Примерное время чтения: 6 минут
12083

Капкан для шпионов. Как ФБР разоблачает «потенциальных предателей»

/ Brendan McDermid / Reuters

Российские правозащитники нередко упрекают отечественные спецслужбы в том, что целый ряд так называемых «шпионских дел» на самом деле являются сфабрикованными. Мол, ради продвижения по карьерной лестнице сотрудники ФСБ «шьют дела» на ни в чём не повинных граждан, делая из них «шпионов» и «изменников Родины».

Поездка в Белоруссию как признак измены

Между тем в цитадели свободы и демократии — Соединённых Штатах Америки — «шпионские дела» следуют настоящим конвейером, причём у тех, кого обвинили в шпионаже, шансов добиться оправдательного приговора практически никаких.

Не было шансов и у 40-летнего отставного моряка Роберта Хоффмана, приговорённого накануне американским судом к 30 годам тюрьмы за попытку шпионажа в пользу России.

Главное слово тут — «попытка», поскольку и обвинение на процессе, и представители ФБР признали, что российские спецслужбы ни о каком агенте Хоффмане и слыхом не слыхивали и не получили от него ни единого листочка, ни единого бита информации.

Более двадцати лет Роберт Патрик Хоффман служил американской Родине, работая на подводных лодках и обслуживая аппаратуру, следящую за «вероятным противником», а также занимал должность шифровальщика. Работа это была секретная, чем Хоффман очень гордился.

Проведя два десятилетия на военной службе, Роберт Хоффман вышел в отставку. Ни в чём предосудительном к этому времени моряк замечен не был.

Но в 2011 году заскучавшего Хоффмана потянуло в путешествия, и американец побывал в такой загадочной для жителей США стране, как Белоруссия, где провёл три недели.

В современных Соединённых Штатах граждане, побывавшие в столь неблагонадёжных местах, оказываются «под колпаком» у ФБР. Оказался под ним и Хоффман, которого агенты взяли в разработку.

Посылка от «товарищей из Москвы»

Дальше начали происходить вещи, которые подходят для сюжета средней руки шпионского детектива. В один прекрасный день Хоффману пришла посылка из… Москвы, в которой лежал орден Красного Знамени и предложение о сотрудничестве с российскими спецслужбами.

То ли отставной шифровальщик не слишком умён, то ли ему были очень нужны деньги, но Хоффман согласился. Трижды он клал флэшку с секретной информацией в дупло дерева, из которого его должны были забрать «русские товарищи». За это он не получил ни цента. Собственно, цена предательства и не называлась — Хоффман только просил «русских» помочь ему с деньгами и трудоустройством.

Но тут дело получило новый оборот. Военный отставник сам пошёл в ФБР и заявил: «Меня вербуют русские шпионы!». В доказательство он передал агентам всю переписку с «русскими» и заявил о готовности помочь с их задержанием.

В ФБР ему ответили: ничего не бойся, Роберт, иди на встречу и делай всё, как договаривались. На встрече с «русским шпионом Владимиром» Роберта Хоффмана арестовали сотрудники ФБР.

Как оказалось, всё это время Хоффман общался исключительно с агентами ФБР и больше ни с кем. Тем не менее он был обвинён в попытке передачи секретных сведений иностранной разведке. За это преступление Хоффману грозило ни много ни мало пожизненное заключение.

30 лет без права переписки

Процесс над Робертом Хоффманом прошёл летом 2013 года и занял всего пять дней. Адвокаты Хоффмана настаивали — их подзащитный просто хотел помочь разоблачить иностранных разведчиков и сам пришёл в ФБР. Обвинение возражало: пришёл потому, что понял неизбежность разоблачения. Хоффман утверждал, что агенты ФБР уничтожили все материалы, которые свидетельствовали в его пользу, однако доказать это был не в состоянии.

Прокурор Дана Боенте заявила на процессе: «Хоффман пытался шпионить в пользу России и предал доверие, которое наша страна оказала ему. Он был готов рисковать жизнями американцев ради собственной выгоды. Вердикт должен послужить предостережением тем, кто хотел бы раскрыть самую секретную информацию нашей страны».

Сам Хоффман в последнем слове заявил, что правительству придётся убить его, чтобы предотвратить утечку правды о своих преступлениях. Он отказался просить милости у властей и ФБР.

Тем не менее определённую милость ему всё же оказали — спустя полгода после признания виновным Роберту Хоффману была назначена мера наказания в виде 30 лет заключения в тюрьме максимального уровня секретности без права выйти досрочно. Формально — не пожизненное заключение. Хотя что-то подсказывает, что Хоффман уже никогда не выйдет и ничего никому не расскажет.

Срок шпионам

«Дело Хоффмана» — отнюдь не исключение. Со времён легендарного главы ФБР Эдгара Гувера американские спецслужбы используют в отношении лиц, считающихся неблагонадёжными, методы, выходящие за рамки закона. Одним из самых грязных методов работы является «подход под чужим флагом» — то есть фактическая провокация, когда агент ФБР выдаёт себя за сотрудника иностранных спецслужб. При этом шансов вырваться из такого капкана у людей практически нет — даже добровольная явка в ФБР не спасает от попадания в тюрьму на длительный срок.

Весной 2013 года к 16 годам заключения был приговорён 24-летний сотрудник военной полиции на Аляске Уильям Колтон Миллэй, так же как и Хоффман, попавшийся на провокацию ФБР. Миллэя обвиняли в попытке продать русским чертежи секретного истребителя. Правда, о самом истребителе Миллэй мало что знал, накануне встречи с «русскими шпионами» ходил признаваться в ФБР, но так же, как и Хоффман, был «взят с поличным».

Напуганный молодой человек, в отличие от Хоффмана, ФБР не перечил, на суде во всём признавался и каялся, поэтому к 40 годам имеет шансы выйти на свободу.

Любопытно, что европейские и отечественные правозащитники резко критикуют практику российских борцов с наркотиками, обвиняя их в том, что большинство уголовных дел фабрикуется при помощи «провокаций» в отношении подозреваемых.

Практику ФБР, перед которой российские сыщики — просто маленькие дети, всерьёз не критикует никто. «Шпионский конвейер» работает бесперебойно, унося несчастных в секретные тюрьмы, а ФБР принося новые ассигнования на борьбу с вражескими разведками. И если вам кто-то скажет, что это напоминает вам деятельность НКВД времён Николая Ежова, рассмейтесь этому человеку в лицо, поскольку в Америке такого не может быть, потому что не может быть никогда.

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах