aif.ru counter
Елена Семенова 0 1074

«Левый» рейс. Как определить нелегальный междугородний автобус?

Чем опасны псевдозаказные перевозки и как не сесть в «серый» автобус, если вы пассажир?

Пресс-служба ГУ МЧС по Омской области / РИА Новости

В России уже не одно десятилетие существует «серый» рынок автобусных пассажирских перевозок. Причин этого можно назвать много, но к основным эксперты относят пробелы в законодательстве и востребованность услуг «нелегалов» среди населения. Вторая формулировка, по сути, означает, что мы сознательно готовы рисковать своим здоровьем и даже жизнью ради небольшой экономии на стоимости билета. Согласно результатам опроса Госавтоинспекции МВД, 40% респондентов воспользовались бы услугами нелегального перевозчика, зная о его статусе, если это удобнее или выгоднее. Этих людей, видимо, не пугает перспектива оказаться однажды на месте пассажиров, погибших в результате ДТП с участием «нелегального» автобуса. Невероятно, но факт.

Нелегалы на колёсах

«Нелегальные перевозки — это огромный рынок, — говорит автоэксперт Игорь Моржаретто, — они, как правило, прикрываются табличкой „Заказной“. И не просто табличкой: у них могут быть даже оформлены документы о том, что автобус работает по заказу. Хотя рейсы они совершают вполне по расписанию. Когда я прихожу на Белорусский вокзал, постоянно вижу этих людей-зазывал с самодельными табличками: „Автобус в Смоленск“, „В Минск“. На Павелецком, в свою очередь, предлагают поехать на автобусе в Волгоград, в Саратов. Где стоят эти автобусы? На каких нелегальных автовокзалах? Ведь рядом с железнодорожными вокзалами ни одного официального автовокзала нет!»

Вот и первый признак «серого» или «чёрного» перевозчика: отправляется не с автовокзала.

О других признаках рассказывают специалисты Единого транспортного портала Москвы: у нелегального перевозчика нет официально обустроенного места ожидания пассажиров и отдыха водителя, туалетов, мест парковки.

Официальные перевозчики приводят в салоне информацию о стоимости проезда, остановках, а также указывают название и адрес компании, имена руководителя и водителя, контактные телефоны. Если такой информации нет, перевозчик, скорее всего, нелегальный.

Водитель обязательно должен выдавать билет, как это делают все компании, которые работают официально. На межрегиональные и международные маршруты пассажирам рекомендуется покупать билеты в кассах официальных автостанций. Если за билетом вас посылают «за хлебную палатку, где стоит „Газель“», дело нечисто. Вам совершенно точно попался нелегал.

А ещё очень часто вы можете увидеть междугородние автобусы (у тех же вокзалов), которые стоят прямо под знаком «Остановка запрещена». Они даже не пытаются стыдливо закрыть номер или включить аварийку. Зачем? Нарушителям грозит максимум незначительный штраф, который не является серьезным препятствием для того, чтобы набрать пассажиров и уехать в свой очередной «левый» рейс.

Ищите информацию

«Если договора нет, а автобус вышел на рейс и набрал народ, в этом случае он нелегальный, — рассказывает президент Московского транспортного союза Юрий Свешников. — На каждом остановочном пункте должна быть информация о рейсе. Должен быть номер маршрута, расписание, на информационной табличке должна быть прописана компания-перевозчик, информация о том органе, который осуществляет за этим контроль. Кроме того, эти данные можно сравнить с информацией внутри салона транспортного средства. Информация должна там дублироваться: о компании-перевозчике и о контрольном органе. Если каких-либо из этих сведений нет, у вас должно зародиться сомнение.

Все перевозки осуществляются на основании билетов. Билет является фактом публичного договора перевозки пассажира, так указано в Гражданском кодексе. Если вам его не дают, вас это должно насторожить. Как и в том случае, когда при отсутствии системы безналичной оплаты проезда водитель выдает сомнительные билеты или просто собирает деньги. Потому что закон четко говорит, что это должны быть билеты в виде бланка строгой отчетности, напечатанные типографским способом, при наличии номера и серии каждого билета».

Действительно, билеты — ещё один критерий, когда речь идёт о чистоте рядов пассажирских перевозчиков. Сделать свой сайт может сегодня любой. «Прикрутить» туда систему оплаты картами — тоже. Сайтов-агрегаторов, которые продают билеты на междугородние перевозки, сотни. Кажется, раз билет на них можно оплатить картой, всё официально. Не тут-то было!

Самое опасное, когда на одном сайте собраны и официальные перевозчики, соблюдающие все требования закона, и «левые», владельцев которых волнует лишь одно: набить карман.

Часто это может выглядеть так: билеты продаёт «транспортная компания». Увидев такое «солидное» объявление, доверчивый пассажир, как правило, не выясняет дальнейшие подробности. А если бы выяснил, то обнаружил бы, что конкретные рейсы нередко выполняют индивидуальные предприниматели. То есть сайт продвигает «услуги» неких частных владельцев автобусов и микроавтобусов, занимающихся «серым» бизнесом.

Фото: РИА Новости

По словам председателя Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, зазывалы у метро и вокзалов переместились в интернет. Перевозчики используют сайты бронирования поездок и поиска попутчиков. «Пассажир при этом, выбирая легковой автомобиль, оказывается в нелегальном автобусе, где от 20 до 50 мест, — отмечает Зотов. — Мы выявили 236 сайтов по бронированию билетов у нелегалов. Информацию передали в Генпрокуратуру и Роскомнадзор. В октябре на популярном сайте BlablaCar нашли 786 нелегальных маршрутов междугородних автобусов из Москвы. В регионах ситуация имеет не меньший масштаб».

К примеру, официальные перевозчики Екатеринбурга вынуждены были подать в декабре коллективную жалобу в 14 ведомств (включая Минтранс, налоговую службу и УФСБ) с требованием запретить в регионе сервисы «Яндекс.Автобусы», BlaBlaCar и др. Как говорится в обращении, нелегальные перевозчики при содействии интернет-агрегаторов, «не неся практически никаких затрат на обеспечение транспортной безопасности, скрывая доходы от налогообложения и не подвергаясь штрафным санкциям, откровенно демпингуют на рынке, составляя незаконную и недобросовестную конкуренцию легальным перевозчикам».

По мнению экспертов, проблема в том, чтобы отделить легальных перевозчиков от нелегальных на тех же сайтах. Важно проинформировать потенциального пассажира о том, что тот или иной сервис работает с «серым» рынком, который не выполняет элементарные правила безопасности и стимулирует рост ДТП. А честные перевозчики, которые вкладывают средства в безопасность и комфорт пассажиров, просто остаются без работы.

На свой страх и риск

Когда вы едете в автобусе официального перевозчика, вы почти всегда можете быть уверены: его водитель прошёл медицинский осмотр перед рейсом, само транспортное средство прошло технический контроль, а вы, оплатив билет, автоматически приобрели страхование собственных жизни и здоровья вместе с правом проезда.

Попробуйте задать вопрос о страховании водителю или «диспетчеру» междугороднего рейсового автобуса. Что они вам ответят? Какие документы покажут?

А как вы узнаете, сколько именно часов до вашей поездки этот конкретный водитель был за рулём, не выпивал ли он и не шалит ли у него сердце?

Как поймёте, в каком состоянии этот автобус, если не считать, что он «красивый, чистый и выглядит новым» ( если повезёт)?

Да никак.

Но именно все эти вещи и относятся к понятию «безопасность». И вспоминать о ней надо не в тот момент, когда по телевизору вы видите душераздирающие кадры столкновения микроавтобуса (занимавшегося перевозками нелегально) с поездом, а тогда, когда вы в принципе решили пойти вслед за говорливой женщиной с табличкой «Липецк», «Воронеж» или «Самара» в руках.

Безусловно, проблема имеет настолько масштабный характер, что решать её должны не пассажиры, а прежде всего — государство. Хотя и простые граждане могут внести свою лепту в искоренение этого зла. Как, например, активные участники Общероссийского объединения пассажиров, постоянно сигнализирующие о нарушениях при перевозках.

«Понятно, что нелегалов не волнуют комфорт и безопасность пассажиров, — говорит Игорь Моржаретто. — Да, закон предписывает проходить ТО, но вы же знаете, что данное мероприятие легко можно обойти. А как „накрыть“ собственников, которые не соблюдают требования закона? Тут нужен не просто контроль, нужна система, которой нет. Возьмите тот же медосмотр. Государству надо создать в каждом населенном пункте подобный специализированный кабинет, чтобы водители могли прийти туда и провериться».

В целом, по мнению экспертов, поездки на автобусах нелегальных перевозчиков крайне опасны для жизни и здоровья пассажиров. Водители на «серых» маршрутах, как правило, не проходят положенный медицинский осмотр. Кроме того, за рулем вполне может оказаться и гастарбайтер, с трудом говорящий на русском языке и не имеющий необходимой профессиональной квалификации, а то и вообще водитель без прав.

У «нелегалов» никто не проверяет техническое состояние машин, которые зачастую старые, сильно изношенные и давно не ремонтировавшиеся. Если пассажирам повезет, то на таком автобусе, конечно, можно, что называется «проскочить». А если не повезет... Лучше все-таки не надеяться на традиционный русский «авось», а пользоваться услугами официальных, надежных и проверенных перевозчиков, имеющих соответствующую репутацию.

Проблему давно пора решать

Эксперты в один голос говорят, что необходимо принимать решительные и комплексные меры по наведению порядка в сфере межрегиональных автобусных перевозок. Важнейшая роль здесь отводится государству как заказчику транспортных услуг для населения. Однако существующие механизмы и в целом система регулирования отрасли недостаточно эффективны. Обязательное получение лицензии, которое внедряется со следующего года, также не является панацеей. Нелегалы умело используют лазейки в законодательстве (например, проводят регистрацию на физическое лицо, манипулируют лицензиями и т. д.) и продолжают спокойно заниматься своим «бизнесом», выдавливая с рынка официальных перевозчиков.

На помощь могут прийти современные технологии, которые позволят автоматизировать систему контроля за автобусными перевозками и минимизировать влияние человеческого фактора. Такие технологические разработки уже есть, остается только их внедрить и эффективно использовать.

Среди дополнительных действенных мер эксперты называют государственное регулирование сервисов попутных перевозок, повышение эффективности взаимодействия автовокзалов, интернет-агрегаторов и перевозчиков.

Можно также посмотреть и на зарубежный опыт. Например, в Испании один из самых крупных междугородных перевозчиков — компания ALSA. Автобусная станция, с которой её лайнеры уходят во все точки страны, есть в любой маленькой деревушке. Билеты можно купить только в двух местах: в кассах на автовокзале или в мобильном приложении компании. Причём сразу со страховкой. Удобно, надёжно, безопасно и выгодно как для людей, так и для государства в целом.

Только цифры

ДТП, связанные с технической неисправностью транспортных средств

Январь-июнь 2018 г.

  • Количество ДТП — 2626.
  • Погибло — 103 чел.
  • Ранения получили — 3,9 тыс. чел.

2017 г.

Количество ДТП — 5 тыс.

Погибли — 290 чел.

Ранения получили — 7700 чел.

ДТП с лицензионными перевозчиками

Январь-сентябрь 2018 г.

  • Количество ДТП — 11
  • Погибли — 25 чел.
  • Ранения получили — 109 чел.

ДТП с «псевдозаказными» перевозками

  • Январь-сентябрь 2018 г.
  • Количество ДТП — 16
  • Погибли — 40 чел.
  • Ранения получили — 206 чел.
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие фильмы россияне смотрели больше всего в начале года?
  2. Чем болен певец Андрей Губин?
  3. Кому принадлежит Киево-Печерская лавра?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ