновения" (Т. Эдисон). А как обстоят дела с трудолюбием у детей "элитарных" слоёв общества? Так себе, по-моему. Нет? Поэтому вырастить гения искусственным путём - шансов практически нет. И лучше бы автору не употреблять такие термины: "Элита,элитарный". Они сильно скомпрометированы, увы, и подразумевают уже противоположный смысл. А образование - тут автор прав - образование в России поднимать надо, как и здравоохранение, и промышленность, и сельское хозяйство, и культуру, и всё остальное. Это такое "наследие" от нынешних "элит" потомкам: "Разгребайте, потомки, за нами кучи завалов - мы вам наклали сполна".
  2. Ишак Матрос
    |
    08:14
    12.09.2018
    0
    +
    -
    Теснее сплотим наши ряды вокруг культурного взаимодействия России с Францией! Каждому Пушкину – по Дантесу!
  3. Рашит ханнанов
    |
    09:52
    12.09.2018
    5
    +
    -
    Слабость не только данной статьи, а всех СМИ в том, что сейчас полностью отсутствует системное мировоззрение по вопросам управления обществом.Поэтому получается, что отдельные правильные мысли автора подаются вкупе непонятно с чем. И в итоге получается разговор ни о чем. Т.е. статья автора ничем не отличается от случайного разговора бабок на скамеечке, когда коротают время, присматривая за внуками. На самом деле задача современного образования заключается не в в том, чтобы готовить высокоинтеллектуальных людей, которые будут трудится во благо общества. Нет. Задача намного проще. Создать такую систему образования, которая будет оптимальной для финансовых олигархов. А что для этого нужно ? Олигархи рассматривают народ как контингент, который должен создавать идеальные условия для их (олигархов) существования. Для этого достаточно, чтобы вообще только лишь незначительная часть народа была хорошо образованной. А большое количество грамотных и умных людей начинает представлять угрозу основам существования финансовой олигархии. Внедрение системы ЕГЭ имело своей целью в основе именно это. Т.е. детей людей на кластеры. Причем сначала этого даже никто и не заметил. А ведь что мы сейчас имеем ? ЕГЭ привело к тому, что дети бедняков автоматически и массово стали уходить из школы после 9 класса. Ибо не имея денег на оплату репетитора ЕГЭ не сдашь. Поэтому рассуждения Костикова это бесплодные фантазии.
  4. Виктор Лапшенков
    |
    14:14
    12.09.2018
    0
    +
    -
    Из личной прктики, окончил вечерний факультет МАТИ в 1978г., преподавал в колледже в 2012г. Только бюджетное высшее образование за 2-3 года строго по выбранной специальности.Не надо раздувать штат не профильных преподавателей. Обязательное на 3 года распределение на предприятия регионов- школы, больницы, поликлиники ит.п.Тогда посмотрим ,как "богатенькие"захотят получить высшее. Больше развивать вечернее образование.
  5. Александр Гукало[odnoklassniki]
    |
    05:11
    17.09.2018
    0
    +
    -
    Виктор Лапшенков: Распределять некуда. Рабочих мест не хватает. Требуется только неграмотная рабсила за копейки((
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем опасен фиктивный брак?
  2. Чем рискует покупатель, оплачивая счет напрямую на карту продавца?
  3. Кто такой Сантьяго Солари, ставший главным тренером «Реала»?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ