00:13 06/05/2014 Алина Менькова 27 57126

«Хочешь ехать, дай пять тысяч!» Репортаж о пробках на переправе в Крым

Переправа через Керченский пролив на сегодня остается почти единственным безопасным для россиян способом попасть в Крым на автомобиле. Поэтому очереди в порту «Кавказ» не уменьшаются, а становятся длиннее — длина пробки достигает семи километров.

© / Алина Менькова / АиФ

В порту «Кавказ», откуда в Крым можно переправиться на пароме, с конца апреля стоят огромные очереди из автомобилей. Легковые машины ждут переправы по 18 часов, а грузовые фуры — по трое суток.

На краснодарский автовокзал торопятся люди — уставшие, не выспавшиеся, с неподъемными сумками. У касс — длинные очереди.

Таможенного контроля больше нет

Люди ждут автобуса до порта Кавказ
Люди ждут автобуса до порта «Кавказ». Фото: АиФ / Алина Менькова

Таксист, доставивший пассажиров на вокзал, рассказывает о ситуации в порту «Кавказ»:

«Что в порту делается — ужас сплошной. Люди устают стоять в пробках, кричат друг на друга по любому поводу. Когда я ехал, приходилось и на встречку выезжать, и по обочине катиться, и каждый раз, как попугаю, повторять: “Мне пассажира выкинуть, я дальше не поеду”. Такое ощущение, что в Крым отправилась отдыхать вся Россия. Но вот по ночам пробок нет. Двум моим коллегам “фартило”, они в пробках не стояли».

У автобуса по направлению «Краснодар — порт «Кавказ» собираются люди. Отправление — через 10 минут. Пенсионерка Валентина Баранова возвращается в родную Феодосию, в Краснодар она приезжала навестить могилу мамы.

«Пробки, говорите, меня ждут? — удивляется женщина, — Когда я в Краснодар ехала, дорога была пустой. И время в пути сократилось на два часа, потому что теперь нет никакого таможенного контроля, долгого стояния на ветру у парома, сумки не надо таскать туда-сюда. Паспорта теперь проверяют только в автобусе».

Валентина Баранова добралась до Краснодара без пробок
Валентина Баранова добралась до Краснодара без пробок. Фото: АиФ / Алина Менькова

Валентина признается, что проезжать-то стало чуть легче, но на всем приходится экономить — деньги остались в украинском банке:

«Я всю жизнь копила, там огромная сумма, думала, на пенсии эти деньги потрачу, но, теперь, наверно, вряд ли воспользуюсь ими, — говорит пенсионерка. — Теперь у нас рубли, а деньги мои в банке в гривнах. Можно было, конечно, их поменять на рубли, но вот банки-то до сих пор не работают. А до смены валюты осталось всего три недели. Но зато хоть волнения закончились, на улицах спокойно стало, люди уже не бегают у воинских частей. Русская речь везде — с экрана телевизора, в газетах».

Наконец автобус отправляется. До порта «Кавказ» он будет идти четыре с половиной часа. Автобус полон, многие едут стоя. Но через два часа пассажиров становится меньше. Многие выходят раньше пункта назначения — в Темрюке, Славянске-на-Кубани.

«Встречка» для автобусов

В середине пути полицейский проверяет паспорта. У многих еще остались украинские — обменять не успели. Причина одна — длинные очереди в паспортный стол.

«Я ездила в Краснодар за своим свидетельством о рождении, оно необходимо для смены паспорта», — говорит одна пассажирка.

Через полчаса на очередной остановке вот уже в четвертый раз в автобус поднимается кассир: «Предъявите билетики!»

Дорога оказывается пустой
Дорога оказывается пустой. Фото: АиФ / Алина Менькова

Я интересуюсь у пассажиров, приобрел ли кто-нибудь из них единый билет, продажа которого стартовала в России в конце апреля. Единый билет дает возможность туристам доехать на поезде до Краснодара или Анапы и пересесть на автобус до порта. Далее пассажиров ждёт паромная переправа через Керченский пролив и поездка на автобусе до места назначения.

«Я слыхал об этом», — говорит один из пассажиров, — но его же вроде только в Москве продают. А я еду из Краснодара. Мне-то он зачем?«.

«У нас свой единый билет. Берешь билет до Керчи, а в него входит стоимость парома».

То же самое, кстати, говорят и в кассах Краснодара и порта «Кавказ»: «Мы не спорим, что его запустили, но мы его в глаза не видели!»

Дорога совершенно пуста, автобус едет быстро и легко.

«Наверно, врут СМИ — вот смотрите, нет никаких пробок!» — радуются пассажиры.

Но как только автобус оказывается у поселка Ильич, впереди виднеется огромная колонна легковых и грузовых машин.

От поселка Ильич до порта Кавказ тянется пробка длиной в четыре с половиной километра
От поселка Ильич до порта «Кавказ» тянется пробка длиной в четыре с половиной километра. Фото: АиФ / Алина Менькова

Автобус выезжает на встречную полосу — рейсовым автобусам это разрешено. Автомобилистам — нет. Иногда автомобилисты пытаются блокировать проезд пассажирским автобусам, которым позволено проехать без очереди.

Уставшие люди нервно бродят вдоль оставленных машин. Мужчина кричит в телефонную трубку о том, что «не может летать», рядом с ним женщина баюкает грудного ребенка.

Директор московской туристической фирмы возмущен бездействием казаков
Директор московской туристической фирмы возмущен бездействием казаков. Фото: АиФ / Алина Менькова

Пробка тянется и тянется. Повсюду крики, плач и протяжные сигналы клаксона.

«Ну, езжай давай! Что стоишь!» — кричит водитель впереди стоящей машине.

Но машина не едет. Кажется, водитель в ней уже ничего не слышит. Утомленные долгой дорогой, люди просто засыпают за рулем от усталости.

«Люди измучены. Самых наглых, которые пытаются пролезть вперед, без очереди, просто избивают и грозятся перевернуть им автомобили. Другие же блокируют им дорогу собственными автомобилями. А знаете почему? Потому что никакой управы нет на этих людей — так, полтора казака стоят и молчат», — комментирует ситуацию директор одной из московских туристических фирм Александр Головачев.

Он едет в Крым с дочерью Екатериной.

«Я специально приехал посмотреть, правда ли, что здесь такие очереди, как пишут газеты. И это правда. Но вот, представьте, мы стоим уже 18 часов. 350 машин и 35 фур, и двигаемся на несколько метров раз в 15 минут», — рассказывает Головачев.

«Приходится спать урывками, это невозможно — нервы на пределе. Только уснул, а тебе сигналит машина сзади. Хочется скорей уже оказаться по ту сторону», — говорит Екатерина и проезжает чуть вперед.

Фура едет по встречной полосе
Фура едет по встречной полосе. Фото: АиФ / Алина Менькова

«О, не выдержал и вперед рванул, но долго не проедет — остановят его и надают!» — кричит один из водителей, провожая взглядом фуру, которая выехала на встречную полосу.

Краснодарский рейсовый автобус доезжает до территории порта «Кавказ» и останавливается. Люди выходят.

Люди узнают у полицейских, когда исчезнет пробка
Люди узнают у полицейских, когда исчезнет пробка. Фото: АиФ / Алина Менькова

«Ой-ей-ей! — сокрушается водитель и смотрит на спидометр, — пробка длиной в четыре с половиной километра. Вчера была меньше — только три. А что будет, когда начнется лето, страшно подумать. Некоторые водители психуют, свои машины бросают и переправляются без них».

Водитель автобуса раздает багаж пассажирам. К остановке подъезжает полицейская машина, к ней спешат два человека из стоящих неподалеку легковушек.

«Сколько еще ждать? Можно нам проехать, только встретить?» — спрашивают они.

«Технический паспорт оставляйте и езжайте», — говорят полицейские.

«Они боятся, что те уедут к парому — а без паспорта их не примут, — поясняет мне водитель автобуса. — Вон видите, сколько места. Здесь территорию заасфальтируют и планируют сделать так называемый отстойник автобусов. Автобусы будут встречать людей и отвозить к парому — это должно немного уменьшить пробки».

На этом месте вскоре будет отстойник автобусов, чтобы сократить пробку
На этом месте вскоре будет отстойник автобусов, чтобы сократить пробку. Фото: АиФ / Алина Менькова

«Напишем Путину»

Пробка не заканчивается до самого парома. На переправе уже нет таможенного контроля и пограничников. Новые границы России и Украины укреплены окончательно, крайние меры предосторожности уже не нужны. Но зато у касс люди возмущаются по другому поводу.

«А как же льготы, я же ветеран Афганистана!» — требовательно говорит мужчина в длинной очереди в кассе вокзала.

«Какие льготы — не было у нас никаких льгот. 162 рубля стоит билет на паром», — строго отвечает кассир.

В кассе парома Кавказ люди требуют льготы
В кассе парома «Кавказ» люди требуют льготы. Фото: АиФ / Алина Менькова

На улице снова сигналят машины.

«У меня дочь-инвалид. Нас должны были пропустить, как выяснилось, но мы стояли в очереди. Со вчерашнего вечера, а сейчас уже час дня. Нас только что полицейские спросили, почему мы не проехали вперед, но откуда нам знать? Уже осталось чуть-чуть, на следующем пароме поедем. Знаете, раньше таких пробок не было», — рассказывает Лариса Башлай.

Людям остается питаться в забегаловках
Людям остается питаться в забегаловках. Фото: АиФ / Алина Менькова

Лариса говорит, что ей с дочкой удалось подремать, а вот ее мужу — нет: «Он за рулем — уже двое суток не спал. Многие говорят, что напишут об этом безобразии на сайт Путину, потому что люди лезут вперед — то якобы по разрешению, то по распоряжению. В июле у нас еще будет отпуск, но мы полетим самолетом. Уж с самолетами-то все хорошо будет».

По словам Ларисы, вокруг ни одного нормального кафе. Всего пара ларьков с закусками.

«Заставляете бедных людей стоять! Но хоть инфраструктуру сделайте! — жалуется водитель легковушки. — Какие-то забегаловки и только, но у нас, слава Богу, еда с собой в машине. Мы-то из Мурманска едем. Но а другие чем питаются? Сосисками в тесте да кофе. А биотуалеты — их всего два, но и они в ужасном состоянии. До платного еще нужно доехать. Я еще сходила, а дочка не может. Мусорок нет. Мусор люди прямо на обочину кидают. Куда смотрит начальник порта!».

Поговорить с начальником порта не удается — его нет на месте.

«Давай пять тысяч и езжай»

В очереди терпеливо стоят и фуры. Около них нервно курят водители.

«Легковые машины-то ладно по 18 часов стоят, мы стоим уже трое суток. Вот 25 легковушек пройдут, а вместе с ними только 2 грузовика. А мы не отдыхать едем, мы продукты везем — они без нас там, без еды, долго все равно не смогут. Молочная продукция тоже имеет свой срок хранения. Вот и подумайте, какие мы продукты туда привезем?» — возмущенно говорит водитель фуры Михаил Черенков.

Генл Закарян и Михаил Черенков возмущены, что стоят в пробке трое суток
Генл Закарян и Михаил Черенков возмущены, что стоят в пробке трое суток. Фото: АиФ / Алина Менькова

Водители признаются, что полицейские откровенно предлагают им проехать вне очереди за пять тысяч рублей. И некоторые так и делают. А за то, чтобы объехать пробку с левой стороны порта, вообще требуют 25 тысяч.

Полицейские пытаются регулировать пробку: некоторые машины из общей колонны они просят встать на платную автомобильную стоянку. «За стоянку дерут 10 рублей час. За сутки уже 240 рублей. А тех водителей, кто все же едет вперед, отказываясь стоять, полицейские просто заставляют развернуть машину и ехать на стоянку, — негодуют водители фур. — Душ здесь тоже платный, хотя обычно он входит в стоимость стоянки».

Генлу Закаряну повезло — у него свой бочок с водой на фуре:

«Там я руки мою и моюсь ночью. Но бриться все равно нечем — я таким заросшим никогда не был. А туалеты вы здесь видели? Есть нечего — бутерброды и чай, а хочется и горячего. Сигареты по 100 рублей, вода обычная — 40 рублей бутылка, а хлеб вообще негде купить. Где условия, про которые говорят нам по телевизору?» — рассказывает Генл.

Генл моет руки прямо под фурой
Генл моет руки прямо под фурой. Фото: АиФ / Алина Менькова

«Ну, короче, в понедельник у меня был день погрузки. Сегодня вторник. Вот и считайте — кто нам штрафы оплатит?» — продолжает водитель.

«А у меня внучку крестят на днях — тоже не успею», — вспоминает Михаил.

Очередь машин к парому
Очередь машин к парому. Фото: АиФ / Алина Менькова

Время идет — вот уже подошел очередной паром «Ейск». Люди снова спешат и толкаются.

«Надеемся, что когда будет мост, все наладится!» — говорят пассажиры парома.

Вот только разговоры о строительстве моста через Керченский пролив начались еще в 2007 году, когда, будучи премьер-министром, Виктор Янукович активно продвигал этот проект. Но тогда мост так и не был возведен. И только сейчас, похоже, от слов начали переходить к делу и взялись за этот вопрос серьёзно — председатель правительства России Дмитрий Медведев официально дал ход проекту. А к 1 ноября уже должны быть готовы документы, по которым и начнут возводить транспортный коридор.

Прибывший паром Ейск
Прибывший паром «Ейск». Фото: АиФ / Алина Менькова

«Ага, только строить его будут года три! А что будет с очередями? Летом тут будет кошмар!» — отвечают на это недовольные люди и поднимаются на борт парома.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Arlekin
    |
    20:08
    06.05.2014
    3
    +
    -
    Gustaf Odin: "Даже Крыму Московия платила дань". //****************************************************** Полагаю, теперь опять придётся дань платить...
  2. Arlekin
    |
    20:10
    06.05.2014
    2
    +
    -
    Раньше думать надо было! За что боролись, на то и напоролись!
Комментарии (27)
  1. sigonella
    |
    00:39
    06.05.2014
    1
    +
    -
    Зачем нам территория без развитой инфраструктуры , воды нет , заехать проблематично , короче то что приросли мы куском земли это хорошо , но получается будто чемодан без ручки , посмотрим что будет летом ...
  2. RAPIRA46
    |
    12:58
    06.05.2014
    -1
    +
    -
    sigonella: ВОЕННАЯ БАЗА и только или вы хотели бы нато видеть на нашей КРЫМСКОЙ земле.
  3. Алексей Ка
    |
    15:43
    06.05.2014
    -1
    +
    -
    sigonella: вам она не нужна, вот у вас её и отняли.
  4. Gustaf Odin
    |
    13:39
    06.05.2014
    -1
    +
    -
    1. Украина, союзное России по СНГ (как ранее по СССР) государство, согласилась по Договору с присутствием в Крыму Российской Армии и Флота. В Договоре и вообще право Украины на Крым Россией НИКОГДА НЕ ОСПАРИВАЛОСЬ. 2. Переворот, «референдум», отторжение территорий – все нормальные политики и простые люди понимают, что такое неприемлемо. 3. Фактическая власть в Крыму должна САМА (без Путина) теперь решать кучу проблем с Киевом. Ведь МИМО УКРАИНЫ НЕ ПРОСКОЧИШЬ. Все дороги и каналы… 4. Надо договариваться. СТРАДАЮТ ПРОСТЫЕ ГРАЖДАНЕ. 5. И заодно, даже самым безмозглым, не мешало бы почитать историю. Как в СССР состоялось присоединение Крыма сначала к Российской Федерации при Сталине, и как потом по настоянию специалистов и при полном СОГЛАСИИ правительства Российской Федерации внутри СССР административно переподчинили Крым УССР. 6. Даже внутри СССР географически Крым – Украина. Теперь же оторванный географически от России, Крым болтается возле Турции… 7. Надо договариваться.
  5. dorp777
    |
    18:42
    06.05.2014
    -1
    +
    -
    Gustaf Odin: 1. украина уже 23 года не союзник России - 23 года украина гадила России, воровала у России и тд. 2. Это вы своим заокеанским хозяевам расскажите - вы же им в рот смотрите что они скажут - вот пусть и расскажут вам про Косова, Ирак, Ливию и тд. 3. Это все решится - нынешняя "власть" в Киеве ненадолго) 4. Договорятся скоро 5. Историю мы читаем - мы не хотим читать свидомую историю. 6. Ну так Нововороссия типа тоже географически украина - но это не надолго)
  6. Юля Суренова[vkontakte]
    |
    14:28
    06.05.2014
    -1
    +
    -
    Правительству России активнее работать нужно, это не дело по трое суток в очереди стоять на переправе.
  7. Arlekin
    |
    14:46
    06.05.2014
    2
    +
    -
  8. dorp777
    |
    13:11
    07.05.2014
    -1
    +
    -
    Arlekin(не самозванец): это вряд ли - Крым не был вашим никогда - ни при украинской коммунистической оккупации ни при бандеровской)Чисто формально - так что забудьте и стройте доты на границы вашей галитчины, может хоть это отстоите)))
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кто может стать новым Генеральным секретарём ООН?
  2. Сколько человек погибло во время землетрясения в Италии?
  3. Почему правительство отказалось от доиндексации пенсий?

Где вы обычно покупаете авиабилеты?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ