Александр Мельников 0 15882

Антропологический фейк. Как жизнь первобытного племени оказалась спектаклем

Разыгрывая спектакли про первобытную жизнь, мошенники много лет дурачили весь мир.

Племя тасадай-манубе.
Племя тасадай-манубе. © / Susanne Haerpfer / Commons.wikimedia.org

Ещё в детстве в ­1970-е годы читала в журнале «Вокруг света» про одно из самых древних племён, которое антропологи обнаружили на Филиппинах. Была потрясена этим. А недавно узнала, что всё это оказалось аферой - их жизнь была не такой примитивной, они всё это просто инсценировали. Это правда?

И. Серякова, Тверь

Кто эти первые коммунисты? 

Действительно, в начале 1970-х весь мир обсуждал феномен племени тасадай-манубе, которое обнаружили на острове Минданао, входящем в состав Филиппин. Об этом писали не только в «Вокруг света», но и во всех ведущих изданиях мира, снимали документальные фильмы. Тасадаев описывали как наиболее отсталых людей на Земле. Их образ жизни был чем-то похож на первобытный коммунизм. Рассказывалось, что у них не было конфликтов, что они всё делили поровну - пищу, орудия труда. Да, пожалуй, это и всё, что они делили, одежды у них не было, серьёзной охотой не занимались. Ловили рыбу и лягушек руками, практиковали собирательство, выкапывали съедобные корешки. Коммунистические наклонности у них проявились ярко, когда шестерым мужчинам дали боло - популярное среди других филиппинских племён орудие охоты из шаров, соединённых верёвкой. Они, не очень понимая его назначение, взяли по одному шару, а последний, седьмой, оставили, чтобы у всех было поровну. Везде подчёркивали ещё одну коммунистическую особенность тасадаев: если у одного из людей в племени нет пищи - другие тоже не едят.

По мнению учёных, племя 500-1000 лет, а может быть, и больше жило абсолютно изолированно. Уровень их развития соответствовал неолиту - каменному веку. Встречая вертолёт, они принимали его за Дивату - божество, которое согласно верованиям должно сойти с неба. Когда их попытались учить выращиванию риса в ближайшем и тоже весьма примитивном племени манобо-блит, они не могли взять в толк, зачем зёрна зарывать в землю, если их можно сразу съесть. Им было непонятно, для чего столько трудиться и ждать, когда рис вырастет, если можно сразу накопать в лесу съедобных корней, которые, по их мнению, совсем не хуже риса. 

Зачем обманывали

Сообщалось, что после контакта с людьми тасадаи начали всё-таки охотиться на мелких кабанов и обезьян и стали носить небольшие набедренные повязки. Во всяком случае, надевали их, когда к ним приезжали учёные, журналисты, политики, звёзды кино и прочие любопытствующие. Все контакты осуществлялись только через Мануэля Элисальде, этнографа, политика и знакомого президента Филиппин Фердинанда Маркоса. Не без помощи последнего он создал и возглавил Президентский совет по делам национальных меньшинств. Такой подход позволил запретить любые контакты с племенем тасадай-манубе, в том числе и изучение его учёными. Но после падения режима Маркоса в 1986 году антропологи смогли свободно к ним приехать, и оказалось, что знакомых всем дикарей нет, что образ жизни их не столь примитивный, как представляли, и что всё это было большим спектаклем.

Мнение эксперта

Старший научный сотрудник Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, кандидат культурологии Александр Казанков, он всю жизнь занимается исследованием первобытных обществ:

- Это был реальный антропологический фейк, очень неплохо продуманный и осуществлённый. Видно, что занимались этим люди, знакомые с жизнью первобытных, или, как мы говорим сегодня, дописьменных обществ. Об этом говорят хорошо демонст­рируемые признаки так называемого первобытного коммунизма. Подобные обычаи мы наблюдаем и у других архаичных племён. Я много занимался бушменами Южной Африки, они живут охотой и собирательством, и у них тоже есть обычай делить дичь поровну между всеми членами племени. Интересно, что это не касается продуктов собирательства - овощей, ягод, кореньев. Считается, что их может собирать каждый, и если он не сделал этого, это его проблема - он поленился. А вот охотиться и добывать мясо могут не все. Поэтому этим нужно делиться, чтобы все имели равный доступ к таким продуктам. Похожая система дележа дичи у аборигенов Австралии, но она сложнее - некоторые куски туши полагаются только определённым членам племени. Это обосновывают различными религиозными мотивами. У аборигенов более богатая и развитая религиозная жизнь, чем у бушменов. А вот в материальной культуре всё наоборот: у австралийских племён она беднее, например, у них нет луков и стрел, только копья.

Но не нужно думать, что такие фейки массовые и касаются многих дописьменных обществ. Понятно, что феномен тасадай-манубе сделали не учёные-антропологи, а люди от бизнеса или политики. Для учёного такая махинация - убийство репутации, и настоящие специалисты на это не пойдут. Но вот в антропологическом туризме, когда организуют путешествия к каким-то удалённым, закрытым и архаичным племенам, подобные вещи могут встречаться. Мне доподлинно известны случаи, когда перед встречей с туристами членов племени просили снять шорты и ещё что они там носят и надеть набедренные повязки.

Есть ли ещё неизвестные племена? Мы знаем примерно о 30 так называемых неконтактных группах. Они почти не вступают в контакт с внешним миром и живут изолированно по своим обычаям. Такое племя обитает на острове Северный Сентинел. Это юрисдикция Индии, и государство полностью запрещает контакт с жителями острова - они очень агрессивны. В Южной Америке есть несколько групп, входящих в племя яномами, они тоже очень воинственны и не идут на контакт с внешним миром. Обитают в основном в джунглях Бразилии и ведут частые войны между собой.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Нужно ли включать «нейтраль» на «автомате» на светофоре?
  2. Какие продукты вредят нервам?
  3. Что за проект окололунной станции готовит Россия?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ