19:16 19/08/2014 Юлия Тутина 1 7740

Митрополит Болгарской церкви: «Россия становится сильнее»

«Два братских народа, русских и украинцев, можно примирить только мудростью, незлобием, терпением и любовью», — уверен представитель Болгарской православной церкви.

Митрополит Гавриил Ловчанский.
Митрополит Гавриил Ловчанский. © / Valentinov / Commons.wikimedia.org

Вандалы залили краской монумент советским воинам в столице Болгарии Софии. Между тем одна из самых близких нам православных церквей — Болгарская. Что нас объединяет и каковы отношения двух церквей и двух государств? Наш разговор с одним из самых известных представителей её — с митрополитом Гавриилом Ловчанским. Он с 1986 по 1991 возглавлял Московское подворье Болгарской православной церкви и знает об отношениях с РФ как никто другой.

Юлия Тутина, «АиФ»: Владыка, недавно вы побывали в России в составе делегации, которую возглавил глава болгарской церкви — патриарх Неофит. Как встретила делегацию российская сторона и каковы ваши впечатления от визита?

Досье
Митрополит Гавриил (в миру Цветан Методиев Динев) родился в 1950 году в Софии. Епископ Болгарской православной церкви, митрополит Ловчанский. В 2013 году был одним из трёх кандидатов на патриарший престол Болгарской Православной Церкви.

Митрополит Гавриил Ловчанский: Должен сказать, что нас встретили очень сердечно и радушно. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл оказал нам огромное внимание. С ним мы два раза сослужили за Литургией, встречались и обсуждали актуальные проблемы церковной жизни, наши и Русской церкви.

Люди везде нас встречали очень сердечно, но это нас не удивило — мы не впервые в России и знаем, каково отношение Русской церкви и русского православного народа к Болгарии.

Особенно нас обрадовали положительные изменения в вашей стране и в церкви — во многих местах мы были не в первый раз и своими глазами видим, как сильно меняется Россия в лучшую сторону. Ваша страна становится всё более сильным, могущественным православным государством, государством с православным присутствием в жизни и духе.

Расцвет православия виден во многом: во множестве новых и восстановленных старых монастырей, всё большем числе монахов, монахинь и в том, что люди везде стараются восстановить святоотеческие уставы и порядки — и в монастырях, и в своей жизни. Открыто большое число новых духовных академий, семинарий — те, которые мы посетили, мы можем взять в качестве примера, нужно использовать новые технологии для лучшего обучения учащихся и студентов. Это действительно произвело на меня огромное впечатление, особенно семинария Сретенского монастыря. Такие условия созданы — только учись! Радуемся, что Россия действительно не только православная, но и могущественная, не только могущественная, но и православная.

— Болгария — родина святых Кирилла и Мефодия, давших России письменность, что в нашей стране не забывают никогда. А каково отношение к этим святым в самой Болгарии? Почитаемы ли они, считаются ли символом единения наших двух народов?

— В Болгарии почитание и уважение к делу святых братьев и к самим братьям исключительное. Во времена атеизма, когда отрицалось всё церковное, когда считалось, что не существует ничего полезного из того, что дала церковь, даже тогда дело святых братьев всё-таки почиталось. В ученичестве мы ходили 24 мая на манифестации — отмечали этот день как праздник письменности, науки, культуры. И в те годы ставили памятники святым братьям, один даже был подарен Мурманску в начале перестройки. Но, естественно, в наше время есть более подходящий способ для празднования памяти святых братьев — государство празднует этот праздник с церковью, и он приобретает новое значение.

У нас много церквей и монастырей, носящих имя святых братьев Кирилла и Мефодия, школ и университетов, улиц и площадей. Например, мы в Ловече строим кафедральных собор — самый большой в епархии, и главный престол в нём также будет посвящён святым Кириллу и Мефодию, потому что главным городским праздником Ловеча в довоенные времена был именно День памяти святых братьев, и теперь он восстановлен.

Все болгары рады тому, что в нашей стране сохранилось и приумножилось наследие святых братьев. Это огромный вклад Болгарии в духовную и культурную сокровищницу славянских народов.

По второй части вопроса нужно сказать, что в основе наших отношений всегда лежали православная духовность, православная вера. Когда Россия и Болгария были языческими, отношения были совсем другими. Не было ничего общего, кроме близости наших языков. Но православная вера создала эти связи — сильные, могущественные, которые пережили различные испытания — именно они сохранили нашу дружбу.

Без царя Бориса — крестителя болгарского народа — дело святых братьев могло быть уничтожено, а православная вера не смогла бы укорениться в жизни и быте славянских народов. Святые братья перевели самые важные книги Священного Писания, богослужебные, другие святоотеческие книги на понятный славянам язык, и таким образом это вошло глубоко в народное сознание всех славян.

Общий язык, общие первоучители объединяют славян — это основа для вечной дружбы, это основа духовной культуры всех славянских народов. Во время коммунизма в России их память почти не праздновалась, но сейчас, как сказал мне патриарх Кирилл, многие города России очень торжественно празднуют 24 мая — День святых братьев — как День славянской письменности и культуры.

— Для России, а также Белоруссии и Украины День славянской письменности — традиционно большой праздник. Постепенно его начинают праздновать почти во всех городах нашей страны. Но сегодня в мире обстановка сложная — как примирить два братских народа, русских и украинцев, объединённых одной верой и одной церковью?

— В данном случае я бы ответил всего несколькими словами: мудростью, незлобием, терпением и любовью.

— Болгары и русские — традиционно дружественные народы, а как сделать так, чтобы наши и другие государства всегда не только жили в мире друг с другом, но и сохраняли его внутри страны? Каков в этом плане опыт Болгарии?

— Самая лучшая основа для любви и мира — учение Господа Иисуса Христа. Нужно постараться воцерковить людей, приобщить их к христианству, особенно — к православию, которое сохранило всю полноту Христовой Истины. Учить детей вере надо с малолетства. В этом отношении я очень рад за Россию, которая недавно ввела на всей своей территории изучение основ религиозной культуры. Так хотим сделать и мы здесь. В Болгарии в настоящий момент положение другое, в результате чего менее 1 % детей изучают православие, согласно статистике. А я думаю, что желающих родителей было бы гораздо больше. То есть нужно нам дать им возможность, чтобы их дети изучали православие, потому что это огромная сила в воспитании молодёжи.

Во времена коммунизма порядки были строгими, много вредного запрещало государство. А сейчас рано или поздно наступает момент, когда только хорошо выученный и воспитанный человек может устоять в испытаниях, перед соблазнами, которые появляются у молодых людей. Мы стараемся влиять на людей православным воспитанием, потому что знаем из Евангелия заповеди любви к Богу, любви к ближнему. Любить ближнего, как самого себя, или даже, по мнению многих святых отцов, любить больше, чем самого себя. Также сказано: любить даже своих врагов. Что может быть сильнее для взаимопонимания? Сейчас часто говорят о толерантности, что обозначает всего лишь терпимость. Любить врага — это не толерантность, это истинное проявление Христовой любви. Если у нас есть такое отношение к окружающим, тогда не будет войн, которые возникают из-за наших греховных страстей. Если у нас получится приобщить большую часть людей к вере, сделать так, чтобы они полюбили Христа, полюбили Евангелие — тогда будет понимание, любовь, прощение между людьми, самопожертвование человека ради другого.

— В России всё меньше читают, особенно молодые люди, но всё больше интересуются компьютерами. Что делать в этой ситуации, как перебороть проблему?

— Я думаю, многие родители не отдают себе отчёта в том, как страшно оставить ребёнка одного с компьютером. Во многих случаях родители, чтобы оторваться от ребёнка, включают ему компьютер или телевизор и занимаются своими делами. А потом удивляются, почему ребёнок делает то или это или не хочет делать ничего.

Компьютер очень хорош, когда его используешь в качестве помощника. Но если он становится твоим господином — это страшно.

Вчера один мой друг рассказал о своём племяннике — тот всё сидит дома, занят только компьютером. Не работает, не учится, не выходит пообщаться с кем-нибудь. И за этим нужно следить с малолетства. Да, в наше время нельзя не учить компьютерной грамоте, но нужно устанавливать детям режим и учить использовать компьютер в определённое время.

Кроме того, нужно искать для детей альтернативу. Потому что, возможно, они увлекаются этим, не имея ничего другого. Родители могут и должны обеспечить возможность для занятий спортом, туризмом, рисованием, пением и другими хорошими и полезными увлечениями. Кроме того, верующие родители должны приучать детей и к церковной жизни — посещению богослужений, молитве, чтению духовной литературы.

Школа и общество тоже должны понять, что это очень серьёзный вопрос. Мы не можем остановить прогресс, не можем повернуть эту техническую революцию, но нужно употребить все силы и не допустить, чтобы она разрушала духовное и физическое здоровье человека. А сейчас во многих случаях именно так и происходит, и это общая проблема и в России, и в Болгарии.

— Болгария, как и Россия, пережила сложный советский период, когда к церкви отношение было настороженное, если не враждебное. Как у вас в стране преодолевали последствия советского наследия и есть ли проблемы сейчас?

— Два поколения были воспитаны в духе неверия, атеизма, и едва ли мы преодолели последствия. Например, мы в Болгарии уже много лет боремся, чтобы ввести в школах изучение религии, но не получается внести этот предмет в обязательную программу обучения. Противники подобного курса утверждают, что многие родители не хотят этого, но ведь они часто не знают, о чём речь. Может быть, кто-то из них против, потому что боится сект. Но когда они видят, какое положительное влияние оказывает изучение православия, тогда они меняют своё мнение и сами начинают рассказывать знакомым об этом предмете.

Конечно, коммунисты взяли от христианства много моральных принципов. Но когда тебе говорят: будь хорошим, но не говорят, зачем тебе быть хорошим, — это бесполезно. Это как я сам задавал себе вопросы: зачем соблюдать все эти правила, почему это хорошо, а другое плохо? А если человек состарится и перед уходом в другой мир впадёт в отчаяние, что он пропустил свою жизнь — что не крал, не жил для себя, что не использовал всё, что мог? Тогда на этот вопрос мне никто не мог ответить. На этот вопрос мне ответила вера. Когда я воцерковился, тогда понял, зачем человеку нужно быть хорошим. Атеизм же дозволяет человеку всё, без веры человек может делать всё что угодно.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Feniks Ra[facebook]
    |
    10:08
    21.08.2014
    0
    +
    -
    а у Русичей и малоросов нет ненависти к друг другу, так как один народ мы, а кто ненаисть на Украине сеят так ето сионисты-жады содомные.... вся верхушка в Киеве ими занята..... да мировой жадовней поддерживаемая... только одно ети жадки забыли для мировой клоаки они тоже не нужны, раздавят их и мокрого места от них не оставят......тск как вечаня ненависть сефардов против ашкеназов
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что нужно делать на Ореховый Спас?
  2. Что представляет собой новая атомная подлодка ВМС США «Иллинойс»?
  3. Кто такой Сергей Миронов и за что его задержали в Армении?

Что вы покупаете на распродажах?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ