00:05 15/11/2013 Сергей Осипов 8 24019

Эпопея «Бурана». Почему в СССР не пригодился космический челнок

Статья из газеты: АиФ №46 13/11/2013

15 ноября 1988 г. с космодрома «Байконур» новейшая ракета-носитель «Энергия» впервые вывела на орбиту многоразовый космический корабль «Буран».

Чудо советской техники 8 лет строили без выходных.
Чудо советской техники 8 лет строили без выходных. © / РИА Новости

Совершив в беспилотном режиме два оборота вокруг Земли, он благополучно приземлился на бетонную посадочную полосу. И больше не взлетал. О том, почему так вышло, «АиФ» рассказал Станислав Аксёнов, высокопоставленный участник проекта.

Космическая гонка

- В начале 70-х гг. в СССР появилась информация об американской программе космических челноков «Спейс ­шаттл», и военных аналитиков она не обрадовала. По всему выходило, что корабль противника способен спуститься с орбиты, например, над Москвой, провести бомбометание, и никакие наши средства ПВО помешать этому будут не в силах.

Досье
Станислав Аксенов родился в 1937 г. В 1962 г. окончил МАИ. Работал в КБ химавтоматики (Воронеж). В 1985 г. стал первым заместителем руководителя КБ по научной работе. Сейчас преподаёт в Военно-воздушной академии.

Решили строить собственный многоразовый корабль. Подготовили проект, его рассмотрела и одобрила Военно-промышленная комиссия, но до 1981 г. работы шли ни шатко ни валко. А 12 апреля 1981 г. американцы запустили «Колумбию». И началось! Всем предприятиям, работавшим по программе «Энергия-Буран», было приказано не спать, не пить, не есть, а быстро делать нашу советскую альтернативу.

Я вместе со своим КБ занимался кислородно-водородными двигателями для «Энергии». Вспоминаю теперь ту безумную гонку, работу на износ... как лучшее время своей жизни! За 8 лет я и мои коллеги ни разу не были в отпуске, в год имели по 2-3 выходных дня: на Новый год и Первомай. Душой, мозгом и генератором этой работы был Александр Дмитриевич Конопатов, главный конструктор и руководитель предприятия.

Восемь лет «каторжного» труда закончились 15 ноября ­1988-го. На Байконур я не полетел, мы смотрели запуск в Воронеже по телевизору. На радостях было выпито немало шампанского и не только. Были награждения и поздравления. А потом случилось то, что случилось. Программу «Энергия-Буран» закрыли.

Приказано забыть

Почему она стала не нужна нашим генералам? По моей субъективной оценке, дело в том, что первоначально «Буран» был чисто военным проектом. Содержать и обслуживать его было невероятно дорого! Приведу один пример: при старте необходимо было охлаждать ­бетонный лоток, куда уходят раскалённые до 3500 градусов газы. Для этого пришлось отвести воды Сырдарьи в рукотворное подземное озеро. А расход воды при запуске - больше, чем у всех фонтанов Петергофа! Вот и считайте затраты...

К тому же после потепления отношений с США надобность в «Буране» отпала - он, как я уже сказал, был заточен под военные нужды. К выполнению гражданских космических программ «Буран» был не готов, кроме того, для этих целей нашей стране вполне хватало «Протонов» и «Союзов».

Такой показатель, как стоимость вывода на орбиту 1 кг полезного груза, в СССР никого не интересовал. Зато есть данные по американскому «Шаттлу»: перед окончательным закрытием программы челноков в 2011 г. она ниже 20 тыс. долл. не опускалась. Для справки, у одноразовых носителей этот показатель ниже - от 6 до 15 тыс. долл. Видимо, и у нас соотношение было бы примерно таким же. Наконец, многоразовый корабль не получился в полном смысле... многоразовым. После полёта в камерах сгорания и на лопатках турбин возникали трещины, двигатели требовали переборки, ремонта. Тем не менее этот проект войдёт в число величайших достижений инженерной мысли ХХ в.

Рамблер.Новости
Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. petrovich_1969
    |
    10:36
    16.05.2014
    1
    +
    -
    Marakas: Вы удивитесь, но для подачи топлива и окислителя в камеру сгорания требуется очень мощный насос. Так вот для его работы и требуются "лопатки турбин".
Комментарии (8)
  1. Marakas
    |
    14:08
    15.11.2013
    0
    +
    -
    Откуда у "Бурана" в ракетных двигателях взялись "лопатки турбин", о которых пишет автор???
  2. petrovich_1969
    |
    10:36
    16.05.2014
    1
    +
    -
    Marakas: Вы удивитесь, но для подачи топлива и окислителя в камеру сгорания требуется очень мощный насос. Так вот для его работы и требуются "лопатки турбин".
  3. Charin
    |
    17:14
    15.11.2013
    0
    +
    -
    Не пропадёт ваш "скорбный труд". Потомки скажут вам "Спасибо!".
  4. Микола Ульянов
    |
    22:21
    17.11.2013
    -1
    +
    -
    Где Сыр- Дарья и где 250-я площадка?Как река потекла в гОру,ведь площадка Выше по отметке.Вообще автор хоть раз там бывал? И имеет ли он представление о чём говорит? Задорнов сказал бы-американец он! Да ещё преподаёт в академии!!!!??? А может правильно РАН разгонять собирались? Ежели такие академики-страшно подумать-какие у них будут студенты. И это печатает АиФ?
  5. Микола Ульянов
    |
    22:37
    17.11.2013
    -1
    +
    -
    Лазил я там на 7-м этаже вниз,никакого озера там небыло и никто не собиралси его делать,проект старта сам неоднократно смотрел.Там при прокладке потерн газоотводных наоборот гидроизоляцию делали от грунтовых вод,там в трёх км такыры огромные,меж Единичкой и 251-й.Вода там близко,только солёная.Овцы и верблюды пьют.Человек ложечку выпьет-понос останавливает.Стакан выпьет-понос с кровью. Про лопатки не знаю,а про озеро-брехня.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как правильно использовать опилки в саду?
  2. Будет ли Россия присоединять Южную Осетию?
  3. Какая погода будет в Москве и регионах 28 и 29 мая?

О чём бы вы хотели прочитать в следующем номере «АиФ Про Кухню»?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ