Примерное время чтения: 11 минут
630

Роды в святой Софии

/ Стрингер / РИА Новости

Андрей Романов, писатель, публицист, переводчик, редактор ​сайта Pravoslavie.bg:

— Ну, вот и случилось. «Объединительный собор» украинских раскольников состоялся в древнем киевском соборе святой Софии. После долгих родовых мук, закулисных переговоров и торгов, которые продолжались несколько месяцев, два раскольнических формирования родили новую структуру и назвали ее «Православной Церковью на Украине» (ПЦУ) по главе с «митрополитом Киевским». Таковым был избран некий Епифаний (Думенко), человек Филарета. Очевидно, это была цена, которую потребовал 90-летний Филарет за отказ от «патриаршества».

Собор проводился по инициативе и под руководством Фанара при активном участии президента Порошенко, который, очевидно, чувствует себя неким новым византийским императором, если пытается дирижировать церковными делами. Вся государственная машина работала на подготовку собора. На епископат и священство канонической Украинской Православной Церкви оказывалось беспрецедентное давление, чтобы заставить их участвовать в соборе. Епископов запугивали, вызывали на допросы и «беседы», проводили обыски. Игумена Киево-Печерской лавры пугали тюремным заключением. И все же почти никто не дрогнул. Только двое из 90 архиереев Украинской Православной Церкви участвовали в мероприятии в храме святой Софии Киевской.

Итак, Фанар преподнес сегодня украинцам и всему Православному миру рождественский подарок – создал канонический абсурд, когда в одной православной стране, на одной и той же канонической территории сосуществуют две канонические православные церкви, которые взаимно не признают друг друга и не находятся в общении друг с другом. Это если бы в 1998 г. Фанар признал так называемый «альтернативный Синод» в Болгарии, и в одно и то же время сосуществовали две Болгарские православные церкви. Как вам это нравится? Звучит бредово? Но именно это положение Фанар создал сейчас на Украине. Только само по себе это означает общеправославный раскол. Чтобы «уврачевать» (? – очень спорные методы «лечения») украинский раскол, Фанар создал раскол на общеправославном уровне. В угоду г-ну Порошенко, г-ну Денисенко, украинским ультра-националистам и американскому посольству в Киеве принесены в жертву целостность и единство Вселенского Православия.

Наступают тяжелые времена для православного народа Украины. Все то, что неонацисты и ультра-националисты делали до сих пор: преследование священников и паствы канонической Церкви, все их гонения, убийства, отжим храмов, – сегодня выглядят невинными детскими игрушками.

Высокопоставленные государственные функционеры вроде председателя Рады (парламента) Парубия, например, продвигают идею лишения «старой» Церкви регистрации, т.е. фактически хотят поставить ее вне закона. Ярош, один из лидеров неонацистов, заявил после «собора», что начинает «вооруженную облаву на московских попов». Возможно, что в ближайшие годы многих православных священников, монахов, монахинь и мирян ожидает исповедничество, а некоторых – и мученичество. Повторятся времена унии 1596 г. и польско-униатского террора против православного населения. Все это подольет еще больше масла в огонь гражданской войны на Украине.

Каноническая Украинская Православная Церковь вопреки действиям Фанара остается единственной, признанной полнотой мирового Православия и самой большой религиозной конфессией на Украине с 43 епархиями, 11 тысячами приходов и десятками миллионов верующих. Ей принадлежат 20 учебных заведений (Духовная академия, 7 семинарий и 12 духовных училищ) и 3 850 воскресных школ, 4 650 монахов и монахинь подвизаются в 175 монастырях, из которых 85 мужских и 90 женских – среди них такие великие святыни всего Православного мира, как Киево-Печерская и Почаевская лавры. Номинально подчиненная Московской патриархии, Украинская Православная Церковь согласно ееуставу «самостоятельная и независимая в своем управлении и структуре». Вот как сказал об этом глава Украинской Православной Церкви митрополит Киевский Онуфрий: «Все те атрибуты независимости, которые необходимы сегодня для нормального служения Богу и народу – мы все это имеем. У нас есть свой Синод, независимый ни от кого, свой Архиерейский собор. Решения нашего Синода, нашего Собора являются окончательными, и никто их не может оспаривать».

А в ответ на распространяемые в СМИ утверждения, что церковные средства уходят на содержание Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) заявил: «Украинская Православная Церковь и без того самостоятельна, она имеет больше прав, чем предполагает церковная автономия. Это самоуправляемая Поместная Церковь со своими Синодом и соборами, с независимой административной структурой. Она полностью независима в своем внутреннем управлении, кадровых решениях, стратегии своего развития…  Украинская Православная Церковь пользуется в Московском Патриархате правами широкого самоуправления, в том числе полной независимостью в финансовых и хозяйственных вопросах. Уже многие десятилетия из Украины не перечисляется никаких средств в общецерковный бюджет… Поэтому наше единство никак не связано с деньгами, и странно было бы думать, что этот вопрос интересовал бы нас и сейчас». Это же подтвердил и Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука интервью BBC: «На самом деле, ни копейки из Украины не отправляется в Москву. Ни копейки!».

По существу, связь между Украинской Православной Церковью и Московским патриархатом является символической и является выражением исторического единства народов, происходящих от Киевской Руси, свидетельством преемственности, существующей между киевской и московской кафедрами.

Поддержка верующим народом Украины своей Церкви проявилась во время общенациональных крестных ходов последних лет, которые собрали сотни тысяч людей, несмотря на все препятствия и угрозы со стороны властей. Гонения против Украинской Православной Церкви были гонениями против всего православного украинского народа.

Но вернемся к Фанару.  Наблюдателя отмечают, что действия Вселенского патриархата в последние годы выглядят все более странными и неадекватными. Создается впечатление, что Его Всесвятейшеством все более руководят эмоции, чувство страха и неких иррациональных желаний, а не голос разума. Понятно чувство обиды и гнева Вселенского патриарха из-за того, что его собор, в который он, очевидно, вложил так много сердца и страсти, был фактически провален четырьмя «не явившимися» Церквами. Ясно, что он возложил за это вину на патриарха Кирилла. Многие считают, что абсурдные действия Фанара на Украине, беспощадность, с которой он разрушает православное единство, коренятся в личной обиде и жажде мести. Надеемся, что это не так. Но других объяснений на сегодня нет, или, скорее, другие объяснения – внешнеполитические и финансовые – были бы еще более неблагоприятны для Фанара. Странное и абсурдное впечатление производит трагикомичный отказ патриархата от его собственных решений, принятых в 1686 г., т.е. более 300 лет назад!.. Какой серьезный институт, претендующий на уважение, так поступает? И кто теперь будет воспринимать Фанар серьезно, если он не уважает собственную историю и столь легкомысленно обращается с решениями своих предшественников, торжественно заявленные с Вселенского трона на века вперед? Ведь таким образом можно отменить все, что было произнесено с этой кафедры в течение всего времени ее существования! Почему, например, Фанару не придет в голову отменить снятие схизмы с Болгарской Православной Церкви в 1945г.? Или решение о болгарской автокефалии от 927 г.? Или собора в Лампсаке от 1235 г., когда произошло восстановление Тырновского патриарха? А что ему помешает? Все документы тысячелетнего прошлого, конституирующие бытие и статус Болгарской Православной Церкви, могут быть перечеркнуты в один миг, если Фанар готов обращаться так со своей собственной историей. Все это звучит странно, зловеще и абсурдно.

Надеемся, что этот злосчастный период истории Фанара пройдет, и там снова зазвучит трезвый голос разума.

Есть и еще одно правдоподобное объяснение того, что творит сейчас Фанар – гордость. Уже достаточно давно константинопольские патриархи идут по пути своих римских предшественников, считая, что они стоят над Церковью, забывая слова Христа: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк.9:35). Вот, что говорит о «неопапистской ереси» Константинополя известный православный богослов ХХ века архимандрит Софроний (Сахаров): «В настоящее время в недрах нашей Святой Церкви появилась великая опасность извращения догматического учения о Ней, следовательно, и опасность извращения Ее бытия, потому что догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в догматическом сознании что-либо – и неизбежно в соответствующей мере изменится и образ вашего духовного бытия. И наоборот: уклонение от истины во внутренней духовной жизни приведет к изменению в догматическом сознании. Потеря догматической истины своим неустранимым следствием будет иметь потерю возможности истинного богопознания, полнота которого дана Церкви… Искажение в чем бы то ни было частном непременно отразится и на целом. Если мы теперь исказим учение о Церкви, а следовательно… и образ Ее бытия, то как может Она послужить Своим сынам путем к Истине? Вы спросите, но в чем же это искажение видно теперь? Отвечаем: в Константинопольском нео-папизме, который быстро из фазы теоретической пытается перейти в практическую

Нужно ли говорить, что эта форма папизма также является экклезиологической ересью, как и Римский папизм? Нужно ли говорить о том, что, осуществленный в жизни Церкви, он неизбежно приведет к извращению всего духовного образа нашего бытия? Связывая, подобно Первому Риму, с локальным моментом (а в отношении Константинополя нужно добавить, и расовым – греческим) исключительные права на власть и учительство в Церкви, он возвращает нас к тем временам, о которых читаем в Евангелии: ‟Отцынаши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме” (Ин. 4, 20). Мы отвергаем всякий ‟Рим”: и Первый, и Второй, и Третий, если речьидет о внесении принципа субординации в бытиенашей Церкви. И Римский, иКонстантинопольский, и Московский, и Лондонский, и Парижский, и Нью-Йоркский, и всякий иной папизм мы отвергаем, как экклезиологическую ересь, искажающую христианство».

Таково и мнение другого великого богослова и подвижника св. Юстина Поповича: Я преклоняюсь перед великими заслугами этой Патриархии, т.е. Великой Христовой Константинопольской Церкви, и перед нынешним ее крестом, который не мал и не легок, и который по природе вещей есть крест всей Церкви, по словам Апостола: «Когда страдает один член, страдает все тело». Точно также я признаю канонический порядок и первое место по чести Константинополя между равночестными и равноправными поместными Церквами. Но было бы не по-евангельски, если бы Константинополю позволили из-за трудностей, в которых он находится сегодня, чтобы он привел все Православие к краю пропасти, как это уже раз случилось на Флорентийском псевдо-соборе, или чтобы он узаконил канонически и догматически определенные исторические формы, которые в какой-то момент вместо того, чтобы быть для Церкви крыльями, могут превратиться в оковы для нее и для ее преображающего присутствия в мире. Нужно быть искренним: поведение представителей Константинопольской патриархии в течение последних нескольких десятилетий вызывает такое же нездоровое беспокойство и болезненное духовное настроение, какое в XV веке привело Церковь к флорентийской измене и позору. (И было ли поведение во времена турецкого рабства примером для всех времен? Как флорентийское, так и турецкое рабство было опасно для Православия.) Сегодняшнее положение еще более опасно: в те времена Константинополь был живым организмом с миллионами верных, которые быстро преодолели кризис, навязанный извне, и искушение пожертвовать верой и Царством Божиим для земного царства. А сегодня у него имеются митрополиты без народа, епископы, у которых нет паствы и которые, как таковые, хотели бы держать в своих руках судьбы всей Церкви!». 

И все это усугубляется греческим национализмом, который уже столетия процветает на Фанаре. Вот, например, что заявил патриарх Варфоломей 21 октября сего года во время заседания управляющего органа греческой общины в Стамбуле: «Наши славянские братья не могут примириться с первенством Вселенского патриархата и нашей (т.е. греческой) нации в Православии». Без комментариев.

Трудные времена наступают в православном мире.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах