Выбор региона

Владимир Легойда: Общецерковный суд может рассматривать обращения от мирян

Владимир Легойда. Владимир Легойда. © / Роман Кульгускин / АиФ
Обращения светских людей в Общецерковный суд ограничены, но возможны и могут стать востребованным механизмом восстановления строя церковной жизни.

Председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда в интервью АиФ.ru рассказал о том, с чем могут миряне обращаться в Общецерковный суд, а также как его деятельность соотносится со светской судебной системой.

Владимир Шушкин, АиФ.ru: Общецерковный суд выпустил первое в истории заявление. Кому оно адресовано и что разъясняет?

Статья по теме
Протоиерей Максим Козлов

Владимир Легойда: Церковная судебная система, по существу, только делает свои первые шаги (напомню, что она формально возникла в 2008 году, а реально заработала при патриархе Кирилле, то есть в 2009 году). Принципы её работы ясны и понятны, но практика только формируется. Не все в Церкви сегодня даже просто знают о том, что существует Общецерковный суд, епархиальные суды. И что там можно добиться правды, если есть как уверенность, так и доказательства того, что справедливость нарушена. Вот почему Общецерковный суд призван громко заявлять о себе, разъяснять порядок своей работы, устранять неточности.

– Пожалуй, самый острый вопрос, который задают в адрес Общецерковного суда: может ли он защитить мирянина, если последний считает, что священник или архиерей был к нему несправедлив?

– Есть люди, которые склонны видеть множество несовершенств в окружающих, в том числе в клириках и архиереях. Как правило, они пишут жалобы на имя Святейшего Патриарха. Таких людей немного, но они очень активны. Если все их обращения обязательно рассматривать в судебном порядке, то придётся создавать огромный штат сотрудников суда, а главное, большинство жалоб окажутся, говоря языком юристов, без «доказательной базы». Поэтому обращения мирян в Общецерковный суд обоснованно ограничены.

Вместе с тем в настоящем разъяснении суд декларирует, что в ряде случаев он может принять к рассмотрению и обращения от мирян. Для этого требуется решение председателя суда. Ведь нельзя исключить ситуацию, когда мирянин не может защитить себя иным способом, кроме как в Общецерковном суде.

Статья по теме
Владимир Легойда

– Согласно Положению о церковном суде, Общецерковный суд может рассматривать дело, если оно уже рассматривалось в первой и апелляционной инстанции епархиальным судом. Однако, как показывает практика, именно епархиальный архиерей решает, пройдёт ли жалоба две инстанции. А если он в этом не заинтересован, как тут быть?

– Как следует из публикуемого разъяснения, всегда есть возможность обратиться напрямую в Общецерковный суд. И быть услышанным.

При этом хотел бы добавить, что ваш вопрос как бы предполагает, что а) архиерей несправедлив; б) с этим ничего не поделаешь. Я бы всё-таки подчеркнул, что высокое достоинство архиерея должно исключать подобные «процессуальные игры». Положение о церковном суде ориентировано на верующих людей, которые призваны помнить о том, что, кроме земного, даже церковного суда, есть небесный. Если же кто-то заведомо готов идти против справедливости, то тогда никакие самые совершенные юридические процедуры не помогут. Светские судебные системы намного более развиты, чем церковная, но и они неспособны противостоять человеческому греху, который врачуется не процедурой, а раскаянием и благодатью Божией.

Фото: АиФ / Роман Кульгускин

– Сейчас на слуху инцидент в Казани, когда жалобы семинаристов на проректора привели к его отстранению от занимаемой должности. Может ли быть у этой истории какое-то судебное продолжение?

Статья по теме
Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда.

– Что касается ситуации в Казанской семинарии, то могу вполне официально ответить тем, кто упрекает Московскую патриархию в бездействии: почему кто-то решил, что ничего не делается? Была комиссия Учебного комитета, на основании сделанных ею выводов сейчас работают другие церковные институции. Этот процесс никогда не был и не будет публичным, в том числе в силу пастырского отношения и к пострадавшим, и к обвиняемым. Но результаты такой работы обязательно воспоследуют — после тщательного расследования.

Кроме того, поскольку речь идёт об находящихся в зависимом положении учащихся, насколько мне известно, проверка проводится и следственными органами государства. Надо иметь в виду, что церковные суды вовсе не заменяют и не подменяют собой правоохранительные органы и суды государства.

– Какой вы видите перспективу развития системы церковных судов?

Я думаю, что в будущем церковные суды призваны стать востребованным механизмом «восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни», как об этом говорит Положение о церковном суде. Однако для этого должно пройти время, необходимое для становление этой сложной и беспрецедентной для современной церковной истории системы.

Оставить комментарий
Лучшие комментарии
  1. Крыса
    |
    09:40
    08.02.2014
    1
    +
    -
    Класс! Попы визжат да лезут во власть светского государства! С начала понастроили храмов(застолбили места), после стали награждать медалями(церковными),после полезли в армию(полковыми попами), ну и суд церковный свой учредили...И кто же пятая колона в России?
Комментарии (4)
  1. ortodox88
    |
    16:24
    05.02.2014
    0
    +
    -
    А что, комментировать многоуважаемого Владимира Романовича нельзя? Так я не планирую преподавать в МДА.
  2. ortodox88
    |
    19:54
    05.02.2014
    0
    +
    -
    Многоуважаемый Владимир Романович! Через три недели - Прощённое воскресение; это прекрасная возможность для всех (подчёркиваю, всех) исправить допущенные косяки и восстановить теряемое доверие и справедливость. Ибо "по плодам...", а не по разговорам приступает православный человек к Великому Посту.
  3. ortodox88
    |
    21:14
    05.02.2014
    0
    +
    -
    Около ста лет назад в Русской Церкви разгорелась борьба по поводу Имяславия, которое поддержал Афон; сторонники и противники Имяславия не жалели друг друга. В результате русские монахи с Афона были изгнаны самым жестоким образом (возглавлял борьбу с ними один из уважаемейших русских иерархов). Монахов насильно усадили на пароход и привезли, по-моему, в Одессу что ли, где просто высадили на берег. Вскоре произошёл октябрьский переворот... Афон молчал, там некому было молиться за Русь... "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских" - Ефес.6,11-17.
  4. Крыса
    |
    09:40
    08.02.2014
    1
    +
    -
    Класс! Попы визжат да лезут во власть светского государства! С начала понастроили храмов(застолбили места), после стали награждать медалями(церковными),после полезли в армию(полковыми попами), ну и суд церковный свой учредили...И кто же пятая колона в России?
Все комментарии Оставить свой комментарий
Смотрите также

Актуальные вопросы

Актуально
Опрос
Были ли среди ваших родственников те, кто воевал во время ВОВ?