Георгий Зотов 0 6144

«В Христа превращаются редко». Репортаж из клиники, где лечат «пророков»

С 1951 г. в этой больнице побывали апостолы Павлы, девы Марии, несколько ­Иоан­нов Крестителей, а также сотни «слуг Бога» и «патриархов», объединённых редкой психической болезнью - иерусалимским синдромом.

Один из корпусов больницы Кфар-Шауль.
Один из корпусов больницы Кфар-Шауль. © / Фото: Георгий Зотов / АиФ

- Вот был у нас случай, я хорошо помню. Один турист прибыл в Вифлеем, и там у него случилось умственное расстройство. Он купил на арабском базаре белого осла, сел на него и, проповедуя, собрался въехать в старый город Иерусалима в стиле Христа. Само собой, на КПП между Палестиной и Израилем его задержали солдаты. Человек начал вести себя буйно, ругаться. Осла конфисковали, а туриста доставили к нам.

Доктор Алекс Тейтельбаум, замдиректора психиатрической лечебницы Кфар-Шауль, смеётся, приглашая меня пройти в свой кабинет. Это медицинское учреждение до недавних пор считалось единственным в мире, занимающимся лечением жертв иерусалим­ского синдрома. Что за болезнь? Человек приезжает в Иерусалим и вдруг внезапно под влиянием обстановки святого города начинает считать себя посланцем Господа, апостолом, пророком, а то и самим Иисусом Христом или Девой Марией. Заболеванию подвержены немногие - если верить статистике, в 1980-1993 гг. в Кфар-Шауль госпитализировали 470 иностранцев с признаками иерусалимского синдрома.

Внутренние помещения больницы.
Внутренние помещения больницы. Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Выполни приказ Господа»

- Последний пик пришёлся на миллениум, то есть 18 лет назад, - в тот год в больницу привезли десятки человек, - рассказывает доктор Алекс Тейтельбаум. - А сейчас мне даже некого вам тут показать - была женщина из Великобритании, но её недавно выписали. Эта туристка специально приехала в Иерусалим, ибо ей пригрезилось видение: она обязана организовать встречу Господа с английской королевой. Объявляющие себя Иисусом - такое происходит крайне редко, зато «соратники» Христа у нас встречаются почаще, особенно апостол Павел и Иоанн Креститель. Были и молодые девушки, «неофитки», горячо уверовавшие совсем недавно, - они заверяли, что в них вселилась Дева Мария. Это уроженки небольших городков, впервые приехавшие за границу. «Превращение» в Богоматерь, кстати говоря, происходило и с паломницами из России - всего около десяти случаев. В подобных инцидентах присутствуют элементы кликушества и театральности - человек заворачивается в белую простыню, гуляет босиком по площади, истерично проповедует. Обычно их лечат быстро - за 3-4 дня.

Следует отметить - моменты, когда с виду нормальный ино­странец приезжает в Иерусалим и вдруг на ровном месте объявляет себя Иисусом Христом, апостолом или пророком, наблюдались в истории и раньше. Ещё в XV в. на этот вид психоза указывал доминиканский монах из Цюриха Феликс Фабер и упоминала паломница Марджери Кемпе. Впервые заболевание было подробно описано в 30-е гг. XX в. психиатром Хайн­цем Германом. По рассказам врачей Кфар-Шауль, существует два вида иерусалимского синдрома. Первый - скажем, сидит человек дома или в офисе в Москве и вдруг слышит голос извне: «Ты должен приехать в святой город и выполнить указания Господа, дабы Иисус снизошёл на нашу грешную землю». Второй вариант - это турист, на днях прибывший в Израиль издалека. У него наблюдается джетлаг (расстройство сна из-за смены часовых поясов), он сильно устал в дороге, искренне и горячо верует - и вот наконец-то идёт по камням, по которым ступал сам Спаситель. У экзальтированных, нервных личностей расстраивается психика, доходит и до ярких галлюцинаций. Лечится иерусалимский синдром успокаивающими препаратами, а также беседами психотерапевта с пациентом на родном языке: так человек быстрее приходит в себя. Пребывание в Кфар-Шауль всегда платное - если на наши деньги, то больше 20 000 рублей в день (!). Если у «Иисуса» нет медицинской страховки, ему покупают билет домой за счёт государства и возвращают «своим» психиатрам.

Пещерный «Креститель»

- Был у нас такой колоритный канадец, вообразил себя Иоанном Крестителем, - вспоминает заведующий приёмным покоем Кфар-Шауль Григорий Кац. - Он приехал в Израиль, долгие годы жил в пещере в арабской части Иерусалима. Мужчина с огромной седой гривой всё время неустанно проповедовал. Потом начались арабские беспорядки, интифада, и на него напали религиозные фанатики. К нам доставили побитым. В больнице «Креститель» продолжал проповеди. Мы не могли выяснить личность - у него даже документов никаких не было. Под влиянием лекарств «Иоанн» случайно проговорился о своём настоящем имени, и мы через Интернет вышли на семью «святого» в Канаде. Они не видели его 20 лет. 

Недавно привозили сюда итальянца, пытавшегося себя оскопить у храма Гроба Господня: слишком буквально воспринял фразу из библейского Нового Завета, что надо отсечь «скверну». Позже он выздоровел и с юмором отнёсся к событию: избавиться от «скверны» не успел, пришили обратно. Вот ещё стандартный инцидент - у человека психоз, он вдохновляется примером Иисуса, идёт к мусульманам или евреям, пытается обратить их в христианскую веру. Сразу скандал. Его привозят сюда полицейские - яростного и недовольного. Дальше - лечим.

Огнеопасный пророк

Психиатрическая лечебница расположена на территории бывшей арабской деревни Дейр-Ясин. Сохранилось несколько домов XVIII-XIX вв., в одном из помещений находилась конюшня - из стен торчат скобы, к которым привязывали лошадей. Главное здание огорожено забором, на окнах решётки - среди душевнобольных встречаются разные люди. Внутри тоже всё серьёзно - стёкла из полимеров (при сильном ударе они разлетятся вдребезги, и не выйдет использовать осколки как оружие), электронные пропуска. На стенах висят картины в стиле работ профессиональных художников: оказывается, они выполнены пациентами - рисование благотворно влияет на настроение людей. В одном из отделений с 1969 по 1974 г. содержался паломник из Австралии Денис Майкл Рохан, чей поступок в своё время едва не вызвал Третью мировую войну. Рохан попытался поджечь мечеть аль-Акса на Храмовой горе, объявив себя «посланцем Господа», - этот инцидент вылился в массовые беспорядки, 24 мусульманские страны подали жалобу в ООН, назвав случившееся «спланированной операцией «Моссада». На удивление реже иерусалимский синдром встречается у верующих евреев и совсем уж редко - у мусульман. «Иерусалим для ислама имеет значение, но главная святыня - всё-таки в Мекке, интересно было бы исследовать, что там творится, - объясняет доктор Тейтельбаум. - Вообще религиозная экзальтация в святом месте - норма. Я ‑как-то видел группу женщин в Гефсиманском саду, и они явно были не в себе. Инцидентов с иерусалимским синдромом на деле больше - вы пройдитесь по старому городу на Пасху, увидите много «святых» и «апостолов». К нам в больницу привозят только тех, кто представляет угрозу для окружающих, - в ином случае полиция обычно не вмешивается».

«А вы представляете, если бы настоящий Иисус сейчас появился в Иерусалиме? - спрашиваю я. - Ведь 100% его доставили бы к вам». Доктор Тейтельбаум улыбается. «Я часто говорю об этом, когда преподаю своим студентам, - отвечает он. - Иисус начал бы проповедовать и оказался в Кфар-Шауль: поди потом различи в приёмном покое - реальный он или душевнобольной». «Будем надеяться, мессия до своего появления в Иерусалиме заранее известит нас через соцсети вроде Фейс­бука, - добавляет доктор Кац. - Иначе ведь и верно некрасиво получится».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Нужно ли включать «нейтраль» на «автомате» на светофоре?
  2. Какие продукты вредят нервам?
  3. Что за проект окололунной станции готовит Россия?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ