Екатерина Бычкова 0 1970

«Елена» из подземелья. Как создаются тоннели московской подземки?

Журналист «АиФ» спустился на глубину 20 метров, чтобы посмотреть, как работает проходческий щит.

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

«Елена» — дама весьма солидных достоинств. «Рост» — 70 метров, «в талии» — 6 метров, вес — много тонн. Это и неудивительно: «Елена» — проходческий щит. И с 2001 года занята созданием тоннелей московской подземки.

Чтобы увидеть последнее рабочее место «Елены», мне пришлось спуститься на глубину 20 метров и оказаться буквально внутри щита. С сентября прошлого года этот щит трудится на строительстве участка Большой кольцевой линии (БКЛ) от «Лефортово» до «Авиамоторной». «Любовь» — коллега «Елены» — роет соседний тоннель через стенку.

Женское дело

Женские имена щитам придумали давать в Канаде: первый назвали в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. В Москве трудятся «Татьяна», «Анастасия», «Ольга», «Александра», «Арина», «Валентина», «Лилия» и другие дамы. «Елена» приехала к нам из Германии. Она опытная и современная. Бывают дни, когда она проходит по 15-16 метров. А если упирается в недружелюбный грунт (глину, например), скорость движения падает до 7-8 метров в день. В смену её обслуживают 16 человек.

На глубине 20 метров (максимально щит можно опустить и на 40 м) уже не увидеть метростроевцев с кирками и лопатами: процесс проходки автоматизирован. (Подробнее — см. инфографику.) «Елена», получая команду из кабины оператора, вгрызается в породу, смешивает её с раствором и по трубам отправляет смесь на поверхность в сепарационную — большое просторное отдельно стоящее здание, где смесь разделяют на фракции. Некоторые щиты так не умеют: вместо труб у них в боковых карманах конвейеры, по ним грунт движется к вагонеткам, и они вывозят его из-под земли.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Кстати, в этом году исполняется 200 лет, как англичанин Марк Брюнель запатентовал первый щит. Александр I обращался к инженеру с просьбой спроектировать тоннель под Невой. Но в этом месте в Санкт-Петербурге появился мост, а щит Брюнеля спустя несколько лет пригодился при прокладке тоннеля под Темзой. В Москве проходческий щит впервые применили в 1933 г. на строительстве участка между Лубянкой и Театральной площадью. Американский инженер Джордж Морган предупреждал метростроевцев, что в сутки он проходит 75 см. Но наши рабочие поставили рекорд: одолели 4,5 метра за 24 часа. Сегодня 70% столичной подземки проложено щитами. И с их помощью московские строители первыми в мире начали прокладывать наклонные тоннели — для эскалаторных зон. Это произошло на станции метро «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской ветки.

Длиннее, чем в Пекине

В Москве вообще подземное пространство осваивается рекордными темпами: ведутся работы по проектированию и прокладке 180 км тоннелей метрополитена. «Темпы строительства действительно беспрецедентны, — считает председатель правления Тоннельной ассоциации России Константин Матвеев. — И сегодня в городе используются самые современные технологии: на вооружении у московских метростроителей находятся 33 щита. Причём впервые в истории в городе работают 10-метровые щиты, позволяющие одновременно строить сразу два тоннеля, что значительно экономит время».

«С начала года мы ввели в эксплуатацию уже 8 станций. Ещё на 16 планируем закончить работы в этом году. 24 станции в течение года — это лучший результат за всю историю метростроения российской столицы. Важным событием стало открытие первого участка Большой Кольцевой линии, крупнейшего проекта в истории строительства московского метрополитена. Сегодня работы ведутся на всех участках кольцевой: где-то уже началось строительство, а где-то проектируются станции. После реализации проекта БКЛ москвичи получат множество новых альтернативных маршрутов следования, которые значительно сократят время, затрачиваемое на поездку по городу», — рассказал «АиФ» заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Большая кольцевая (с 31 станцией) — самая протяжённая линия метро (69 км), строящаяся сейчас в Москве. Более того, она сможет стать и самой протяжённой кольцевой в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» — Вторую кольцевую линию пекинского метро (57 км).

Она объединит существующие радиальные и будущие хордовые ветки на расстоянии до 10 км и ближе от действующей кольцевой и поможет сэкономить время в пути. Со станций БКЛ можно будет сделать 19 пересадок на другие линии метро, 4 пересадки на МЦК, 5 пересадок на первоочередные Московские центральные диаметры «Одинцово — Лобня» и «Подольск — Нахабино», 11 пересадок на линии железной дороги.

На сегодня открыты 5 станций БКЛ — от ст. м. «Деловой центр» до «Петровского парка». Ст. м. «Лефортово», где тоннели прокладывают «Любовь» и «Елена», заработает в 2019-м.

Запустить все станции Большой кольцевой планируется в течение ближайших 4-5 лет.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. В каких случаях может быть нарушена тайна исповеди?
  2. Почему собаки не атакуют, если их не бояться?
  3. Можно ли пить алкоголь при гипертонии?
  4. Какие пять книг на английском языке названы лучшими за последние полвека?




Вы бы хотели, чтобы тарифы ОСАГО изменились?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ