Срочная новость Взрыв прогремел в центре Стамбула Срочная новость
00:02 13/08/2014 Сергей Грачёв 14 76300

Карен Шахназаров: «Ситуация на Украине - вопрос жизни и смерти для нас»

«Информация стала мощнейшим оружием, такого в истории человечества ещё не было. Против России сегодня идёт настоящая информационная война», - уверен известный режиссёр, директор «Мосфильма» Карен Шахназаров.

Карен Шахназаров.
Карен Шахназаров. © / www.russianlook.com

Досье
Карен Шахназаров р­одился в 1952 г. в Краснодаре. В 1975 г. окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Снял фильмы «Мы из джаза», «Цареубийца», «Курьер», «Палата № 6», «Белый тигр» и др.

 Заложники экрана

Сергей Грачёв, «АиФ»: Карен Георгиевич, следя за тем, что происходит на Украине, не раз вспоминал ваш фильм «Белый тигр», который говорит о том, что призрак войны всегда остаётся рядом и может появиться в любой момент. Понятно, что война, убийство ближнего - это часть человеческой природы...

Карен Шахназаров: Нет-нет! Это не совсем понятно... Точнее, в это просто не хочется верить, хотя вся человеческая история, к сожалению, доказывает, что война в нашей природе. XXI век - а мир опять взбесился: кругом воюют! Украина, Израиль, Ирак... Просто безумие какое-то!

- Я хотел спросить: почему у людей такая короткая память? На Украине до сих пор живы ветераны Великой Отечественной! И люди опять убивают друг друга!

- Трудно ответить на этот вопрос. Память - это всё красивые сантименты. Там, где начинаются стратегические и гео­политические интересы наций и стран, память заканчивается, стирается. То, что происходит на Украине сегодня, очень схоже с тем, что творилось в Европе в 30-х гг. XX века. Вот, например, киевские власти хотят запретить Коммунистическую партию. Почему забывают о том, что нацизм в своё время возник в противовес коммунизму? Принято считать, что всё вершат исключительно политики, а народы только страдают. Но давайте уже посмотрим правде в глаза и признаемся, что народы тоже несут ответственность за деятельность своих политиков. В конечном итоге власть выражает волю своих граждан.

На Украине официально хоть и не произносят слово «война», но воюют же, людей набирают в армию - кто-то не хочет, но есть ведь и те, кто жаждет этого. В любом, даже в самом тоталитарном обществе народ в той или иной степени может выражать своё мнение. Можно говорить о том, что немцы, например, были обмануты Гитлером. Но ведь они сражались до самого конца. Значит, верили.

- Помимо войн локальных сегодня можно уверенно сказать, что идёт мировая информационная война. В разной степени все мы и жертвы её, и участники. Почему огромное количество людей так легко верит в самую откровенную бездоказательную чушь? Почему видят только то, что хотят видеть?

- Надо признать, что в мире, и в России в том числе, очень мало людей, способных критически осмысливать мир вокруг себя. Остальных нельзя винить или считать дураками - они занимаются своим делом, в политике не искушены и вовсе не обязаны уметь видеть все подводные камни в том бурном потоке информации, который на них выливается каждый день. Так мир устроен, и ничего с этим не поделаешь. Информация стала мощнейшим оружием, такого в истории человечества ещё не было. Взять, к примеру, войну 1812 года. Думаю, многие жители в России узнали о ней спустя года три после её окончания. Тогда и газет-то толком не было, и люди в то время были куда менее манипулируемы, чем мы сегодня, - не было способов управлять их сознанием так, как сейчас.

Как ни странно, но в каком-то смысле они были гораздо свободнее нас - они жили по правилам биологической жизни, видели окружающий мир первозданным. Мы же сегодня смотрим на жизнь сквозь экран телевизора и компьютера. И, если посредст­вом этих экранов человека постоянно долбить какой-то информацией, его, в конце концов, можно заставить поверить во что угодно! Даже в самую несусветную чушь! Этот пропагандистский феномен появился ещё в ХХ в. и был успешно использован Геббельсом, Гитлером. Ну а сегодня его используют все кому не лень. Вот зарубежные СМИ твердят, что это Россия сбила малайзийский «боинг», - и весь мир верит. Особенно в этом плане стараются британ­ские издания и телеканалы. И я легко представляю, как какой-нибудь рядовой англичанин сидит в пабе, смотрит теле­визор, и в его голове оседают вовсе не пророссийские сепаратисты, а просто российские. Зачем ему разбираться в деталях? Но надо признать, что в этой информационной войне наши СМИ научились держать удар и достойно отвечать. В Советском Союзе этого не умели.

Коллаж Андрея Дорофеева / АиФ

Смена лидеров

- Сейчас столько говорят об Украине, что кажется, будто в стране своих проблем нет...

- Это естественно. Ситуация на Украине - вопрос жизни и смерти для нас. Представьте: рухнет Новороссия, Запад во­оружит до зубов украинскую армию - и мы получим на наших восточных границах очень сильное и враждебное государство с населением в 40 млн человек. При таком раскладе я не исключаю, что Украину могут подтолк­нуть начать войну за Крым. И ядерное оружие в этой ситуации применить будет практически невозможно. Значит, придётся воевать. И война может быть очень серьёзной, с огромными потерями. Запад Украину поддержит, одобрит: это же, мол, за Крым война, а значит, она справедливая. Так что, несмотря на обилие внутренних проблем, сейчас они закономерно ушли на второй план.

- Ещё год назад говорили, что общество тотально расколото. Сегодня говорят о его единении. Это следствие манипуляций или что-то другое?

- Не думаю, что это результаты манипулирования, хотя, разу­меется, немалая заслуга госпропаганды в этом есть. Но это нормально, так и должно быть. Главную же причину единения я вижу в чувстве опасности, которое появилось у многих. Война против нас ведётся нешуточная. И, когда есть некая угроза извне, люди объединяются, чтобы ей противостоять.

Россия на сегодня единст­венная в мире страна, которая всерьёз может высказывать своё мнение и вести абсолютно независимую политику. Этого себе не может позволить даже Китай, поскольку он полностью зависим от мировых рынков. Если эти рынки ему закрыть, он рухнет. А если закрыть их России, то будет хоть и тяжело, но мы выстоим. Парадоксально, но то, что мы не экспортная страна, - это наш плюс в нынешней ситуации.

- А как же энергетические ресурсы?

- Эти ресурсы будут востребованы если не всегда, то ещё очень долго. И это обстоятельство позволяет России иметь и выражать своё мнение, что очень не нравится Западу.

- Вы сказали, что санкции, закрытие мировых рынков для России - это хоть и болезненно, но не смертельно. А есть ли хоть какие-то плюсы в такой ситуации? Некоторые, например, считают, что в конечном счёте частичная изоляция может простимулировать производство…

- Плюсы, конечно, есть. Не надо далеко ходить за примерами: русская буржуазия в Лондоне срочно начала переводить свои накопления из британских банков в российские. Это же хорошо! Я бы и остальным посоветовал быстрее последовать их примеру. Закроют счета на раз - и никакие суды и адвокаты уже не помогут. Испытания, выпавшие сейчас на долю России, страну, конечно, мобилизуют. Но это всё равно тяжело, поскольку во многих сегментах мы пока очень зависимы.

- Вы согласны с мнением о том, что сегодня в мировом политическом пространстве происходят цивилизационные, тектонические сдвиги, а говоря грубо, меняется миро­устройство?

- Вполне согласен. Запад теряет своё лидерство, хотя он доминировал на протяжении последних 300 лет и очень к этой роли привык. Тут как в жизни: когда человек утрачивает лидерские позиции, он часто способен на самые неадекватные поступки. Мир развивается, растут Китай, Азия, и всё труднее становится удерживать тотальный контроль. И вместе с лидерством та же Америка однозначно утратит и высокий уровень жизни. Запад это очень страшит, поэтому и начинается противостояние в том числе с Россией, которая в опре­делённой степени бросает ему вызов. Но мы всё время бросаем вызовы, такая уж у нас страна…

- Может, уже хватит бросать вызовы?

- А нам иначе нельзя. Если у тебя сосед большой и сильный, коим и является Россия для всего остального мира, то на фиг он тебе нужен? Он представляет потенциальную угрозу - естест­венно, его надо постараться максимально ослабить, это закономерно. Тут Запад даже упрекнуть сложно. К сожалению, бросать вызов всему остальному миру - это наш крест на века. За всё надо платить.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Хома
    |
    12:14
    15.08.2014
    2
    +
    -
    Александр Колеватов: У США долг 17 триллионов долларов. Америка без всяких падений на нефть скоро рухнет.
  2. титов игорь[twitter]
    |
    10:42
    17.10.2014
    1
    +
    -
    Анна Поляк: насчет ельцина не соглашусь ---забудьте вы его это уже история россию --сейчас успешно разваливает один человек и все молчат я бы даже сказал хлопают в ладоши ах как нам повезло ах какой у нас популярный вождь..а реально посмотреть --за 15 лет что сделано---НИЧЕГО....
Комментарии (14)
  1. Анна Поляк
    |
    16:12
    13.08.2014
    0
    +
    -
    Пожалуй соглашушь с Кареном Шахназаровым, он прав. Держать удар и противостоять видимо удел России. А еще и терпеть и на будущее много много работать. Только сейчас многим становится ясно какой непоправимый вред нанес на Ельцин и Ко. Позволив разворовать, страну, существенно ослабить оборону, уничтожить экономику и поставить народ ее на колени. Но у нас нет иного выбора, только бросать и принимать вызов и идти вперед.
  2. Хома
    |
    12:39
    14.08.2014
    0
    +
    -
    Анна Поляк: Да и Крым он пропил,что пришлось его возвращать с такие политическими потерями. И в ближайшее время Крым будет в центре всех событий.Запад обязательно натравит украинскую шавку на Россию.
  3. титов игорь[twitter]
    |
    10:42
    17.10.2014
    1
    +
    -
    Анна Поляк: насчет ельцина не соглашусь ---забудьте вы его это уже история россию --сейчас успешно разваливает один человек и все молчат я бы даже сказал хлопают в ладоши ах как нам повезло ах какой у нас популярный вождь..а реально посмотреть --за 15 лет что сделано---НИЧЕГО....
  4. вашсерман
    |
    23:02
    13.08.2014
    -3
    +
    -
    Шахназаров толи не понимает,а может прикидывается в чем здесь сыр-бор,представте Германия нападает и анексирует Кёнесберг или часть прибалтийской Польши и как к ней бы отнесся цивилизованный мир.
  5. Аристарх Гендель
    |
    02:13
    14.08.2014
    1
    +
    -
    вашсерман: ага, дурачком прикинулся, что не удивительно.
  6. Ферапонт
    |
    09:41
    14.08.2014
    1
    +
    -
    К.Шахназаров:"Но мы всё время бросаем вызовы,такая уж у нас страна..." В 1979г. СССР тоже бросил вызов всему миру,введя свои войска в Афганистан. Что случилось с СССР через 10 с небольшим лет все помнят.А ведь он был куда сильнее и могучее России!!!
  7. Хома
    |
    12:41
    14.08.2014
    -1
    +
    -
    Александр Колеватов:Вот и Америка ввела войска в Афганистан.То, что случится с Америкой мы скоро тоже узнаем.
  8. Gustaf Odin
    |
    16:05
    15.08.2014
    -1
    +
    -
    У господина Путина была огромная сумма деньжищ от удорожания нефти и газа. Настало время ответов перед нацией, перед избирателями. +++++++++++++++ Свободные граждане и спрашивают с президентов и премьер-министров: куда делись НАШИ деньги? На что растрачены? Где дороги, предприятия, аэродромы и порты? Другое дело – не свободные люди. Холопы. А холопы бескорыстно (в дешевых СМИ) радуются "КРЫМ-наш!" или ругают «либерализм» (как они его понимают) и СВОБОДУ. Славят "верховного правителя". Ворчат в разрешенных пределах, как господин Зюганов или генерируют для власти новые "идеи", как Жириновский... Но зачем для этого ехать непременно в Крым куче чиновников и думцев? КРЫМ ОТВЛЕКАЕТ. Чиновники по всей России говорят уже так: «Вы же знаете, почему мы тут не построили то-то и то-то… Крым!» +++++++++++++ В Ленинградской области НЕ ХВАТАЕТ противотуберкулёзной ВАКЦИНЫ ДЛЯ НОВОРОЖДЕННЫХ… Крым!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какой мировой рекорд установила российская фигуристка Евгения Медведева?
  2. Какой цвет выбран главным на 2017 год?
  3. Какая погода будет в Москве и регионах 10 и 11 декабря?

Одобряете ли вы ограничения правительства на закупку медизделий за рубежом?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ