Александр Иванов 0 1713

Стоит ли вузам переходить на 4-летку?

Ректор МГУ Виктор Садовничий назвал ошибкой переход на 4-летнее обучение в высшей школе.

Александр Иванов.
Александр Иванов. © / Кадр youtube.com

Александр Иванов, доктор физ.-мат. наук, п­рофессор (Петрозаводск)

Болонская система, по которой студенты получают диплом вуза после 4 лет бакалавриата, была введена в России в 2009 г. Споры о том, нужно ли было это делать, не утихают до сих пор.    

Сломав нашу 5-летнюю систему подготовки, по всему высшему образованию нанесли непоправимый удар. Переход на двухступенчатую модель - сначала бакалавриат, потом два года магистратуры - требует колоссальных финансовых затрат и умения грамотно перестроить образовательные программы. В современной системе высшего образования это просто некому делать. Преподаватели замордованы дикой нагрузкой - их же сократили в разы, там работать некому! Да и зачем надо было ломать то, что работало? Готовьте за 4 года таких же хороших специалистов, которых раньше готовили за 5, и даже лучше - вот что от нас требовали, внедряя Болонскую систему. Но это же глупость несусветная! 

Сейчас ещё не поздно вернуться к тому, что было. Хотя столько уже всего наворочено и перепорчено, что возврат вызовет определённые трудности. Но это всё равно лучше, чем топтаться на месте. Прошло 10 лет с момента принятия этих решений. А что мы имеем? Уровень подготовки абитуриентов, особенно на инженерных специальностях, практически нулевой. Этих детей и в школе недоучили, и в вузе программу на год сократили. Это же имитация высшего образования! На специальность «механизаторы сельского хозяйства» в университете Петрозаводска в этом году набрали всего 4 студентов в бюджетную группу из запланированных 20-25. И у них рекордно низкие баллы ЕГЭ. Какие из них специалисты будут после 4 лет недообразования? Есть и другой нюанс. Инженер, закончивший бакалавриат, - это, по сути, техник, выполняющий шаблонную работу. Но на самом-то деле инженер - специальность творческая. Это конструкторы, технологи высокого уровня. Нам говорят: а мы их в магистратуре подготовим! Но подготовка магистра - штучная работа, там для 5 студентов нужен десяток преподавателей. А где их взять, если и магистратура финансируется по подушевому принципу? То есть этих пятерых учить нерентабельно! Поэтому во многих университетах инженерной магистратуры вообще нет. Выпускают только техников. Причём непонятно каких. 

Мнение автора может не совпадать в позицией редакции

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Могут ли инспекторы останавливать машину вне постов в ночное время?
  2. Как оформить землю под гаражом?
  3. Как охраняют Крымский мост?




Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ