aif.ru counter
Леонид Наумов 1 1470

Школа вчера и сегодня: взгляд историка

Заслуженный учитель РФ Леонид Наумов в колонке для АиФ.ru о том, как соединить все лучшее, что было в советской школе, с потенциалом сегодняшних технологий и системы образования.

Леонид Наумов.
Леонид Наумов. © / Из личного архива

Леонид Анатольевич Наумов — историк, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат исторических наук, директор школы № 1505:

Сейчас в обществе идут дискуссии о достоинствах и недостатках советского образования. Мне кажется, что очень важно отличать потенциал советской школы от того, что она реально смогла реализовать.

Точкой понимания может стать обращение к знаменитому манифесту «Педагогика сотрудничества» 1986 года, который отражал гуманистический замысел советской педагогики. Авторы писали: «Мы чуть ли не первое поколение педагогов, на долю которого выпало учить детей без отбора и отсева... Если мы, реалисты, не хотим прятаться от действительности, — то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития». 

В манифесте говорилось, что для поддержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как можно более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута... «Учеников в этом случае объединяет не просто цель — цель сама по себе может быть и не такой уж интересной, — а именно вера в возможность преодоления». Сейчас мне кажется, что этот призыв 1986 года описывает сценарий, который мог, но не реализовался. Тогда не получилось, а сегодня возможно и реализуется.

У советской школы были безусловные достоинства: всеобщность образования и равенство возможностей всех учеников получить качественное образование. Это достижение было потеряно в 90-е годы во время экономического кризиса, только последние годы, когда все московские школы стали получать равное финансирование, опираясь на количество учеников, можно утверждать, что базис советской школы восстановлен. 

Кроме того, школа в СССР была нацелена на высокие академические результаты, и это реализуется в современной московской системе образования. В школах города сегодня открыты инженерные, медицинские, академические классы, активно работает городской проект «Университетские субботы». Если первые два десятилетия после распада СССР, только меньшинство школ ставили перед собой задачи качественного образования, а большинство фактически превращалось в «камеру хранения», то сейчас качественное образование доступно почти в каждой школы. Все теперь зависит только от «субъективного фактора» — педагогов и администрации. 

Наконец, успех советской системы достигался за счет развитой системы дополнительного образования, которая сегодня активно поддерживается городом. Москва наших дней открыла для школьников двери вузов и музеев, технопарков и высокотехнологичных предприятий. 

Конечно, у советской школы были серьезные недостатки. Во-первых, она была очень идеологизированной. Одновременно с воспитанием патриотизма, гуманизма, гражданственности проводилась большая и ненужная работа по внедрению в сознание учеников марксисткой идеологии. Понятно, что таким было все общество. Во-вторых, система общего образования не учитывала необходимость дифференциации интересов и способностей отдельных учеников, создания индивидуальных образовательных маршрутов.

Именно поэтому авторы манифеста писали, что если мы хотим, чтобы «дети чувствовали себя союзниками педагога в учении, надо где только можно предоставлять им свободный выбор». Речь шла о том, что необходимо выстроить индивидуальные образовательные маршруты для разных учеников. Конечно, мысль о том, что разные школы будут финансироваться качественно по-разному, даже близко не могла прийти авторам этих слов.

Дальше в 90-е случилось то, что случилось, но думаю, что специальное финансирование гимназий и лицеев было в 90-е вынужденной мерой, потому что тогда это был путь сохранения в сложных экономических условиях инновационного потенциала, накопленного отечественным образованием. Однако превратить этот потенциал в реальную практику всей системы можно было лишь создав равные возможности для всех детей и всех педагогов, а значит, вернув всем равное (равновысокое) финансирование. 

Но советского фундамента, конечно, не достаточно для того, чтобы развиваться. 

В наши дни основание советской школы — равенство возможностей, нацеленность на высокие результаты, развитие системы дополнительного образования — нужно соединить с идеями сегодняшнего дня — реализацией индивидуализации образовательных маршрутов и широким применением новых технологий. 

Ключевым фактором этих изменений, как и в конце 80-х, являются учителя. 

Наша профессия очень противоречива. С одной стороны, это массовая профессия, а такие редко бывают творческими, а с другой стороны, мы убеждены в необходимости индивидуального творчества педагога. Справедливо убеждены. Это противоречие характерно для нашей профессии как минимум последнее столетие. На первый взгляд в этой работе невозможно обойтись без рутины, составления разнообразных бумаг и отчетов (в советской школе, кстати, этого было с избытком). Или все-таки от бумажной рутины возможно уйти? Опыт того, как это организовано сейчас в Москве, дает утвердительный ответ. Столичные учителя освобождены от ненужной бумажной отчетности, у них очень мало документов, которые необходимо оформлять в обязательном порядке, работает электронный дневник, различные цифровые технологии массово пришли в школы, показатели работы собираются в автоматическом режиме, школы стали экономически самостоятельными. Такой подход позволяет им сосредоточиться на работе с детьми, является важным залогом, основой успеха образования.

Сегодня разрабатывается стратегия развития московского образования до 2025 года. И делается это не столько мэрией, сколько педагогами в дискуссиях. Сергей Семенович Собянин, который хорошо разбирается в вопросах образования, участвует в обсуждениях, внимательно относится к идеям педагогов. Нет ситуации, когда образовательную программу «спускают сверху», она формируется в ходе профессиональных консультаций, при этом инициатива здесь принадлежит педагогам.

Все это позволяет нам на новом этапе вернуться к тому замыслу, который был провозглашен тридцать лет назад: «учителя обычно гордятся сильными своими учениками, мы же гордимся слабыми, которые стали сильными».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Татьяна Леонидовна Липницкая[mai
    |
    18:44
    23.08.2018
    0
    +
    -
    Грустно.нет.Досадно, что эта возможная реализация возможна лишь в одном городе страны.Столица не знает как освоить бюджет , а все остальные регионы не знают как выжить. И вместе с тем, ВЕСЬ педколлектив России учит и воспитывает старательно.Когда зарплаты учителей и финансирование школ станут равными для каждого педагога нашей Родины?
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Стоит ли сейчас брать кредит на покупку машины?
  2. Получают ли пенсию работающие пенсионеры в Европе?
  3. Что нужно, чтобы получать пособие по уходу за ребенком в 26 тыс. рублей?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ