00:05 08/10/2015 Юлия Тутина 1 2837

В театре, кино и мультфильмах. Откуда пошла мода на православную тематику?

Мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы» по сюжету на религиозную тему неожиданно собрал хорошую кассу.

С ребёнком надо говорить на понятном ему языке...
С ребёнком надо говорить на понятном ему языке... © / Фото: Геннадий Михеев / АиФ

Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела: Необыкновенное путешествие в мир евангельских смыслов.

Юлия Тутина, «АиФ»: Духовность и мода, молодёжь — кажется, эти понятия по разные стороны баррикад… Или всё же нет, и духовность тоже можно сделать модной?

Владимир Легойда: Мода связана с мимолётностью и постоянной изменчивостью. Традиции, религиоподобные черты, конечно, ей не присущи. Но вместе с тем, если угодно, мода на православие лучше, чем мода на пиво. Для меня это совершенно однозначно. Это во-первых, а во-вторых, духовное измерение мультфильма — это не то же, что, скажем, духовное измерение богослужения или священного текста. Здесь нет традиции, которую надо было бы соблюдать. Мультфильм не только может, но и должен быть популярным, если хотите, модным — не вижу в этом ничего плохого. Речь здесь идёт не о том, чтобы сделать духовность модной, то есть поверхностной и быстро меняющейся, а о том, чтобы, наоборот, открыть что-то новое тем, чьё сознание не покидает мира моды. И в этом смысле такие мультфильмы, как «Необыкновенное путешествие Серафимы», безусловно, этому способствуют.

— А насколько вообще можно переиначивать библейские, иные церковные сюжеты ради того, чтобы они стали понятны широкой публике?

— Кинематографическая работа над библейскими сюжетами — это совершенно особая история. Я лично считаю, что, в принципе, можно снимать художественные фильмы, основанные на событиях Священного Писания. В таком понимании главная сложность, если речь идёт о Евангелии, — снять фильм, не показывая Христа, чтобы не связывать образ Спасителя с каким-то конкретным актёром, что, как правило, неизбежно происходит. Как это сделать? Например, в кинематографе есть такой приём «отражённая реакция». Можно с помощью современных технических средств снять, как Спаситель идёт по воде, а можно показать реакцию людей, которые это видят. В принципе, мне кажется, это серьёзный художественный вызов, дать ответ на который призваны люди профессии.

Что касается мультфильма, в нём нет какого-то церковного сюжета, который был бы переиначен создателями. В основе лежит художественное произведение, книга, сюжет которой адаптирован под формат кино.

— Мультфильмы, детская библия, скоро можно будет, видимо, прочитать сокращённый и упрощённый вариант Библии… Неужели для того, чтобы сделать веру притягательной, реально хороши все средства?

— Не готов согласиться с предложенным смысловым рядом. Мультфильм совершенно не является альтернативой Библии или традиции. Создатели не предлагают выбирать: Библия или мультфильм. Кстати сказать, даже само Евангелие предполагает некоторую разницу изложения, ради блага слышащего. Существуют, как известно, четыре Евангелия, и они с разных углов зрения пишут об одних и тех же событиях. Большинство библеистов, например, считают, что Евангелие от Марка — самое короткое — было написано в первую очередь для детей и подростков. Поэтому даже в самом Священном Писании обозначена возможность такого подхода.

Но это не значит упрощать веру, такой задачи нет. Зато есть задача, чтобы человек не прошёл мимо того, что является самым главным в жизни. И вот часто задают вопрос, готова ли идти Церковь в ногу со временем, а я бы сказал по-другому: очень важно, чтобы время шло в ногу с Церковью. И это задача для всех верующих людей. Если в любом времени никак не проявляются евангельские смыслы, и в культуре прежде всего, значит, свидетельствующие о Христе не пытаются сделать Его послание понятным, и это в итоге отражается и на времени, и на жизни Церкви.

Игорь Мещан, заместитель председателя Синодального информационного отдела: Мультфильм для детей и их родителей.

Юлия Тутина, «АиФ»: Принято утверждать, что современные дети бездуховные. Ещё бы! Их воспитывает телевидение, где одни стрелялки и трупы, между тем мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы» бьёт все кассовые рекорды. Кто же идёт в кинотеатр и почему?

Игорь Мещан: В кинотеатр идут родители с детьми, и родители потом пишут в отзывах, что наконец появился мультфильм, пригодный для просмотра. Как показывают опросы, таких более половины от просмотревших, и это очень хорошая новость. Я думаю, что это мнение людей, которые действительно обеспокоены проблемой воспитания своих детей, вкладывают в это силы и время. Это наша целевая аудитория, и мы надеемся её расширять. Сейчас многие родители воспринимают современные мультфильмы как необходимое зло, а «Необыкновенное путешествие Серафимы» разрушает этот миф, доказывает, что отечественное кино может не только развлекать, но и воспитывать, говоря с детьми на понятном им языке.

Что касается кассового успеха, то и его объяснить просто. Мультфильм, на который с удовольствием ходят и дети, и родители, не может не собирать больше, чем продукт, который адресован ограниченным возрастным категориям. Это не наше открытие.

— Главный герой мультфильма всё же не девочка Серафима, а святой Серафим Саровский — чем он так притягателен для народа, недаром же в Дивеево до сих пор стекаются миллионы людей? Он — современный персонаж, на ваш взгляд?

— Не соглашусь с вами, что преподобный Серафим — главный герой. И название, и сюжет исходят из того, что в центре мультфильма ребёнок, девочка, получающая помощь святого. Движение детской души к Богу, вот что в фокусе внимания создателей фильма и, надеюсь, аудитории.

Саровский же — старец, прославленный Церковью и почитаемый народом, — это не древнее предание, это молитвенный собеседник миллионов людей. Если бы он был не современен нам, то и столь живого его почитания не существовало.

— По качеству производства мультфильм ничем не уступает голливудским — это значит, что наша мультипликация возрождается, или мы пошли по иному, западному пути развития этой отрасли культуры?

— Качество — это всё же форма, упаковка, за которой должна быть своя идея. Думаю, что «Путешествие Серафимы…» — это как раз пример, когда идея, смысл предопределили качественное исполнение.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Дэн Смирнов[mailru]
    |
    09:23
    09.10.2015
    1
    +
    -
    Мода и Православие не совместимые вещи, ибо Православие основа русской культуры и духовности, институт вечный, а Россия есть русское православное государство, и игнорировать это может только очень не далекий человек, бошьшевизм, с его колоссальным вредом России и русскому народу, слава Богу пережили, вот и надо пропагандировать православные духовные ценности, особенно для нашей тупой молодежи, чтобы не жрала и не курила всякую дурь, а училась и работала на благо страны!
Комментарии (1)
  1. Дэн Смирнов[mailru]
    |
    09:23
    09.10.2015
    1
    +
    -
    Мода и Православие не совместимые вещи, ибо Православие основа русской культуры и духовности, институт вечный, а Россия есть русское православное государство, и игнорировать это может только очень не далекий человек, бошьшевизм, с его колоссальным вредом России и русскому народу, слава Богу пережили, вот и надо пропагандировать православные духовные ценности, особенно для нашей тупой молодежи, чтобы не жрала и не курила всякую дурь, а училась и работала на благо страны!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что нужно делать на Ореховый Спас?
  2. Что представляет собой новая атомная подлодка ВМС США «Иллинойс»?
  3. Кто такой Сергей Миронов и за что его задержали в Армении?

Что вы покупаете на распродажах?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ