aif.ru counter
Юлия Тутина 752

Андрей Кураев: «Есть вялотекущая вера, а есть вера выстраданная»

Как Церкви вернуть былые

Сегодня пинать и ругать Православную церковь модно.

О том, почему так получилось, рассуждает протодиакон Андрей Кураев.

«АиФ»: - Отец Андрей, патриарх призвал священников быть воздержанными на язык: мол, слишком много стало спорных комментариев...

А.К.: - В храме священник как личность спрятан. На службе я произношу слова не свои, а Иоанна Златоуста и тем самым прячу своё корявое эго за гениальными. Это и для меня полезно - отдыхать от креативчика, и людям хорошо: они знают, что встретят в храме, и меньше травмируются моими личными особенностями.

                                                               
Досье
Андрей Кураев родился в 1963 г. в Москве. Профессор богословия, писатель и миссионер.

Но когда я выхожу из алтаря, то уже не могу просто отвечать по шпаргалке, по Служебнику, и опасность ошибок резко возрастает. Но и не выйти уже нельзя. Для снижения травмоопасности нужны как минимум две вещи. Первое - честное признание каждого священника: «моя позиция является позицией Церкви, только когда я цитирую Символ веры. В остальных случаях это просто моя позиция». Второе - опыт. А для обретения опыта нужна готовность терпеть друг друга. Существует закон больших чисел. Когда всего много - это всё оказывается всяким. В Церкви сегодня десятки тысяч священников. Они разные.

 

Высокие и низкие. Брюнеты и блондины. Худые и толстые. Умницы и наоборот. Плюсуем к этому разностилье и разноуровневость СМИ - и получаем неизбежно пёструю картину медийно-церковного поля. Есть беседы со священниками правильные, выверенные до стерильности. А есть колючие, импровизационные. Всё есть. И конечно, есть ляпы. Даже самый хороший футболист в своём самом звёздном матче всё равно пару пасов дал в пустоту, в аут, поскользнулся, недотянулся, недобежал... У любого человека есть свои профессиональные неудачи. И их надо просто терпеть друг у друга - в надежде на то, что за хмурой полосой снова будет солнышко. Патриарх абсолютно прав, что заметил проблему медийных ляпов духовенства, и вдвойне прав в том, что не стал называть имён и применять административные меры.

«За кого умрёшь?»

«АиФ»: - Но не приведёт ли это к полному запрету на общение, когда позиция Церкви по разным вопросам окажется вообще непонятной людям светским?

А.К.: - Патриарх как раз настаивает на том, чтобы церковные люди, миряне и священники стали более активны. Чтобы шли к людям, объясняли свою позицию. Но не в метро же народ за рукава хватать? Значит, надо выходить на публичный диалог, а это - Интернет и медиа. Но сложность вот в чём. Мы постоянно говорим о том, что надо уметь прощать, любую ошибку или двусмысленную информацию интерпретировать в пользу обвиняемого человека. Это на словах. В реальной внутрицерковной жизни очень часто происходит иначе. Представьте молоденького священника, который искренне откликнулся на призыв патриарха, дал интервью, а местному епископу его выступление не понравилось.

Почему не понравилось - это далеко не всегда прогнозируемо и понятно… Лет 20 назад один священник был уже предложен к епископскому назначению. Но за день до заседания Синода передачу с его участием увидел патриарх Алексий. Очень добрая была передача: батюшка у себя на кухоньке беседует с журналистом и одновременно сам себе жарит картошку. Ну нет у него ни кухарки, ни жены - он монах. И почему-то патриарха это очень задело: как это - епископ Русской церкви, уже почти наречённый, сам себе жарит картошку! В результате избрание было отложено на несколько лет. Так вот священнику, начинающему медиаконтакты, епископ даёт по рукам раз, второй. Причём зачастую это не совет или помощь, а резкая и обидная реплика... После пары таких реакций священник благоразумно решает, что лучше промолчать или отделаться цитатой из официального документа, даже не поясняя его. От журналистов я слышал, что за последние два года резко снизилось число священников, готовых к интервью и комментариям.

«АиФ»: - Девушек из Pussy Riot отправили в колонии. Неужели Церкви их не жалко?

А.К.: - Декларации о милосердии к этим пуськам уже необратимо запоздалы и бесполезны. Но ещё не поздно внятно осадить возникший в последние месяцы погромный дух. Не поздно взять назад слова официального представителя Церкви, назвавшего откровенных погромщиков «передовым отрядом Церкви». Православная церковь - церковь традиционная.

Это означает, что для нас очень важны прецеденты. То, что однажды было допущено, становится образцом для подражания. Кроме того, у нас, у людей, ещё со времён Адама смещён центр моральной тяжести: легко отзываемся на соблазнительное предложение, но трудно и со скрипом берём себя в руки. Легко разрешить жить по-самцовски, по вполне естественным понятиям плотоядных хищников, защищающих свою территорию. Трудно потом будет вернуться к человечности. А сегодня мы слышим, что идёт война и, значит, разрешается бить и ненавидеть. Если вы кипите - это, оказывается, не ваша плохая воспитанность, а святая злость. Нынешняя сиюминутная ситуация пройдёт, а вот эта привычка кипеть и «от имени Церкви» давать сдачи может остаться.

Недавно один православный активист мне говорит: «Мечтаю стать мучеником за Христа». Мечта, конечно, хорошая, христианская, но вот как бы не спутать - за Христа ты будешь «получать» или за хулиганство.

Источник фото: globallookpress.com

РПЦ - как рупор

«АиФ»: - Отношение к Церкви в обществе от дружелюбного поменялось на настороженное. Как этому противостоять?

А.К.: - Это не столько в обществе, сколько в прессе. Понятно, что именно конфессия большинства подвергается в прессе каждой страны наибольшим нападкам. Вот, скажем, у нас в России баптистов никто не трогает, но в США за ними глаз да глаз. Смягчить нынешнюю волну критики могла бы дискуссия, начатая Церковью, но по какой-либо проблеме, важной для всего общества.

Например, единая электронная идентификационная карта - это беда, которая может затронуть любого. Слишком много личной информации на одном носителе с одним паролем. Слишком большое доверие чиновникам. Или ювенальная юстиция. Родители, не только православные, возмущены перспективой вторжения в семейную жизнь и отбора детей. Церковь могла бы взять на себя функцию спикера морального большинства, вести жёсткий диалог с властью по вопросам, важным для всего общества.

«АиФ»: - Жёсткий диалог с властью? Одно из самых серьёзных обвинений в отношении РПЦ как раз касается её чрезмерного сближения с властными структурами…

А.К.: - Вячеслав Бутусов пел песню Ильи Кормильцева с образом, очень понятным прежде всего христианам и буддистам: «связанные одной цепью». Несвобода - это следствие амбиций. Если, скажем, у меня цель - стать для вас «дьяконом, приятным во всех отношениях», то это будет налагать очень серьёзные ограничения на стиль моего поведения, речь... Вопрос не в том, каковы отношения Церкви и государства сейчас, а в том, как видится нами конечная цель движения. Видит ли сама Церковь пределы нашего сотрудничества? Ведь если цель запредельно высока, то величием этой цели могут оправдаться средства её достижения. Мечта о светлом завтра может создать зоны слепоты в восприятии сегодняшних реалий. Именно поэтому Христом сказано: «Не заботьтесь о завтрашнем дне».

«АиФ»: - Ещё несколько лет назад модно было быть верующим, сейчас в моде атеизм. А кем быть проще?

А.К.: - И атеизм и вера бывают разного качества. Бездумным может быть и то и другое. Есть вялотекущая вера, а есть вера выстраданная, как у Достоевского: «Ну не как же мальчик верую я во Христа! Моя осанна прошла сквозь огонь, воду и медные трубы». И неверие тоже бывает разное. У кого-то это повод не загружать себя мыслями, далёкими от потребительской корзины, а кем-то его неверие переживается как горе и как повод для мозгового штурма.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (67)
  1. Meerflieger
    |
    02:23
    14.11.2012
    0
    +
    -
    Христиан заставляют верить в то, что Иисус был распят, потому что все догматы их веры основаны на этом мифе. Но - чего стоит 'святость' креста, учение об искуплении, пасха, крещение, причастие и прочее, и прочее? Они не имеют абсолютно никакого смысла, если не было никакой смерти на этом самом кресте! Соответственно, тогда не было и никакого воскрешения! Сам символ веры заключается именно верой в воскрешение Иисуса... САМ Иисус говорил: 'Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему, КРОМЕ знамения Ионы-пророка; ибо как Иона был в чреве кита три дня и три ночи, так и сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи' (Мф 12.39-40) Получается, что это ЕДИНСТВЕННОЕ знамение, данное САМИМ Богом. А теперь посмотрим, как-же оно сбылось: Если подсчитать время от вечера пятницы, когда тело Иисуса было погребено, до утра воскресного дня, то получается всего-то - один день и две ночи. То есть, всего лишь около 36 часов. Вместо 72 часов, составляющих три дня и три ночи, предсказанных Иисусом! То есть, грубо говоря, в два раза меньше обещанного. Так, где же исполнение 'пророчества' господа бога самим господом богом? И еще один существенный момент. 'Как Иона был во чреве кита...' А КАК Иона был во чреве кита? Ясно, как! ЖИВЫМ, был, вот как! И, если: 'как Иона был...' живым, то Иисус - выходит, тоже! Как и предсказывал? Но ведь Иисус предсказывал себе 'быть убиту'! Выходит, хоть верть-круть, хоть круть-верть, а по физическому состоянию предсказание - тоже не оправдывается! Равно, как и по временному! А книга Второзакония предупреждает нас, что пророчество не истинно, когда становится очевидным, что пророчество не сбывается. 'И если скажешь в сердце своем: 'как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?' Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил пророк по дерзости своей - не бойся его' (Втор 18;21,22) Следовательно Христос - НЕ БОГ, НЕ Спаситель, а всего лишь дерзкий пророк, вокруг которого попы "навертели" столько всякой фигни и тысячи лет живут тунеядцами припеваючи. По примеру ветхозаветных левитов. :-)
  2. дальневосточник
    |
    02:43
    14.11.2012
    0
    +
    -
    Уважаемый Андрей! Хочу Вас поправить немного.Вы говорите,что настороженное отношение к церкви только в прессе.Вы ошибаетесь. В обществе.А почему,Вы и сам понимаете,потому что не глупый человек.
  3. Не_местный
    |
    03:11
    14.11.2012
    0
    +
    -
    Проверил 1200 символов и писать я вижу уже не о чём раз вы опять взялиьс за старое
  4. Прохожая
    |
    07:06
    14.11.2012
    0
    +
    -
    Сначала общество замечает, затем пресса подтверждает, что рупор РПЦ вещает не вечные ценности. Богатство стало целью, а не служение народу, так же как и у светской власти.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему нельзя выбрасывать чек из банкомата?
  2. Кто взял на себя ответственность за взрывы на Шри-Ланке?
  3. Когда Зеленский вступит в должность президента?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ