16:35 14/05/2014 Наталья Кожина 5 20606

Астероид или вулкан: что представляет реальную угрозу жизни на Земле?

Страшилки о грядущем апокалипсисе пользуются огромным спросом у населения, и видимо, поэтому СМИ то и дело сообщают об очередном конце света. АиФ.ru собрал наиболее популярные причины исчезновения человечества и обсудил с учёными степень их угрозы.

Так и не наступивший в декабре 2012 года конец света дал многим возможность продолжить спекуляции на эту тему. Нас пугают астероидами, вулканами, нанороботами — но представляют ли они реальную опасность жизни на земле? Об этом журналист АиФ.ru поговорил с экспертами.

Столкновение Земли с астероидом

В 2068 году астероид Апофис может приблизиться к нам на опасное расстояние, однако недавно крымские учёные открыли 400-метровый астероид, который, по некоторым зазвучавшим «прогнозам», может уже в 2032 году столкнуться с Землёй. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин даже назвал его «сверхцелью» российской космонавтики. Вероятность подобного столкновения АиФ.ru прокомментировал директор Института астрономии РАН Борис Шустов: «Очень сомнительно, поскольку вероятность столкновения мала. По критериям угроз, которые сейчас существуют, по 10-балльной шкале это возможное столкновение с трудом дотягивает до 1!» Также учёный добавил, что человеческий вид существует, по оценкам биологов, всего около 100 тысяч лет. На этом временном интервале крупные события крайне редки: «Маловероятно, чтобы прилетел астероид и всё разрушил. А вот на больших интервалах времени, когда мы говорим про миллионы, а тем более, миллиарды лет, эти события происходят и существенно меняют лицо Земли. Я напомню вам о классическом событии, которое произошло 65 миллионов лет назад, когда крупное тело размером примерно 10 км упало в районе полуострова Юкатан в Мексике. После этого вымерли динозавры».

Извержение Йеллоустоуна в США

В начале апреля появилась новая страшилка — о проснувшемся вулкане. На территории Йеллоустонского национального парка за несколько дней учёные зафиксировали 60 толчков магнитудой до 4-х баллов. Пресса тут же растолковала их как приближающуюся катастрофу. Заместитель директора Института физики Земли РАН Евгений Рогожин прокомментировал возможные последствия: «Огромная территория будет завалена выбросами вулкана, изольётся лава, в ближайшем окружении будет всё разрушено и выжжено, более того, очень большие объёмы пепла попадут в атмосферу, в связи с этим может произойти похолодание, потому что Солнце не сможет прогревать атмосферу. Кроме того, при таком большом взрыве может сместиться ось земли, и тогда возможен ещё ряд землетрясений. То есть может произойти глобальная катастрофа. По всей видимости, часть США будет разрушена». Однако эксперт тут же добавил, что в настоящий момент признаков катастрофы нет.

Солнце поглотит Землю

В далёком будущем стареющее Солнце начнёт расти, нагреваться и постепенно превратится в «красного гиганта». Сначала звезда поглотит Меркурий, затем — Венеру, а потом наступит очередь Земли. Произойдёт это, правда, примерно через 4,5 млрд лет. Директор Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга Анатолий Черепащук считает, что искать спасения в этом случае человечество должно на другой планете: «Если человечество хочет достаточно продолжительное время существовать как цивилизация, оно должно найти способ удалиться от Солнца. Есть разные способы: например, с помощью космических кораблей. Вполне возможно, за эти годы человечество найдёт способ перебраться. А куда перебраться, тоже есть идеи. Например, у Юпитера есть спутник, на котором есть вода, покрытая льдом. Вполне возможно, что там можно обосноваться. Можно и к другим звёздам полететь, но это уже более сложная проблема».

Неконтролируемые нанотехнологии

По мнению футуролога и исследователя глобальных рисков Алексея Турчина период с 2020 по 2040 г. — наиболее вероятное время для подобной всемирной катастрофы, поскольку будут получены технологии, над которыми человек может утратить контроль: «Конечно, не обязательно всё закончится массовой гибелью — люди могут и выжить, но деградируют или окажутся в зависимости. Вероятность конца света в этот период — 50 %».

Особую роль в этом процессе, по мнению Турчина, сыграет развитие искусственного интеллекта, нанотехнологий и биооружия. «Есть гипотетический сценарий под названием «Серая слизь»: неуправляемые нанороботы, выполняя программу саморазмножения, поглотят биомассу Земли, буквально съедая всё живое. Огромные возможности у биотехнологий. Уже сейчас можно манипулировать ими, что называется, на дому, в мини-лаборатории. А генетические коды многих опасных вирусов (например, гриппа «испанки», выкосившего в начале ХХ в. 100 млн человек) выложены в интернете».

Рамблер.Новости