aif.ru counter
Галина Тараканова 0 1933

Столица «в шашечку». В каком столетии в Москве появились таксисты

Статья из газеты: АиФ № 12 19/03/2014
Все материалы сюжета Профессия недели: таксист

«АиФ» попытался выяснить, когда в столице появились первые таксисты и кто ими становился.

Водитель такси Юрий Комарный. 1974 год.
Водитель такси Юрий Комарный. 1974 год. © / Фред Гринберг / РИА Новости

Помните фразу Эллочки-людоедки из «12 стульев» — «Поедем в таксо!»? Между прочим, из 30 фраз словарного запаса самой потешной героини «12 стульев» две были посвящены общественному транспорту. Вторую — «Поедем на извозчике!» — она говорила мужу, считая такой поступок явной экономией семейного бюджета.

Взять лихача

Всё началось в конце XVI в., когда в столицу на зиму стали приезжать «бомбить» крестьяне из окрестных деревень на своих санях. А что — общественного транспорта нет, личные экипажи держат исключительно богачи, так что навар и огромное количество клиентов гарантированы. За последующие триста лет ситуация с общественным транспортом в столице к лучшему почти не изменилась, поэтому аж три столетия извозчики продолжали «держать столичный рынок».

Вот как рассказывал о них московский бытописатель Владимир Гиляровский: «В Богословском переулке с 1883 г. открылся театр Корша. С девяти вечера ото­всюду начинали съезжаться извозчики, становились в линию по обеим сторонам переулка, а не успевшие занять место вытягивались вдоль улицы по правой её стороне, так как левая была занята лихачами и парными "голубчиками", платившими городу за эту биржу крупные суммы».

Почтовая открытка начала 20 века. Извозчик
Почтовая открытка начала 20 века. Извозчик. Фото: РИА Новости / М. Блинов

Но если придерживаться академического толкования слова «такси» (автомашина с таксометром для перевозки пассажиров), тогда летоисчисление этой отрасли началось в Москве в начале XX в. Первые «Рено» с жёлтыми полосками на боках появились в городе в 1908 г. и сразу начали успешно теснить конных конкурентов. После установления советской власти число таксистов выросло в разы, а среди их клиентов были и чиновники, и «золотая молодёжь», и бухгалтеры с кассирами (которым только так разрешалось перемещаться по городу с деньгами).

Например, в булгаковском «Мастере и Маргарите» пассажиры расплачиваются с водителями поддель­ными червонцами, которые появились из воздуха во время шоу Воланда в «Варьете». И бухгалтер Ласточкин, едущий сдавать выручку, смог сесть в такси, только предъявив трёхрублёвые купюры: «Сдачи, что ли, нету?» — робко спросил бухгалтер. «Полный карман сдачи! — заорал шофёр, и в зеркальце отразились его наливающиеся кровью глаза. — Третий случай со мной сегодня. Даёт какой-то сукин сын червонец, я ему сдачи — четыре пятьдесят... Вылез, сволочь! Минут через пять смотрю: вместо червонца бумажка с нарзанной бутылки!»

Кстати, извозчики до последнего конкурировали с таксистами. В 1922 г. Михаил Булгаков сделал такую запись: «Извозчики такие, как были в 1822 г., и такие, как будут в 2022-м, если к этому времени не вымрут лошади». А в знаменитых «12 стульях» Ильфа и Петрова, где действие происходит в конце 20-х гг., описывается курьёзный случай: «На Театральной площади Великий комбинатор попал под лошадь. Неожиданно на него налетело робкое животное белого цвета и толкнуло его костистой грудью... Остап вразвалку подошёл к смущённому старичку-извозчику и треснул его кулаком по ватной спине».

Московское такси в середине 20-х годов прошлого века
Московское такси в середине 20-х годов прошлого века. Фото: РИА Новости

Бизнес-шашечки

Настоящий расцвет «шашечек» начался после войны, когда с фронта стали возвращаться легковые автомобили. Вскоре «ЗИСы» и эмки сменили «Моск­вичи» и «Победы», а с 1970 г. из Горького стала поступать 24-я модель «Волжанки» лимонно-жёлтого цвета. (Кстати, вживую увидеть коллекцию советского такси можно в подмосковном Военно-техническом музее.) Во времена СССР на стоянках — особенно при вокзалах — всегда вилась очередь. Шофёры отлично знали город и много работали с бесконечными ино­странными делегациями (правда, товарищи в погонах им чётко объясняли, куда иностранцев можно возить, а куда — нет).

Постепенно образовались негласные касты. Основной костяк составляли «шляповозы», честно возившие народ по счётчику (около 20 коп. за км). Остальные крутили баранку и занимались бизнесом.

В цехе сборки автомобилей Волга Горьковского автомобильного завода. 1972 год
В цехе сборки автомобилей «Волга» Горьковского автомобильного завода. 1972 год. Фото: РИА Новости / Михаил Кухтарев

«Центровые» вылавливали интуристов около гостиниц и не боялись менять валюту. «Спиртовозы» держали под рукой алкоголь на продажу и были готовы отвезти к жрицам любви. «Холодильщики» стояли возле магазинов мебели и электротоваров, помогая покупать дефицитные товары.

Перестройка положила конец централизованной системе такси. Автопарки закрывались или становились частными, на дорогу вышли «бомбилы». На долгие годы синонимом извоза стало выражение «джихад-такси». Лишь 3 года назад этот вид перевозок начал цивилизовываться — водители получают лицензии, открыто уже 220 уличных стоянок, к концу этого года должны ввести единый тариф для всех такси. «Шашечки» опять вернулись в город.

 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем рискует покупатель, оплачивая счет напрямую на карту продавца?
  2. Кто такой Сантьяго Солари, ставший главным тренером «Реала»?
  3. Что за инициатива с изъятием единственного жилья должника?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ