Екатерина Бычкова 0 2624

Учитель года в Москве: Я должен «гуглить» знания лучше, чем ученики

Школьный учитель Иван Смирнов, признанный преподавателем года в Москве, в интервью АиФ.ru рассказал о том, зачем педагогу присутствовать в медийном пространстве и как обучать современных школьников биологии.

Учитель биологии Иван Смирнов во время объявления лауреатов конкурса «Учитель года Москвы-2017».
Учитель биологии Иван Смирнов во время объявления лауреатов конкурса «Учитель года Москвы-2017». © / Агентство городских новостей "Москва"

Победителем конкурса «Учитель года Москвы-2017» признан Иван Смирнов, преподаватель биологии школы № 171. В сентябре он представит столицу на Всероссийском конкурсе педагогов.

В день объявления победителей Смирнов рассказал АиФ.ru зачем детям знать его предмет, кем является для современных школьников педагог, и что он должен делать, чтоб не отставать от своих учеников.

Екатерина Бычкова, АиФ.ru: Престиж профессии учителя возвращается. Что делает для этого государство (поднимает заплату, обеспечивает всем необходимым)? И что делает сам учитель?

Иван Смирнов: То, о чём вы говорите (увеличение зарплаты, обеспечение необходимой техникой), конечно, важно. И в первую очередь для самого учителя, потому что показывает востребованность его работы. Но мне хотелось бы отметить ещё один момент: это присутствие учителя в медийном пространстве. Для многих родителей и учеников, если кого-то (или чего-то) нет в интернете, в прессе, на телевидении, то такого явления нет и в природе. Очень важно, чтобы учителя было видно и слышно на тех площадках, которые знает и уважает общество. И мне кажется, что конкурс «Учитель года» способствует позитивной трансляции образа учителя.

 Кто сегодня школьный учитель — наставник, передающий опыт и знания? Надсмотрщик, который «выбивает» результаты для престижа школы из всех своих учеников? Человек, который воспитывает будущего гражданина? Кто вы для своих учеников?

— Для меня сложно ответить на этот вопрос. Все учителя разные. У каждого своя модель поведения. Для меня самое главное — подготовить моего ученика к будущей жизни, к тому, чтобы он поступил в то высшее учебное заведение, в котором бы хотел учиться, и приобрел те навыки, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. И мне очень приятно в течение несколько лет после выпуска встречать учеников, которые говорят: «Спасибо вам, Иван Алексеевич, за то, чему вы научили меня — это так сейчас мне помогает».

— Почему детям важно знать ваш предмет?

— Я считаю, что детям важно знать биологию, это наука о жизни. Нужно понимать те процессы, которые происходят в нашем организме, в окружающей среде. Ведь неслучайно наш XXI век иногда называют «веком биологии», так как ожидается, что прогресс в биотехнологии может привести к значительным изменениям в нашей жизни, как это ранее происходило, когда возникали другие технические изобретения и новшества.

— Есть такое мнение, что раньше знания по многим предметам были отдельно, практические навыки отдельно? Как удалось изменить ситуацию?

— Не могу согласиться с тем, что в биологии практические навыки и знания были отдельно. Когда я учился, на биологии всегда требовалось выполнять практические работы, и очень рад, что сейчас это сохраняется. Для меня это очень важный момент — дать возможность познакомиться с биологическими объектами школьникам в тот момент, когда они проходят ту или иную тему. Но я понимаю то, о чем вы говорите! С моей точки зрения это, скорее, не практика или практические навыки, а практикоориентированность. Я имею в виду подбор материала таким образом, чтобы те знания, которые получают ребята, они могли применить в своей повседневной жизни. И здесь для меня, как учителя, важна мотивация учащихся, потому что иначе они просто не будут слушать. Поэтому я заинтересован в том, чтобы ту тему, которую рассказываю на конкретном уроке, подать так, чтобы ребята поняли, зачем им понадобится это в жизни.

— Как успеть за своим учеником, который, возможно, в цифровых технологиях преуспевает лучше? И может любое новое знание, полученное от учителя, «прогуглить».

— Для того, чтобы учитель мог успеть за своим учеником, мне кажется, он должен постоянно развиваться, расти над собой. Например, в цифровых технологиях я сам могу ребят научить пользоваться разными программами, в которых понимаю больше, чем они. И это важно для авторитета учителя. Учитель должен уметь «гуглить» знания лучше, чем его ученики (смеётся). И тогда он точно не будет отставать от ребят. Но с другой стороны, понятно, что в такой ситуации акцент смещается с передачи знаний на обучение навыкам, которые также будут востребованы.

— Трудно ли каждый день быть учителем? Нельзя плохо себя чувствовать, нельзя иметь плохое настроение, нельзя сердиться на детей. Как вы преодолеваете себя, как человека, заходя в класс?

— Мне кажется, что любую работу каждый день выполнять качественно — на самом деле, одинаково трудно. Здесь важно не перегореть, и для меня источником сил для того, чтобы дальше хорошо работать, являются экспедиции. Они позволяют сохранить интерес к тому предмету, который я преподаю.

Знаете, ни в школе, ни в ВУЗе, я не думал, что стану учителем. Закончив лицейский класс и поступив на биологический факультет МГУ, я видел будущее в академической науке. Но уже на первом курсе стал вести занятия в кружке юных натуралистов при Зоомузее МГУ, а с третьего курса стал работать педагогом на станции юных натуралистов. Наука и педагогика шли параллельными курсами до защиты кандидатской (по биологии): было интересно и то, и другое, причём образование постепенно начинало преобладать. Участие в ряде проектов столичного Департамента образования («Урок в музее», «Курчатовский проект») открыло для меня новую сторону школьной жизни. Я увидел, что на уроке есть место исследованию и педагогическому творчеству. И вот уже пятый год я работаю учителем биологии школы № 171, той самой в которой заканчивал химический класс.

А в сентябре 2016 года я принял участие в метапредметной олимпиаде «Московский учитель». И не знал, что если стану одним из её победителей, то приму участие в конкурсе «Учитель года Москвы — 2017».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Сколько составит госпошлина при наследовании квартиры?
  2. Имеет ли право родственник посещать больного в реанимации?
  3. Отберут ли права за разворот через сплошную линию разметки?

Надо ли материально наказывать родителей за отказ прививать детей?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru