aif.ru counter
Вячеслав Костиков 30 4814

Кто сыграл в ящик?

Социологи утверждают: федеральные телеканалы утрачивают доверие населения.

Вячеслав Костиков.
Вячеслав Костиков. © / АиФ

Население России в подавляющем большинстве продолжает смотреть телевидение, и в том числе пропагандистские ток-шоу. Деваться некуда: у большинства просто нет денег, чтобы позволить себе качественную культурную жизнь. Но круг интересов публики потихоньку меняется. 

Новый перепляс

В праздничные дни отдушиной для беднеющего населения стали уличные развлечения. Городские власти, понимая, что людям нужно как-то отвлечься от тягот ежедневной жизни, всё чаще устраивают доступные для населения празднества. Русский перепляс вкупе с дешёвой лотковой едой многим действительно заменяет театр и филармонию. Людям нравится, в выходные в центре городов не протолкнуться. Но в будни главным развлечением и источником информации остаётся телевидение.

Хотя отношение к «ящику» в последние годы стало меняться. Да, полёживая на диване с бутылочкой пива, народ всё ещё хохочет над незатейливыми (и всё чаще скабрёзными) шутками телевизионных балагуров. Но из-за падения качества телепередач смех всё чаще превращается в ржачку. А политические шоу стали напоминать балаганы, где нередко доходит до взаимных оскорблений и драк.

Но не это беспокоит «инженеров человеческих душ». Социологи фиксируют падение доверия к информации, исходящей из властных источников. С 2015 г. оно упало почти в 2 раза. На политическом олимпе с ностальгией вспоминают времена, когда сообщения под рубрикой «ТАСС уполномочен заявить» казались верхом достоверности. Сегодня, если верить соцопросам, лишь 15% телевизионной аудитории воспринимает информацию из «ящика» с полным доверием.

Тревогу телевизионного (и политического) начальства вызывает и то, что центральные телеканалы утрачивают доверие не только образованных городских слоёв населения, молодёжи, но и жителей сельской глубинки, пенсионеров, военных-отставников. А ведь это главные закрома голосов поддержки во время избирательных кампаний.

Бегут от «ящика»

Но рост недоверия к официальной информации – лишь часть головной боли для политических штабов. Недоверие к телевизору сопровождается и сокращением числа зрителей. Есть мнение, что телевидение теряет аудиторию из-за развития Интернета и соцсетей. Мне кажется, это не совсем так. Переток, конечно, есть. Но телевизионная публика сокращается едва ли не быстрее, чем растёт число поклонников Интернета. По данным Фонда «Общественное мнение», с 2015 г. доверие к Первому каналу упало с 53 до 37%, к «России-1» – с 46 до 33%, к НТВ – с 22 до 15%, к «России-24» – с 17 до 9%.

Война цифр

Неудобная для власти ситуация возникает не только в сфере СМИ. Нечто подобное происходит и со статистикой. Манипулировать цифрами в угоду красивой картинке всё труднее. Сталинские времена, когда статистика считалась буржуазной лженаукой и фактически была запрещена, миновали. Попытки начальства подправить картину жизни путём корректировки «правил статистики» время от времени предпринимаются и сейчас, но они всё более критически воспринимаются обществом. К тому же хотят того власти или нет, но реальные статистические таблицы нам каждый день показывают прилавки магазинов и рынков, платёжки за газ и электричест­во, билеты на общественный транспорт, ценники на автозаправках и автостоянках.

По той же причине всё более «отвязно» ведёт себя и социология. Несмотря на то что многие социологические службы получают заказы на исследования от правительства и из Кремля, результаты опросов выявляют картины жизни, весьма отличные от тех, которые нередко рисует телевидение. Интересно, что в последнее время в оценках социологических служб, ориентирующихся на разные группы влияния, всё меньше разночтений. Понятно почему: картину народной жизни и состояние экономики можно слегка подкорректировать в угоду тому или иному заказчику, но серьёзная фальсификация сегодня уже невозможна.

*   *   *

В последнее время благодаря Интернету и появлению независимых общественных образований в открытом доступе появляется всё больше информации, которую власти неспособны ни сдерживать, ни контролировать. Чиновникам, депутатам, политикам всё чаще приходится изворачиваться, чтобы хоть как-то объяснить тот или иной неприятный казус из собственной или общественной жизни. Им на помощь приходят и полчища пресс-секретарей. Сегодня в каждом приличном ведомстве имеется свой сладкоголосый соловей или бойкая синичка, в задачу которых входит разъяснять народу деяния начальства и давать ежедневный «отлуп» клеветникам. Похоже, скоро в России у каждого дворника будет свой пресс-секретарь, который будет разъяснять народу, почему с крыш падают сосульки и почему улицы нужно поливать солёной жижей.

Проблема в том, что пропагандистский артистизм из «ящика» привёл к тому, что население перестаёт понимать, по правильному ли пути идёт страна. Согласно последним опросам «Левада-центра», уже 45% населения считают, что мы стали двигаться в неверном направлении. И хотя 42% уверены в обратном, власти насторожились. Пошли разговоры о том, не пора ли, дескать, наладить доверительный диалог с обществом и не нужна ли реформа телевидения. Пока дискуссия ограничивается тем, каким каналам дать больше денег – развлекательным или информационным. Ответы, между тем, на мой взгляд, лежат совсем в другой плоскости.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Шершень
    |
    18:14
    15.02.2019
    4
    +
    -
    "Те, кто прав по жизни, уверен в этом и одобрен большинством, сидит тихо. Зачем писать? Все и так понятно. Солнце встает по утрам. Зима холоднее лета. Россия - великая империя с достойным президентом. Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным... А вот всякого рода эксцентрики, извращенцы и наемные блохеры вынуждены орать, извиваться, притягивать к себе внимание. Гомосеки пытаются доказать, что не хуже бабников, а бабники просто живут... Это все закон жизни. Практика - критерий истины. Правда молчалива, ложь криклива и эпатажа." (AlexZenit) Cont.
  2. Рашит ханнанов
    |
    08:38
    13.02.2019
    3
    +
    -
    Довольно правильная статья. Видимо, уже и в АиФ стали осознавать, что их газету серьезные люди уже практически перестали читать. Ничего полезного-познавательного. Я, например, сейчас тоже захожу сюда редко. Чисто убедится в своей правоте. Если посмотреть, что читают люди в АиФ, то это сплетни. Вот недавно вся правая колонка!, в которой указывается рейтинг самых читаемых статей была, судя по названиям была посвящена фактически никому неизвестному певцу Децлу:что ел-пил, где бывал и т.д. и т.п. Причин падения доверия к СМИ две. Первая. Иудео-христианская модель общества, как смесь мистицизма с атеизмом, ведет в тупик. И ясно, что она дать человечеству уже ничего не может кроме глобальной катастрофы. Причем и климатической, а не только гуманнитарной. Население интуитивно-подсознательно предстоящий крах ощущает. И это обстоятельство невозможно прикрыть пропагандой. Отсюда и почва для недоверия. Вторая причина кроется в психике людей. Абсолютное большинство людей не может думать и решать на перспективу. И это позволяет финансистам манипулировать общественным сознанием. А СМИ это в первую очередь инструмент для манипуляции сознанием. Это в СССР мы считали, что СМИ выполняет, или призвано выполнять, созидательную роль. И на самом деле определенную созидательную функцию советские СМИ все-таки выполняли. Современные СМИ имеют совершенно другую функциональную задачу. Это обслуживание интересов узкого круга лиц мирового масштаба. Как выполняется эта задача и в чем она заключается? Задача заключается в запудривании мозгов населения малозначимыми идеями и отвлеченной информацией. Цель не дать здоровым силам общества объединиться и выработать какую-то разумную политику на перспективу. Выполняется эта задача очень просто. Все главреды и ведущие журналисты очень искусно и незаметно прикармливаются международными финансистами. Происходит это через систему всевозможных грантов-конкурсов и т.д. и т.п. Для нужных людей создаются искусственные рейтинги.Этих людей приглашают на всякие тусовки-фуршеты, где им ненавязчиво внушают нужные мысли и идеи. Таким образом, в обществе создается "мнение света". А дальше уже как по маслу, как в известной сатире русских классиков 19 века. Человек, который будет пытаться высказывать здравые мысли, мгновенно объявляется злодеем-вольнодумцем и т.п. и т.д. И начинается травля.
Комментарии (29)
  1. Рашит ханнанов
    |
    08:38
    13.02.2019
    3
    +
    -
    Довольно правильная статья. Видимо, уже и в АиФ стали осознавать, что их газету серьезные люди уже практически перестали читать. Ничего полезного-познавательного. Я, например, сейчас тоже захожу сюда редко. Чисто убедится в своей правоте. Если посмотреть, что читают люди в АиФ, то это сплетни. Вот недавно вся правая колонка!, в которой указывается рейтинг самых читаемых статей была, судя по названиям была посвящена фактически никому неизвестному певцу Децлу:что ел-пил, где бывал и т.д. и т.п. Причин падения доверия к СМИ две. Первая. Иудео-христианская модель общества, как смесь мистицизма с атеизмом, ведет в тупик. И ясно, что она дать человечеству уже ничего не может кроме глобальной катастрофы. Причем и климатической, а не только гуманнитарной. Население интуитивно-подсознательно предстоящий крах ощущает. И это обстоятельство невозможно прикрыть пропагандой. Отсюда и почва для недоверия. Вторая причина кроется в психике людей. Абсолютное большинство людей не может думать и решать на перспективу. И это позволяет финансистам манипулировать общественным сознанием. А СМИ это в первую очередь инструмент для манипуляции сознанием. Это в СССР мы считали, что СМИ выполняет, или призвано выполнять, созидательную роль. И на самом деле определенную созидательную функцию советские СМИ все-таки выполняли. Современные СМИ имеют совершенно другую функциональную задачу. Это обслуживание интересов узкого круга лиц мирового масштаба. Как выполняется эта задача и в чем она заключается? Задача заключается в запудривании мозгов населения малозначимыми идеями и отвлеченной информацией. Цель не дать здоровым силам общества объединиться и выработать какую-то разумную политику на перспективу. Выполняется эта задача очень просто. Все главреды и ведущие журналисты очень искусно и незаметно прикармливаются международными финансистами. Происходит это через систему всевозможных грантов-конкурсов и т.д. и т.п. Для нужных людей создаются искусственные рейтинги.Этих людей приглашают на всякие тусовки-фуршеты, где им ненавязчиво внушают нужные мысли и идеи. Таким образом, в обществе создается "мнение света". А дальше уже как по маслу, как в известной сатире русских классиков 19 века. Человек, который будет пытаться высказывать здравые мысли, мгновенно объявляется злодеем-вольнодумцем и т.п. и т.д. И начинается травля.
  2. Коля Дроздовъ
    |
    09:04
    13.02.2019
    0
    +
    -
    Цель всех манипулирований-сохранить себя,как можно дольше.Зеркала становятся врагами тогда,когда вместо ЗОЖ бухаешь с самого утра.И вот уже в отражении зеркала смотрит на тебя не милое интеллигентное лицо, а одутловатая от системного перепоя морда лица.Выход один-бить зеркала.
  3. Леонид г. Тим
    |
    09:44
    13.02.2019
    0
    +
    -
    А намедни"!глубинные" смыслы наконец-то вбросили в социум-для обоснования конституционных изменений.Не в холостую,однако, последние 12 лет точечной работы СМДИ (средств массовой дезинформации).
  4. Любовь Яковлева[vkontakte]
    |
    10:38
    13.02.2019
    1
    +
    -
    Нужно быть полным идиотом, чтобы слушать изо дня в день, как холёные, сыто кормленные морды вещают, что на Украине дела плохи, а в США очень плохи, а наша экономика растёт как на дрожжах. Кому интересна статистика, которая публикует цифры инфляции в 4-5%, когда в магазинах ценники выросли на 40-50%? В интернете всему верить нельзя, но в "ящике" верить нельзя ничему. Телевизионные каналы финансируются очень щедро, и государством, и толстосумами, но и это уже не помогает. После пенсионной реформы многие поняли, какого дурака сваляли год назад. Когда счета за ЖКХ станут выше пенсий и зарплат, проснутся и остальные, тогда уж никакой "ящик" точно не поможет.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем занимается фонд Baring Vostok и за что задержали его руководство?
  2. Кто такой Владимир Ковтун и чем он известен?
  3. Что за история с появлением в Москве платы за машино-места?


А что вы думаете по поводу тарифной политики в ОСАГО?

Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ