Георгий Малинецкий 2 1183

Какой ещё реформы не хватает школе?

ВУЗы определили имена зачисленных. Следующие четыре года студенты будут постигать азы выбранной профессии, зарабатывая себе путёвку в жизнь.

Георгий Малинецкий.
Георгий Малинецкий. © / РИА Новости

А тем временем исследователи РАНХиГС выяснили, что чуть ли не половина выпускников вузов выбирают профессию наобум. Так почему бы не вернуть в школы систему профориентации, которая была в СССР?

Георгий Малинецкий, математик, доктор физ.-мат. наук, профессор:

У нас много людей с дипломами о высшем образовании. Но, судя по тому, что Госдума принимает закон, разрешающий водить самолёты на российских авиалиниях гастарбайтерам, дела со специалистами обстоят плохо.

Не устаю повторять: одна из причин глубокого кризиса высшей школы — ЕГЭ. Если раньше вузы сами отбирали выпускников школ, то с введением ЕГЭ они оказались в положении бань или парикмахерских, обязанных обслужить любого клиента, который предъявит им бумажку о его сдаче.

Именно ЕГЭ уничтожил профориентацию. Университеты оказались сплошь и рядом заполнены случайными людьми, которым не очень важно, заниматься им пивоварением или мыловарением. Они не мечтают стать инженерами, врачами или учителями — им просто нужно провести несколько лет в вузе, а там видно будет.

Прежде всего нам следует изменить отношение общества к образованию. Это не услуга, как утверждают некоторые чиновники, а система, формирующая личность, определяющая её место в обществе, а в конечном счёте — судьбу страны.

Навыки, важные для профориентации, необходимо прививать уже в начальной школе. Она открывает детям двери в будущее. С 5-го по 9-й класс ребятам важно пробовать себя во многих видах деятельности, смотреть, что у них лучше получается, что нравится. У ребёнка должно сложиться представление о желаемой будущей профессии. Но такого в современной средней школе, за некоторым исключением, и в помине нет.

Нам стоит вспомнить и об идеях Макаренко. Сейчас их изучают и пропагандируют в десятках стран, где готовят тружеников и творцов. А в России, где взят курс на подготовку «квалифицированных потребителей», индивидуалистов и «адаптантов», этот опыт основательно забыт. А ведь его можно было бы положить в основу системы профориентации, направленной не на индустрию, а на постиндустриальное общество. Это многое изменит к лучшему.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (2)
  1. Galla*
    |
    08:27
    20.08.2017
    0
    +
    -
    Очень правильная статья. Образование не может быть услугой. Единственное что, выдержит ли образование еще реформы. Постоянное реформирование образование постоянно его разрушает.
  2. Василиса
    |
    18:25
    22.08.2017
    0
    +
    -
    А для чего они хотят 4 года проболтаться в университете? 30% - чтобы отсрочить, или избежать, или повзрослеть на 4 года к службе в армии. Если бы армия была профессиональная, эта молодежь пошла бы на производство или в профессиональные училища.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие пять книг на английском языке названы лучшими за последние полвека?
  2. Нужен ли полис ОСАГО, если есть КАСКО?
  3. Как понять, что собака может на вас напасть?




Вы бы хотели, чтобы тарифы ОСАГО изменились?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ