aif.ru counter
Ирина Чухно 0 4450

Посёлок на льду. Полярник Сергей Семёнов о жизни на дрейфующей станции

21 мая 1937 года начала работу первая в мире дрейфующая на льдине научная станция «Северный полюс-1». К этой дате АиФ.ru поговорил с ведущим инженером-аэрологом высокоширотной арктической экспедиции Сергеем Семёновым.

На российской дрейфующей станции «Северный полюс-2015».
На российской дрейфующей станции «Северный полюс-2015». © / Сергей Мамонтов / РИА Новости

Ровно 80 лет назад под руководством Ивана Папанина на дрейфующий лёд высадилась научная станция «Северный полюс-1». Девять месяцев участники экспедиции провели за работой, пока в районе станции не пошли трещины. Людей эвакуировали самолётами. За проведённые исследования четырём полярникам было присвоено звание Герой Советского Союза. О том, как проходят современные исследования и жизнь на дрейфующем льду, АиФ.ru узнал у полярника Сергея Семёнова.

Жизнь и работа на дрейфующей станции

Ирина Чухно, АиФ. ru: Что представляет собой дрейфующая полярная станция?

Сергей Семёнов: Льдина для дрейфующей полярной станции выбирается заранее. Её площадь должна составлять как минимум километр на километр, а толщина быть больше двух метров. Такой лёд считается многолетним и устойчивым. Однако, в последнее время, из-за потепления отыскать его практически невозможно, вокруг лишь однолетние льды. Находиться на таких небезопасно, потому что при движении их сильно ломает и тростит.

На подходящей льдине выстраивается небольшой посёлок из сборно-щитовых домов, которые, если, например, пройдёт трещина, можно разобрать и перевезти на новое место. Эти конструкции применяются годами. Возводим их сами, приблизительно, за две — три недели. В первую очередь, ставим столовую и кухню для повара, чтобы он мог кормить горячим, дизельную станцию, от которой посёлок получает электричество, тепло и банный комплекс. Параллельно собираем научные дома для оборудования и приборов.

В домиках у нас тепло, градусов 20-23, потому что отапливаются они соляровыми печами. Температуру регулируешь сам, главное, не забывать подливать топливо. Так что в тулупах внутри не ходим, носим совершенно обычную одежду, как и вы в своих квартирах. Вообще, помещения рассчитаны на четырёх человек, но заселение зависит от функций. Допустим, я работал и ночевал один, потому что имел много оборудования, а вот механики жили по двое.

Ванна и душ на полярной станции — это невозможная роскошь. Дело в том, что всю пресную воду мы добываем методом таяния снега и льда. Вы представляете, сколько нужно натопить, чтобы команда из 21 человека могла принять душ? Так что ходим все в баню, тоже щитовой конструкции. Там ставим ёмкости с холодной и горячей воды, закидываем в них снег, топим, а потом моемся в тазиках.

— Насколько безопасно жить на дрейфующей станции?

— В принципе, находиться на дрейфующей станции довольно безопасно. Никаких экстраординарных случаев у нас никогда не было, хотя дома теряли, тут уже ничего не поделаешь. Против природы не устоишь, тем более, мы находимся на огромной массе льда, которая постоянно движется и может в любом месте дать трещину. Например, 32-ую экспедицию эвакуировали с льдины, потому что станцию просто раздавило торосами.

За безопасностью следит дежурный, который сменяется посуточно. Днём он помогает повару на кухне, ночью обходит станцию, смотрит, нет ли по близости медведей и трещин. А то вдруг начнётся торошение, пойдут разломы или подвижки льда, а люди будут в неведении спать? Всегда должен быть тот, кто сможет предупредить об опасности.

— Есть ли на станции животные?

— С нами в экспедиции всегда ездят две — три собаки, которые нужны для отпугивания от станции белых медведей. Кстати сказать, с ними мы встречаемся практически каждый день. Летом больше, а зимой поменьше. Эти хозяева Арктики весят примерно полтонны и только с виду кажутся неповоротливыми. На самом же деле, они очень опасны. Быстро бегают и далеко прыгают. Стрелять в них запрещено, поэтому для собственной безопасности наблюдаем за животными только из укрытия. Как-то мы заводили трактор, чтобы их отогнать.

Идут к нам медведи на запах. Чувствуют, что в ящиках находится еда и начинают их разбирать, ломать. Так что хулиганят медведи ещё ой как!

Раза два забегал песец, но это была случайность. Просто молодой зверёк по глупости оказался на станции и не понимал, куда это он забрёл. Долго сидел, смотрел на нас, пока его собаки не прогнали.

— Как вы стали полярником?

— Про Север узнал от своего дяди, который тоже был полярником. Как и он, я окончил Ленинградское Арктическое училище в Стрельне, а потом поступил на службу в Диксонское управление. Моё первое место работы было на острове Уединения, затем перешёл на мыс Челюскин. В 92 году во времена перестройки уехал оттуда, и какое-то время трудился на материке, потом попал в российскую арктическую экспедицию.

В Арктике я отработал семь лет, затем ещё две экспедиции в Антарктиде. В 2007 году отправился на дрейфующую полярную станцию. Там как раз появилось новое оборудование для аэрологических наблюдений, которыми я занимаюсь. Таким образом, удалось принять участие в трёх экспедициях на дрейфующих станциях: «Северный полюс — 35», «Северный полюс — 37», «Северный полюс — 39». После них два года отработал в Научно-исследовательском стационаре «Ледовая база «Мыс Баранова» (2013, 2015 г. г.)

Тёплая одежда от холода и еда для настроения

— Как полярники справляются с холодом?

— А что нам этот холод, когда есть тёплые вещи? В экспедицию всем дают специальную климатическую одежду, которая рассчитана на сильные ветра и низкие температуры. Это: куртки, комбинезоны, меховые унты, тёплые кожаные сапоги, перчатки, шапки. Всего очень много и для любого вида работ. Обморожений при мне ещё ни у кого не было. К тому же есть специальные защитные кремы, которые берегут кожу.

Температура на улице зависит от района, в котором находится дрейфующая станция. В среднем — это −25, −30 градусов. Самая низкая, которую я помню, была −48. Но держалась она недолго. Так что на станции не холоднее, чем этой зимой в Москве.

Ученый на дрейфующей ледовой станции «Барнео» изучает температуру и соленость океанической воды на разных глубинах неподалеку от Северного полюса.
Ученый на дрейфующей ледовой станции «Барнео» изучает температуру и соленость океанической воды на разных глубинах неподалеку от Северного полюса. Фото: РИА Новости/ Рамиль Ситдиков

— Что едят участники экспедиций?

— Едим мы то же самое, что все, вот только магазина на льдине нет. Поэтому продукты завозим на весь период работы экспедиции, а это, примерно, год. Берём с запасом, на случай, если вдруг под складом пройдёт трещина, домик сломает, и часть припасов спасти не удастся. У нас на станции есть всё, кроме изысков. Так что одними консервами точно не питаемся, ни в коем случае.

От того, что приготовит повар на завтрак, зависит настроение у всей команды. Если кашу пересолил, то и работа пойдёт не очень хорошо.

— Как на дрейфующей станции отмечают праздники?

— В особенные дни мы все помогаем повару приготовить праздничный стол, а он нас балует выпечкой. Это самое вкусное. На дни рождения обязательно делаются торты, а подарки для именинников, как правило, покупаются заранее. Так же мы отмечаем 9 Мая, Новый год и другие праздники. У нас всё как у людей. На Новый год даже ёлку ставим, правда, искусственную и позволяем себе выпить по бокальчику шампанского. Какой же праздник без игристого?

— Что делают полярники в свободное время?

— Свободного времени у нас не так много, потому что кроме ежедневной работы нужно ещё успеть подготовить материал, оборудование, опять же, подежурить. А так, книги читаем, фильмы смотрим. Но из-за большой занятости удаётся всего 5-6 произведений осилить. Телевидения нет, зато много настольных игр. Шахматы, шашки, кости — всё есть. Скучно не бывает.

— Какие традиции существуют на полярных станциях?

— Раньше была такая традиция — человек, дежуривший по камбузу, имел право выбрать фильм, который вся команда будет смотреть вечером. А во времена «железного кино», когда ещё использовались кинопроекторы и плёнка, станции между собой обменивались фильмами. Прилетает вертолёт, выгружает одну катушка с плёнкой и забирает другую. Перемоткой роликов, заправкой агрегата и запуском картины на экран тоже занимался дежурный. Я застал и такие времена.

Вообще на дрейфующей полярной станции интернета нет, поэтому фильмы мы привозим с собой на винчестерах или на дисках. Ещё ребята из другой смены передают, что посмотреть. Из-за отсутствия на льдине сети, Skype тоже не доступен. Поэтому всё общение с семьёй происходит только через спутниковый телефон.

Есть на дрейфующей полярной станции следующий обычай — выпивать рюмку за пересечение очередного градуса широты. Но только, когда льдина движется вверх по широте, в обратную сторону не считается.

Северная романтика и поездки домой

— В чём заключается романтика Севера?

— Это поначалу была романтика в молодости, когда только попал на Север. А сейчас — обычная каждодневная работа, как и у всех. Но полярное сияние до сих пор не перестаёт восхищать. В Петербурге оно, конечно, тоже бывает, но очень блёклое и небольшое. Там же всё небо в сполохах. Да и, если честно, когда я дома, то поскорее хочу вернуться обратно, потому что скучаю по станции. Там нет такой людской суеты, как в городах, не ощущается течение времени, но при этом одиночества тоже нет, потому что на станции большой коллектив. Это трудно объяснить, нужно попробовать на собственной шкуре. Многие приезжают и больше не возвращаются. Вот они посмотрели, испытали разок, поняли, что душа не лежит, и больше не возвращаются. А если уж понравилось, то тяга к Северу появляется сразу же и сама собой.

Северное сияние.
Северное сияние. Фото: Из личного архива/ Сергей Семёнов

— Как семья относится к экспедициям? Что вы чувствуете, когда приезжаете домой?

— Семья уже привыкла к экспедициям. Поначалу, конечно, переживали за меня. Да и я за них, потому что находился далеко, ничем помочь не мог, но мы с этим справились. Раз в месяц я звонил им по спутниковому телефону. Стационарный аппарат поставить на дрейфующей станции невозможно, потому что льды постоянно смещаются, движутся, вот и применяют спутниковую связь.

Когда я приезжаю домой, то сначала немного теряюсь на оживлённых улицах города. Тяжело после станции с её коллективом в 20 человек погружаться в эту суету. Поэтому пара дней, чтобы прийти в себя — она просто необходима. Ещё, за время экспедиции успеваешь отвыкнуть от мобильных телефонов. Как хорошо, что их там нет. Никто тебя не дёргает лишний раз, понапрасну не трезвонит.

Россия перестала дрейфовать

— Правда ли, что дрейфующие станции есть только у России?

— Почему же только у России, у Америки тоже есть подобного рода станции, просто они отличаются от наших. Мы, к примеру, основательно подходим к организации дрейфующей экспедиции. Строим целый посёлок и проводим там год за наблюдениями, а не живём в каких-то палатках несколько месяцев. К тому же, такие экспедиции очень дорогие, их ещё не каждая страна может себе позволить. Это, скажем, как полёт в космос, только в арктических масштабах.

— Берут ли женщин в экспедиции?

— Брать женщин на дрейфующий лёд? Однозначно нет! Я думаю, что такие эксперименты проводить не нужно. Во-первых, потому что приходится очень тяжело физически работать. У нас много баз, для которых берётся 600-800 бочек топлива. Соответственно, это всё нужно кому-то таскать, привозить, разгружать. Во-вторых, не слишком комфортные условия — снег, ветер.

Хотя в сезон к нам приезжали дамы — гидрохимики, проводили исследования и отправлялись обратно на большую землю.

— Почему сейчас нет дрейфующих полярных станций?

— Дрейфующих станций сейчас нет из-за природных факторов. Потому что отсутствует хороший лёд, на котором можно находиться целый год. А нас интересует именно этот промежуток времени, потому что за три — четыре месяца невозможно провести полноценные наблюдения. Да и нет смысла тратить столь огромные деньги на предприятие, где не успел ещё высадиться, а уже нужно эвакуироваться. Вот будет лёд, будем работать и дрейфовать дальше.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли отправлять копию паспорта по электронной почте?
  2. Когда в России появятся новые плацкартные вагоны?
  3. Когда лучше подкопить на жилье, а когда — сразу взять ипотеку?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ