Роман Кульгускин 1 2366

Маршруточный тупик. Можно ли справиться с хамством и ездой стоя

Переполненные в любой час салоны маршруток давно уже перешли в разряд «вечнозелёных» проблем Москвы. Власти заявляют, что маршрутные микроавтобусы с улиц надо убирать, а граждане не могут определиться в своих предпочтениях.

Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Двое мужчин в изрядном подпитии садятся в маршрутную «Газель» в подмосковном Красногорске. В руках — открытые бутылки пива. Их заметно пошатывает. Свободное место в «Газели» только одно. Согласно правилам перевозок, стоять в необорудованном поручнями маршрутном такси нельзя, вот только и водителю, и подавляющему большинству сидящих на это плевать. Двери закрываются, машина трогается с места. Один из пьяных падает, разливает по салону содержимое бутылки и кроет окружающих матом. Парень на переднем сидении набирает по телефону какой-то номер и начинает жаловаться на водителя. По всей видимости, звонит он в офис фирмы-перевозчика. Разговор слышит водитель и наконец-то проявляет себя действием, останавливается и просит пьяных покинуть салон. Пятиминутная пикировка, споры, и нарушители всё-таки выходят. 

Хамят, подрезают, «садят без мест»

«Водители постоянно нарушают правила дорожного движения, — рассказывает свидетель, частый клиент маршруток, военный пенсионер Александр Кривов. — Гоняют выше положенного, подрезают другие автомобили и маршрутки, проезжают перекрёстки на жёлтый свет. Типичный стиль вождения у большинства столичных водителей: резкий разгон, удар по тормозам — пассажиры падают, ударяясь о поручни. Хамов много. Я бы, может, и жаловался куда-то, но не люблю этим заниматься, — продолжает Кривов. — Да и не верю, что что-то может измениться».

Печально, но факт: подавляющее большинство опрошенных пассажиров, пользующихся услугами маршрутных такси в Москве и в пригородах, не считают эффективными жалобы в Департамент транспорта и перевозчикам. (Документы с контактами в обязательном порядке должны быть в каждом автобусе и маршрутке.)

«Пару раз звонила, мне сказали, что разберутся, — рассказывает бухгалтер Валентина Кречетова, — но чёрт его знает, что в итоге получилось. Там, правда, дело не в наполненности маршрутки было, а в том, что водитель сначала мне нахамил, а потом в лицо купюры швырнул. С тех пор я его, правда, на маршруте не видела, может, и турнули. У них вообще текучка кадров страшная, как и у контролёров на железной дороге в электричках».

Гражданский активист, блогер и создатель инициативы «Городские проекты» Максим Кац считает, что «сам факт наличия маршруток в городе свидетельствует о плохой системе общественного транспорта». Он уверен, что при эффективной системе маршрутные такси «попросту не конкурентоспособны». «Нужно создавать систему общественного транспорта, при которой необходимость в маршрутках отпадёт сама собой, например, те же трамваи», — говорит корреспонденту АиФ.ru Кац. Разборки с маршрутными перевозчиками не являются для проекта Каца приоритетным направлением, но в истории «Городских проектов» есть характерный кейс с маршрутками на Маросейке, которые постоянно ходят переполненными.

Жалоба пассажира
Жалоба пассажира. Фото: Public Domain

«Практически никогда не удаётся в маршрутке проехать сидя. Всё дело в том, что еду в час пик. В маршрутку приходится прорываться с боем, — рассказывает Ирина Витченко. — Водителей и пассажиров, конечно, можно понять, но только когда превышение нормы идёт на 1–3 человек. Больше 5 — уже перебор, на мой взгляд. Пусть пускают больше машин». Витченко минимум пять дней в неделю по два раза в день проезжает тем самым маршрутом из запроса «Городских проектов».

«Проблема довольно типична для ситуации, когда используется частный транспорт, без чётких требований по его размерам и частоте движения, — говорит Максим Кац. — Это всё попадает на загруженные маршруты, где должны применяться сочленённые троллейбусы, а используют маршрутки. Маршруток много, они не влезают в остановочные пункты. Естественная потребность — сверх нормы их набивать. Серьёзных наказаний и штрафов нет, неотвратимости наказания — тоже».

Шофёры слова Каца подтверждают. «Максимум, как нас наказывали, это штрафами. Рублей по 500 заплатим — и всё. Ну, или внушение устно сделают», — рассказывают водители маршрута № 210 Пётр и Владислав. При этом своих фамилий они не называют и просят не указывать в тексте.

Ответ на жалобу пассажира
Ответ на жалобу пассажира. Фото: Public Domain

Недочёты исправляют, но всё остаётся по-старому

В ходе проводимого Фондом содействия развитию городов «Городские Проекты» исследования общественного транспорта на улицах Маросейка и Покровка были обнаружены нарушения правил перевозок пассажиров водителями маршрутных такси маршрута № З25М. С первого раза власти признали лишь «мелкий недочёт»: водители высаживали пассажиров в местах, где остановка транспортных средств вообще запрещена. Повторный мониторинг активистов выявил, что водители маршрутного такси № З25М продолжают перевозить пассажиров в количестве, недопустимом по правилам перевозок (от 23 до 31 человека). Помимо этого, водители сажали пассажиров на второй полосе движения, затрудняя тем самым проезд автотранспорта. Ну и разговоры по мобильному телефону во время движения, согласно наблюдениям активистов, тоже дело нередкое. В результате расследования по поводу казённого учреждения «Организатор перевозок» факты, указанные в обращении, были подтверждены. Руководству перевозчика направили уведомление с указанием принять меры. Аналогичное заявление отправилось во 2-й батальон дорожно-патрульной службы Государственной инспекции по Центральному административному округу. В фирме отчитались, что провели «дополнительный инструктаж с водительским составом». Но и после всего этого, как убедился корреспондент АиФ.ru, проблемы на маршруте остались в первозданном виде.

Оптимизация сети и ожидания

В 2013 году власти Москвы заявили о грядущей оптимизации маршрутной сети наземного общественного транспорта. Предполагается, что в 2014 исключат дублирующие маршруты, повысят комфорт обслуживания пассажиров, а также усилят борьбу с нелегальными перевозчиками. «С большинства маршрутов городского транспорта маршрутки исчезнут, они останутся только там, где они необходимы, где не могут проехать крупногабаритные автобусы. Но это будет происходить в порядке исключения», — рассказывал журналистам ещё до переизбрания на пост мэра Сергей Собянин. «ГАЗели», «ПАЗы» и «ЛИАзы» планируется заменить комфортными и безопасными автобусами большей вместимости. Парк транспортных средств увеличат на 10–20 %. Реализовать программу обещают к концу года, а пилотный проект должен стартовать в ближайшее время в районе Измайлово.

Фото: РИА Новости / Кирилл Калинников

В пресс-службе Дептранса уточняют, что, согласно новой модели реформирования, маршрутные перевозчики должны будут придерживаться конкретного расписания и эксплуатировать качественный подвижной состав. «По маршруту должны ходить не маршрутки, а полноценные автобусы, — заявляет представитель департамента. — Сейчас коммерческие перевозчики работают только на малых моделях, а если бы автобусы были большего формата, то все люди помещались бы, а ещё соблюдались бы права льготников: пенсионеров, студентов». По плану департамента, перевозчик будет получать деньги «за транспортную услугу, а не за сбор денег». Обязательным условием для победы в тендере на перевозки станет выполнение фирмами «конкретных критериев».

В Государственном казённом учреждении «Организатор перевозок» (оно подведомственно Дептрансу и отвечает за маршрутчиков) корреспонденту АиФ.ru пояснили, что «стараются оперативно реагировать на жалобы населения и призывают сообщать о малейших фактах противоправных действий». Сами перевозчики куда менее охотно идут на контакт. Во всяком случае, в ООО «Гепарт» и ООО «Группа „Автолайн“» (обе фирмы — крупные перевозчики с внушительным автопарком) на момент написания статьи не смогли предоставить АиФ.ru оперативный комментарий.

«Я вам честно скажу, — рассказывает один из водителей маршрутных такси Алексей (просивший не называть его фамилию — прим. ред.), — если не будет жалоб, то не будет и реакции. Сами понимаем, что есть правила и не стоит забивать салон под завязку. Но бывает, что электрички ломаются или ещё какие-то проблемы на маршруте. Наше дело — возить и собирать деньги, план выполнять. Всем нужно ездить, а проблема переполненных маршруток нерешаема. Так было, и так будет. Запустить больше единиц? Может быть, но кто его знает? И так не в час пик порожняком ходим».

Необходимость перемен в организации пассажирских перевозок видят и горожане, и перевозчики. С практической точки зрения, проект Дептранса сложно реализовать. АиФ.ru ранее уже отмечал проблемы, с которыми придётся столкнуться при реализации нововведений. В любом случае, маршрутки частных пассажирских перевозчиков будут работать в столице до 1 ноября 2014 года. До этого времени придётся ездить по старым правилам и, похоже, со старыми проблемами. Которые в данный момент можно решать разве что жалобами в каждом конкретном случае.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Леонид Калугин
    |
    13:01
    07.02.2014
    0
    +
    -
    Смотришь порой на общественный транспорт, и иногда прям грустно становится от того, что творится. Не фонтан, конечно, но ездить можно. Конечно, многое зависит от культуры... Ну и окружающих уважать надо. Недавно писали про омского маршруточника, так он своих друзей из "ВКонтакта" бесплатно возит, музыку классическую включает. Думаю, в такой маршрутке приятно ехать. А с пассажирами везде может не повезти. Особенно с любителями побухать в общественном месте. Ну надо тебе выпить, зайди в кафе и сделай это там. Что уж на всю маршрутку вонять алкоголем?
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что представляет собой самолет Ил-20?
  2. Почему россияне стали чаще оформлять кредитные карты?
  3. Что за скандал вокруг Ещенко, Глушакова и Карреры?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ