Роман Кульгускин 1 2115

Маршруточный тупик. Можно ли справиться с хамством и ездой стоя

Переполненные в любой час салоны маршруток давно уже перешли в разряд «вечнозелёных» проблем Москвы. Власти заявляют, что маршрутные микроавтобусы с улиц надо убирать, а граждане не могут определиться в своих предпочтениях.

Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Двое мужчин в изрядном подпитии садятся в маршрутную «Газель» в подмосковном Красногорске. В руках — открытые бутылки пива. Их заметно пошатывает. Свободное место в «Газели» только одно. Согласно правилам перевозок, стоять в необорудованном поручнями маршрутном такси нельзя, вот только и водителю, и подавляющему большинству сидящих на это плевать. Двери закрываются, машина трогается с места. Один из пьяных падает, разливает по салону содержимое бутылки и кроет окружающих матом. Парень на переднем сидении набирает по телефону какой-то номер и начинает жаловаться на водителя. По всей видимости, звонит он в офис фирмы-перевозчика. Разговор слышит водитель и наконец-то проявляет себя действием, останавливается и просит пьяных покинуть салон. Пятиминутная пикировка, споры, и нарушители всё-таки выходят. 

Хамят, подрезают, «садят без мест»

«Водители постоянно нарушают правила дорожного движения, — рассказывает свидетель, частый клиент маршруток, военный пенсионер Александр Кривов. — Гоняют выше положенного, подрезают другие автомобили и маршрутки, проезжают перекрёстки на жёлтый свет. Типичный стиль вождения у большинства столичных водителей: резкий разгон, удар по тормозам — пассажиры падают, ударяясь о поручни. Хамов много. Я бы, может, и жаловался куда-то, но не люблю этим заниматься, — продолжает Кривов. — Да и не верю, что что-то может измениться».

Печально, но факт: подавляющее большинство опрошенных пассажиров, пользующихся услугами маршрутных такси в Москве и в пригородах, не считают эффективными жалобы в Департамент транспорта и перевозчикам. (Документы с контактами в обязательном порядке должны быть в каждом автобусе и маршрутке.)

«Пару раз звонила, мне сказали, что разберутся, — рассказывает бухгалтер Валентина Кречетова, — но чёрт его знает, что в итоге получилось. Там, правда, дело не в наполненности маршрутки было, а в том, что водитель сначала мне нахамил, а потом в лицо купюры швырнул. С тех пор я его, правда, на маршруте не видела, может, и турнули. У них вообще текучка кадров страшная, как и у контролёров на железной дороге в электричках».

Гражданский активист, блогер и создатель инициативы «Городские проекты» Максим Кац считает, что «сам факт наличия маршруток в городе свидетельствует о плохой системе общественного транспорта». Он уверен, что при эффективной системе маршрутные такси «попросту не конкурентоспособны». «Нужно создавать систему общественного транспорта, при которой необходимость в маршрутках отпадёт сама собой, например, те же трамваи», — говорит корреспонденту АиФ.ru Кац. Разборки с маршрутными перевозчиками не являются для проекта Каца приоритетным направлением, но в истории «Городских проектов» есть характерный кейс с маршрутками на Маросейке, которые постоянно ходят переполненными.

Жалоба пассажира
Жалоба пассажира. Фото: Public Domain

«Практически никогда не удаётся в маршрутке проехать сидя. Всё дело в том, что еду в час пик. В маршрутку приходится прорываться с боем, — рассказывает Ирина Витченко. — Водителей и пассажиров, конечно, можно понять, но только когда превышение нормы идёт на 1–3 человек. Больше 5 — уже перебор, на мой взгляд. Пусть пускают больше машин». Витченко минимум пять дней в неделю по два раза в день проезжает тем самым маршрутом из запроса «Городских проектов».

«Проблема довольно типична для ситуации, когда используется частный транспорт, без чётких требований по его размерам и частоте движения, — говорит Максим Кац. — Это всё попадает на загруженные маршруты, где должны применяться сочленённые троллейбусы, а используют маршрутки. Маршруток много, они не влезают в остановочные пункты. Естественная потребность — сверх нормы их набивать. Серьёзных наказаний и штрафов нет, неотвратимости наказания — тоже».

Шофёры слова Каца подтверждают. «Максимум, как нас наказывали, это штрафами. Рублей по 500 заплатим — и всё. Ну, или внушение устно сделают», — рассказывают водители маршрута № 210 Пётр и Владислав. При этом своих фамилий они не называют и просят не указывать в тексте.

Ответ на жалобу пассажира
Ответ на жалобу пассажира. Фото: Public Domain

Недочёты исправляют, но всё остаётся по-старому

В ходе проводимого Фондом содействия развитию городов «Городские Проекты» исследования общественного транспорта на улицах Маросейка и Покровка были обнаружены нарушения правил перевозок пассажиров водителями маршрутных такси маршрута № З25М. С первого раза власти признали лишь «мелкий недочёт»: водители высаживали пассажиров в местах, где остановка транспортных средств вообще запрещена. Повторный мониторинг активистов выявил, что водители маршрутного такси № З25М продолжают перевозить пассажиров в количестве, недопустимом по правилам перевозок (от 23 до 31 человека). Помимо этого, водители сажали пассажиров на второй полосе движения, затрудняя тем самым проезд автотранспорта. Ну и разговоры по мобильному телефону во время движения, согласно наблюдениям активистов, тоже дело нередкое. В результате расследования по поводу казённого учреждения «Организатор перевозок» факты, указанные в обращении, были подтверждены. Руководству перевозчика направили уведомление с указанием принять меры. Аналогичное заявление отправилось во 2-й батальон дорожно-патрульной службы Государственной инспекции по Центральному административному округу. В фирме отчитались, что провели «дополнительный инструктаж с водительским составом». Но и после всего этого, как убедился корреспондент АиФ.ru, проблемы на маршруте остались в первозданном виде.

Оптимизация сети и ожидания

В 2013 году власти Москвы заявили о грядущей оптимизации маршрутной сети наземного общественного транспорта. Предполагается, что в 2014 исключат дублирующие маршруты, повысят комфорт обслуживания пассажиров, а также усилят борьбу с нелегальными перевозчиками. «С большинства маршрутов городского транспорта маршрутки исчезнут, они останутся только там, где они необходимы, где не могут проехать крупногабаритные автобусы. Но это будет происходить в порядке исключения», — рассказывал журналистам ещё до переизбрания на пост мэра Сергей Собянин. «ГАЗели», «ПАЗы» и «ЛИАзы» планируется заменить комфортными и безопасными автобусами большей вместимости. Парк транспортных средств увеличат на 10–20 %. Реализовать программу обещают к концу года, а пилотный проект должен стартовать в ближайшее время в районе Измайлово.

Фото: РИА Новости / Кирилл Калинников

В пресс-службе Дептранса уточняют, что, согласно новой модели реформирования, маршрутные перевозчики должны будут придерживаться конкретного расписания и эксплуатировать качественный подвижной состав. «По маршруту должны ходить не маршрутки, а полноценные автобусы, — заявляет представитель департамента. — Сейчас коммерческие перевозчики работают только на малых моделях, а если бы автобусы были большего формата, то все люди помещались бы, а ещё соблюдались бы права льготников: пенсионеров, студентов». По плану департамента, перевозчик будет получать деньги «за транспортную услугу, а не за сбор денег». Обязательным условием для победы в тендере на перевозки станет выполнение фирмами «конкретных критериев».

В Государственном казённом учреждении «Организатор перевозок» (оно подведомственно Дептрансу и отвечает за маршрутчиков) корреспонденту АиФ.ru пояснили, что «стараются оперативно реагировать на жалобы населения и призывают сообщать о малейших фактах противоправных действий». Сами перевозчики куда менее охотно идут на контакт. Во всяком случае, в ООО «Гепарт» и ООО «Группа „Автолайн“» (обе фирмы — крупные перевозчики с внушительным автопарком) на момент написания статьи не смогли предоставить АиФ.ru оперативный комментарий.

«Я вам честно скажу, — рассказывает один из водителей маршрутных такси Алексей (просивший не называть его фамилию — прим. ред.), — если не будет жалоб, то не будет и реакции. Сами понимаем, что есть правила и не стоит забивать салон под завязку. Но бывает, что электрички ломаются или ещё какие-то проблемы на маршруте. Наше дело — возить и собирать деньги, план выполнять. Всем нужно ездить, а проблема переполненных маршруток нерешаема. Так было, и так будет. Запустить больше единиц? Может быть, но кто его знает? И так не в час пик порожняком ходим».

Необходимость перемен в организации пассажирских перевозок видят и горожане, и перевозчики. С практической точки зрения, проект Дептранса сложно реализовать. АиФ.ru ранее уже отмечал проблемы, с которыми придётся столкнуться при реализации нововведений. В любом случае, маршрутки частных пассажирских перевозчиков будут работать в столице до 1 ноября 2014 года. До этого времени придётся ездить по старым правилам и, похоже, со старыми проблемами. Которые в данный момент можно решать разве что жалобами в каждом конкретном случае.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Леонид Калугин
    |
    13:01
    07.02.2014
    0
    +
    -
    Смотришь порой на общественный транспорт, и иногда прям грустно становится от того, что творится. Не фонтан, конечно, но ездить можно. Конечно, многое зависит от культуры... Ну и окружающих уважать надо. Недавно писали про омского маршруточника, так он своих друзей из "ВКонтакта" бесплатно возит, музыку классическую включает. Думаю, в такой маршрутке приятно ехать. А с пассажирами везде может не повезти. Особенно с любителями побухать в общественном месте. Ну надо тебе выпить, зайди в кафе и сделай это там. Что уж на всю маршрутку вонять алкоголем?
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Каких растений лучше избегать на даче?
  2. Почему коровье мясо называется говядиной?
  3. Почему такси обычно желтого цвета?

Надо ли штрафовать синоптиков за неточный прогноз?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru