00:13 06/05/2014 Алина Менькова 27 57163

«Хочешь ехать, дай пять тысяч!» Репортаж о пробках на переправе в Крым

Переправа через Керченский пролив на сегодня остается почти единственным безопасным для россиян способом попасть в Крым на автомобиле. Поэтому очереди в порту «Кавказ» не уменьшаются, а становятся длиннее — длина пробки достигает семи километров.

© / Алина Менькова / АиФ

В порту «Кавказ», откуда в Крым можно переправиться на пароме, с конца апреля стоят огромные очереди из автомобилей. Легковые машины ждут переправы по 18 часов, а грузовые фуры — по трое суток.

На краснодарский автовокзал торопятся люди — уставшие, не выспавшиеся, с неподъемными сумками. У касс — длинные очереди.

Таможенного контроля больше нет

Люди ждут автобуса до порта Кавказ
Люди ждут автобуса до порта «Кавказ». Фото: АиФ / Алина Менькова

Таксист, доставивший пассажиров на вокзал, рассказывает о ситуации в порту «Кавказ»:

«Что в порту делается — ужас сплошной. Люди устают стоять в пробках, кричат друг на друга по любому поводу. Когда я ехал, приходилось и на встречку выезжать, и по обочине катиться, и каждый раз, как попугаю, повторять: “Мне пассажира выкинуть, я дальше не поеду”. Такое ощущение, что в Крым отправилась отдыхать вся Россия. Но вот по ночам пробок нет. Двум моим коллегам “фартило”, они в пробках не стояли».

У автобуса по направлению «Краснодар — порт «Кавказ» собираются люди. Отправление — через 10 минут. Пенсионерка Валентина Баранова возвращается в родную Феодосию, в Краснодар она приезжала навестить могилу мамы.

«Пробки, говорите, меня ждут? — удивляется женщина, — Когда я в Краснодар ехала, дорога была пустой. И время в пути сократилось на два часа, потому что теперь нет никакого таможенного контроля, долгого стояния на ветру у парома, сумки не надо таскать туда-сюда. Паспорта теперь проверяют только в автобусе».

Валентина Баранова добралась до Краснодара без пробок
Валентина Баранова добралась до Краснодара без пробок. Фото: АиФ / Алина Менькова

Валентина признается, что проезжать-то стало чуть легче, но на всем приходится экономить — деньги остались в украинском банке:

«Я всю жизнь копила, там огромная сумма, думала, на пенсии эти деньги потрачу, но, теперь, наверно, вряд ли воспользуюсь ими, — говорит пенсионерка. — Теперь у нас рубли, а деньги мои в банке в гривнах. Можно было, конечно, их поменять на рубли, но вот банки-то до сих пор не работают. А до смены валюты осталось всего три недели. Но зато хоть волнения закончились, на улицах спокойно стало, люди уже не бегают у воинских частей. Русская речь везде — с экрана телевизора, в газетах».

Наконец автобус отправляется. До порта «Кавказ» он будет идти четыре с половиной часа. Автобус полон, многие едут стоя. Но через два часа пассажиров становится меньше. Многие выходят раньше пункта назначения — в Темрюке, Славянске-на-Кубани.

«Встречка» для автобусов

В середине пути полицейский проверяет паспорта. У многих еще остались украинские — обменять не успели. Причина одна — длинные очереди в паспортный стол.

«Я ездила в Краснодар за своим свидетельством о рождении, оно необходимо для смены паспорта», — говорит одна пассажирка.

Через полчаса на очередной остановке вот уже в четвертый раз в автобус поднимается кассир: «Предъявите билетики!»

Дорога оказывается пустой
Дорога оказывается пустой. Фото: АиФ / Алина Менькова

Я интересуюсь у пассажиров, приобрел ли кто-нибудь из них единый билет, продажа которого стартовала в России в конце апреля. Единый билет дает возможность туристам доехать на поезде до Краснодара или Анапы и пересесть на автобус до порта. Далее пассажиров ждёт паромная переправа через Керченский пролив и поездка на автобусе до места назначения.

«Я слыхал об этом», — говорит один из пассажиров, — но его же вроде только в Москве продают. А я еду из Краснодара. Мне-то он зачем?«.

«У нас свой единый билет. Берешь билет до Керчи, а в него входит стоимость парома».

То же самое, кстати, говорят и в кассах Краснодара и порта «Кавказ»: «Мы не спорим, что его запустили, но мы его в глаза не видели!»

Дорога совершенно пуста, автобус едет быстро и легко.

«Наверно, врут СМИ — вот смотрите, нет никаких пробок!» — радуются пассажиры.

Но как только автобус оказывается у поселка Ильич, впереди виднеется огромная колонна легковых и грузовых машин.

От поселка Ильич до порта Кавказ тянется пробка длиной в четыре с половиной километра
От поселка Ильич до порта «Кавказ» тянется пробка длиной в четыре с половиной километра. Фото: АиФ / Алина Менькова

Автобус выезжает на встречную полосу — рейсовым автобусам это разрешено. Автомобилистам — нет. Иногда автомобилисты пытаются блокировать проезд пассажирским автобусам, которым позволено проехать без очереди.

Уставшие люди нервно бродят вдоль оставленных машин. Мужчина кричит в телефонную трубку о том, что «не может летать», рядом с ним женщина баюкает грудного ребенка.

Директор московской туристической фирмы возмущен бездействием казаков
Директор московской туристической фирмы возмущен бездействием казаков. Фото: АиФ / Алина Менькова

Пробка тянется и тянется. Повсюду крики, плач и протяжные сигналы клаксона.

«Ну, езжай давай! Что стоишь!» — кричит водитель впереди стоящей машине.

Но машина не едет. Кажется, водитель в ней уже ничего не слышит. Утомленные долгой дорогой, люди просто засыпают за рулем от усталости.

«Люди измучены. Самых наглых, которые пытаются пролезть вперед, без очереди, просто избивают и грозятся перевернуть им автомобили. Другие же блокируют им дорогу собственными автомобилями. А знаете почему? Потому что никакой управы нет на этих людей — так, полтора казака стоят и молчат», — комментирует ситуацию директор одной из московских туристических фирм Александр Головачев.

Он едет в Крым с дочерью Екатериной.

«Я специально приехал посмотреть, правда ли, что здесь такие очереди, как пишут газеты. И это правда. Но вот, представьте, мы стоим уже 18 часов. 350 машин и 35 фур, и двигаемся на несколько метров раз в 15 минут», — рассказывает Головачев.

«Приходится спать урывками, это невозможно — нервы на пределе. Только уснул, а тебе сигналит машина сзади. Хочется скорей уже оказаться по ту сторону», — говорит Екатерина и проезжает чуть вперед.

Фура едет по встречной полосе
Фура едет по встречной полосе. Фото: АиФ / Алина Менькова

«О, не выдержал и вперед рванул, но долго не проедет — остановят его и надают!» — кричит один из водителей, провожая взглядом фуру, которая выехала на встречную полосу.

Краснодарский рейсовый автобус доезжает до территории порта «Кавказ» и останавливается. Люди выходят.

Люди узнают у полицейских, когда исчезнет пробка
Люди узнают у полицейских, когда исчезнет пробка. Фото: АиФ / Алина Менькова

«Ой-ей-ей! — сокрушается водитель и смотрит на спидометр, — пробка длиной в четыре с половиной километра. Вчера была меньше — только три. А что будет, когда начнется лето, страшно подумать. Некоторые водители психуют, свои машины бросают и переправляются без них».

Водитель автобуса раздает багаж пассажирам. К остановке подъезжает полицейская машина, к ней спешат два человека из стоящих неподалеку легковушек.

«Сколько еще ждать? Можно нам проехать, только встретить?» — спрашивают они.

«Технический паспорт оставляйте и езжайте», — говорят полицейские.

«Они боятся, что те уедут к парому — а без паспорта их не примут, — поясняет мне водитель автобуса. — Вон видите, сколько места. Здесь территорию заасфальтируют и планируют сделать так называемый отстойник автобусов. Автобусы будут встречать людей и отвозить к парому — это должно немного уменьшить пробки».

На этом месте вскоре будет отстойник автобусов, чтобы сократить пробку
На этом месте вскоре будет отстойник автобусов, чтобы сократить пробку. Фото: АиФ / Алина Менькова

«Напишем Путину»

Пробка не заканчивается до самого парома. На переправе уже нет таможенного контроля и пограничников. Новые границы России и Украины укреплены окончательно, крайние меры предосторожности уже не нужны. Но зато у касс люди возмущаются по другому поводу.

«А как же льготы, я же ветеран Афганистана!» — требовательно говорит мужчина в длинной очереди в кассе вокзала.

«Какие льготы — не было у нас никаких льгот. 162 рубля стоит билет на паром», — строго отвечает кассир.

В кассе парома Кавказ люди требуют льготы
В кассе парома «Кавказ» люди требуют льготы. Фото: АиФ / Алина Менькова

На улице снова сигналят машины.

«У меня дочь-инвалид. Нас должны были пропустить, как выяснилось, но мы стояли в очереди. Со вчерашнего вечера, а сейчас уже час дня. Нас только что полицейские спросили, почему мы не проехали вперед, но откуда нам знать? Уже осталось чуть-чуть, на следующем пароме поедем. Знаете, раньше таких пробок не было», — рассказывает Лариса Башлай.

Людям остается питаться в забегаловках
Людям остается питаться в забегаловках. Фото: АиФ / Алина Менькова

Лариса говорит, что ей с дочкой удалось подремать, а вот ее мужу — нет: «Он за рулем — уже двое суток не спал. Многие говорят, что напишут об этом безобразии на сайт Путину, потому что люди лезут вперед — то якобы по разрешению, то по распоряжению. В июле у нас еще будет отпуск, но мы полетим самолетом. Уж с самолетами-то все хорошо будет».

По словам Ларисы, вокруг ни одного нормального кафе. Всего пара ларьков с закусками.

«Заставляете бедных людей стоять! Но хоть инфраструктуру сделайте! — жалуется водитель легковушки. — Какие-то забегаловки и только, но у нас, слава Богу, еда с собой в машине. Мы-то из Мурманска едем. Но а другие чем питаются? Сосисками в тесте да кофе. А биотуалеты — их всего два, но и они в ужасном состоянии. До платного еще нужно доехать. Я еще сходила, а дочка не может. Мусорок нет. Мусор люди прямо на обочину кидают. Куда смотрит начальник порта!».

Поговорить с начальником порта не удается — его нет на месте.

«Давай пять тысяч и езжай»

В очереди терпеливо стоят и фуры. Около них нервно курят водители.

«Легковые машины-то ладно по 18 часов стоят, мы стоим уже трое суток. Вот 25 легковушек пройдут, а вместе с ними только 2 грузовика. А мы не отдыхать едем, мы продукты везем — они без нас там, без еды, долго все равно не смогут. Молочная продукция тоже имеет свой срок хранения. Вот и подумайте, какие мы продукты туда привезем?» — возмущенно говорит водитель фуры Михаил Черенков.

Генл Закарян и Михаил Черенков возмущены, что стоят в пробке трое суток
Генл Закарян и Михаил Черенков возмущены, что стоят в пробке трое суток. Фото: АиФ / Алина Менькова

Водители признаются, что полицейские откровенно предлагают им проехать вне очереди за пять тысяч рублей. И некоторые так и делают. А за то, чтобы объехать пробку с левой стороны порта, вообще требуют 25 тысяч.

Полицейские пытаются регулировать пробку: некоторые машины из общей колонны они просят встать на платную автомобильную стоянку. «За стоянку дерут 10 рублей час. За сутки уже 240 рублей. А тех водителей, кто все же едет вперед, отказываясь стоять, полицейские просто заставляют развернуть машину и ехать на стоянку, — негодуют водители фур. — Душ здесь тоже платный, хотя обычно он входит в стоимость стоянки».

Генлу Закаряну повезло — у него свой бочок с водой на фуре:

«Там я руки мою и моюсь ночью. Но бриться все равно нечем — я таким заросшим никогда не был. А туалеты вы здесь видели? Есть нечего — бутерброды и чай, а хочется и горячего. Сигареты по 100 рублей, вода обычная — 40 рублей бутылка, а хлеб вообще негде купить. Где условия, про которые говорят нам по телевизору?» — рассказывает Генл.

Генл моет руки прямо под фурой
Генл моет руки прямо под фурой. Фото: АиФ / Алина Менькова

«Ну, короче, в понедельник у меня был день погрузки. Сегодня вторник. Вот и считайте — кто нам штрафы оплатит?» — продолжает водитель.

«А у меня внучку крестят на днях — тоже не успею», — вспоминает Михаил.

Очередь машин к парому
Очередь машин к парому. Фото: АиФ / Алина Менькова

Время идет — вот уже подошел очередной паром «Ейск». Люди снова спешат и толкаются.

«Надеемся, что когда будет мост, все наладится!» — говорят пассажиры парома.

Вот только разговоры о строительстве моста через Керченский пролив начались еще в 2007 году, когда, будучи премьер-министром, Виктор Янукович активно продвигал этот проект. Но тогда мост так и не был возведен. И только сейчас, похоже, от слов начали переходить к делу и взялись за этот вопрос серьёзно — председатель правительства России Дмитрий Медведев официально дал ход проекту. А к 1 ноября уже должны быть готовы документы, по которым и начнут возводить транспортный коридор.

Прибывший паром Ейск
Прибывший паром «Ейск». Фото: АиФ / Алина Менькова

«Ага, только строить его будут года три! А что будет с очередями? Летом тут будет кошмар!» — отвечают на это недовольные люди и поднимаются на борт парома.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Arlekin
    |
    20:08
    06.05.2014
    3
    +
    -
    Gustaf Odin: "Даже Крыму Московия платила дань". //****************************************************** Полагаю, теперь опять придётся дань платить...
  2. Arlekin
    |
    20:10
    06.05.2014
    2
    +
    -
    Раньше думать надо было! За что боролись, на то и напоролись!
Комментарии (27)
  1. sigonella
    |
    00:39
    06.05.2014
    1
    +
    -
    Зачем нам территория без развитой инфраструктуры , воды нет , заехать проблематично , короче то что приросли мы куском земли это хорошо , но получается будто чемодан без ручки , посмотрим что будет летом ...
  2. RAPIRA46
    |
    12:58
    06.05.2014
    -1
    +
    -
    sigonella: ВОЕННАЯ БАЗА и только или вы хотели бы нато видеть на нашей КРЫМСКОЙ земле.
  3. Алексей Ка
    |
    15:43
    06.05.2014
    -1
    +
    -
    sigonella: вам она не нужна, вот у вас её и отняли.
  4. Gustaf Odin
    |
    13:39
    06.05.2014
    -1
    +
    -
    1. Украина, союзное России по СНГ (как ранее по СССР) государство, согласилась по Договору с присутствием в Крыму Российской Армии и Флота. В Договоре и вообще право Украины на Крым Россией НИКОГДА НЕ ОСПАРИВАЛОСЬ. 2. Переворот, «референдум», отторжение территорий – все нормальные политики и простые люди понимают, что такое неприемлемо. 3. Фактическая власть в Крыму должна САМА (без Путина) теперь решать кучу проблем с Киевом. Ведь МИМО УКРАИНЫ НЕ ПРОСКОЧИШЬ. Все дороги и каналы… 4. Надо договариваться. СТРАДАЮТ ПРОСТЫЕ ГРАЖДАНЕ. 5. И заодно, даже самым безмозглым, не мешало бы почитать историю. Как в СССР состоялось присоединение Крыма сначала к Российской Федерации при Сталине, и как потом по настоянию специалистов и при полном СОГЛАСИИ правительства Российской Федерации внутри СССР административно переподчинили Крым УССР. 6. Даже внутри СССР географически Крым – Украина. Теперь же оторванный географически от России, Крым болтается возле Турции… 7. Надо договариваться.
  5. dorp777
    |
    18:42
    06.05.2014
    -1
    +
    -
    Gustaf Odin: 1. украина уже 23 года не союзник России - 23 года украина гадила России, воровала у России и тд. 2. Это вы своим заокеанским хозяевам расскажите - вы же им в рот смотрите что они скажут - вот пусть и расскажут вам про Косова, Ирак, Ливию и тд. 3. Это все решится - нынешняя "власть" в Киеве ненадолго) 4. Договорятся скоро 5. Историю мы читаем - мы не хотим читать свидомую историю. 6. Ну так Нововороссия типа тоже географически украина - но это не надолго)
  6. Юля Суренова[vkontakte]
    |
    14:28
    06.05.2014
    -1
    +
    -
    Правительству России активнее работать нужно, это не дело по трое суток в очереди стоять на переправе.
  7. Arlekin
    |
    14:46
    06.05.2014
    2
    +
    -
  8. dorp777
    |
    13:11
    07.05.2014
    -1
    +
    -
    Arlekin(не самозванец): это вряд ли - Крым не был вашим никогда - ни при украинской коммунистической оккупации ни при бандеровской)Чисто формально - так что забудьте и стройте доты на границы вашей галитчины, может хоть это отстоите)))
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что такое криптогенный сепсис?
  2. Кто такой Ласло Биро?
  3. В чем суть российско-американского соглашения по Сирии?

Покупаете ли вы экологически чистые продукты?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ