Срочная новость Путин подписал указ о помиловании Надежды Савченко Срочная новость
09:11 30/10/2014 Андрей Сидорчик 8 14403

Русский след «Антареса». Виновата ли Россия в крушении американской ракеты?

В новейшем американском носителе используется двигатель, разработанный для советской лунной программы.

Катастрофа американской ракеты-носителя «Антарес», которая должна была вывести на орбиту космический грузовой корабль «Сигнус» с 2 тоннами груза для Международной космической станции, вызвала много споров и обвинений.

В американских соцсетях множатся обвинения в адрес «древних русских двигателей», российская аудитория кивает на Украину, где, мол, после «Евромайдана» всё развалилось«, украинцы, в свою очередь, советуют искать причины в России или, в крайнем случае, в Америке.

Но давайте начнём с самого начала. Что из себя представляет ракета-носитель «Антарес»?

Двигатель советский, бак украинский, носитель американский

Это ракета-носитель лёгкого класса, разработанная американской компанией Orbital Sciences Corporation совместно с украинским КБ «Южное».

Основанная в 1982 году американская компания имеет 40 % рынка ракет-перехватчиков, 55 % рынка малых коммуникационных спутников, а также 60 % рынка малых ракет-носителей.

Новые времена для OSC наступили после того, как в США была завершена программа «Спейс Шаттл». NASA обратилась к услугам частных компаний для создания грузовых кораблей, которые обеспечивали бы доставку грузов на МКС.

Orbital Sciences Corporation вступила в борьбу за «космические деньги». Компанией были разработаны грузовой корабль «Сигнус» и ракета-носитель «Антарес», предназначенная для его выведения на орбиту.

Двигатели первой ступени «Антареса» разработаны известной американской компанией «Аэроджет». Двигатель AJ-26 представляет собой модификацию советского двигателя НК-33, разработанного для советской лунной программы.

К середине 1990-х годов на Самарском научно-техническом комплексе имени Н. Д. Кузнецова находилось несколько десятков двигателе НК-33, построенных в 1970-х годах с большим запасом.

Эти двигатели крайне заинтересовали американских специалистов из фирмы «Аэроджет», которые и приобрели их в большом количестве за смешные, с точки зрения космических технологий, деньги — 1 миллион долларов за штуку.

Никто, разумеется, не собирался ставить двигатели после 20 лет хранения сразу на ракету. Началась их глубокая модернизация. По сути дела, надо говорить о новом двигателе, созданном на базе старой советской разработки.

У ОSC не было достаточного опыта работы с большими жидкостными ступенями и криогенными компонентами, для работы по первой ступени «Антареса» был заключён контракт с украинским КБ «Южное», разработчиком советских стратегических ракет, а также ракет космического назначения.

Зона ответственности украинских специалистов — работы с топливными баками и связанным с ними оборудованием. Основной задачей являлась разработка и контроль изготовления ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива и питания, труб, проводов и другого связанного с ними оборудования.

«Союз» — «сводный брат» «Антареса»

Первый испытательный запуск «Антареса» был запланирован на третий квартал 2011 года, но в действительности состоялся только в апреле 2013 года. После двух отмен старта из-за технических неполадок 21 апреля ракета «Антарес» успешно вывела на орбиту габаритный макет «Сигнуса», три малых спутника NASA и один коммерческий наноспутник.

Последующие три запуска с уже настоящим «Сигнусом» прошли успешно, однако 28 октября ракета «Антарес» потерпела катастрофу через несколько секунд после старта.

На каком же этапе произошёл сбой? Это предстоит выяснить специалистам.

Надо, однако, заметить, что тот самый двигатель НК-33, изначально построенный для последнего детища конструктора Сергея Королёва, ракеты Н-1, используется не только американцами.

Он используется также в качестве первой ступени на российском носителе «Союз 2.1в», который позиционируется как конкурент более известной широкой публике «Ангары».

На счету «Союза 2.1в» на сегодня только один запуск, зато успешный — 28 декабря 2013 года он благополучно вывел на орбиту научный спутник «Аист».

Правда, до этого пуск откладывался пять раз из-за различных неполадок и необходимости дополнительных проверок. Но опять-таки, речь идёт о новой ракете лёгкого класса, подобной которой в семействе «Союзов» доселе не было. А новое просто не даётся, достаточно вспомнить страдания вокруг «Ангары».

Почему же на новый отечественный носитель поставили старый советский двигатель? По той же причине, по которой его решили использовать американцы — он вполне пригоден для решения существующих задач.

Старый конь борозды не портит?

Это не голословное утверждение — НК-33, который продолжают модифицировать, подвергается самым жёстким тестам и испытаниям.

Так, в августе 2014 года прошли новые испытания двигателя НК-33 российскими специалистами при участии американцев из «Аэроджет». В изделие были введены новые узлы камеры сгорания: коллектор и некоторые детали агрегатов двигателя. Общая наработка составила 616 секунд. Двигатель отработал успешно, подтвердив все требуемые параметры.

При этом в «Союзе 2.1в» НК-33 планируется использовать до полного исчерпания ранее произведённых двигателей на складе, каковых в Самаре сегодня около двух десятков. Далее на «Союз» будут ставить новейший отечественный двигатель РД-193.

К слову, ещё один американский носитель «Атлас» в качестве двигателя первой ступени использует российский РД-180. Претензий по качеству к нему нет — недовольны только американские политики и конкурирующие фирмы, которым российская космическая техника стоит поперёк горла.

Что же касается «древности», то вспомните, что космонавтов и астронавтов на МКС бесперебойно по сию пору возит «древний» «Союз», а «новейшие» «Шаттлы» давным-давно отдыхают в музеях.

Рамблер.Новости
Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Карабас
    |
    17:09
    30.10.2014
    3
    +
    -
    А что может быть лучше велосипеда? Как ни улучшай обвесами - все равно модель вековой давности. Или АК47 - АКМ? То же не свежие - но как служат! Просто нужно миру напоминать о своих заслугах и надежности - и почаще. Навязчиво и громко - подчеркивая бренд. Как англичане - свое, немцы - свое, все - свое, а мы - да-а-а! Во как у них! Делают же люди! Наверное, нужно научится - хотя бы в чем то себя уважать..
  2. К российским двигателям претензий быть не может. Они прошли все тесты как в России, так и в Америке, включая огневые испытания. Судя по записи катастрофы, претензий к американской системе управления вектором тяги РД 1 ступени тоже нет. Остаются только баки и трубопроводы, изготовленные НПО "Южное", с чем его и "поздравляю". Старт в хлам. Учитывая, что для "Антареса" он единственный, следующий запуск ракеты можно ожидать не ранее, чем через полгода. PS. Вместе с "Лебедем" рухнули и акции Orbital Sciences Corporation на 18%. (Неплохой заработок для знающего человека, например для Коломойского.)
Комментарии (8)
  1. Карабас
    |
    17:09
    30.10.2014
    3
    +
    -
    А что может быть лучше велосипеда? Как ни улучшай обвесами - все равно модель вековой давности. Или АК47 - АКМ? То же не свежие - но как служат! Просто нужно миру напоминать о своих заслугах и надежности - и почаще. Навязчиво и громко - подчеркивая бренд. Как англичане - свое, немцы - свое, все - свое, а мы - да-а-а! Во как у них! Делают же люди! Наверное, нужно научится - хотя бы в чем то себя уважать..
  2. Don Donpedroв
    |
    17:19
    30.10.2014
    2
    +
    -
    Просто хохлы готовили диверсию для нас, да и впарили двигун америкосам, не сумев найти свой косяк, т.к. в схеме отразить было нельзя. Это называется: на хитрую голову есть шея с винтом.
  3. ГАйдарик.
    |
    18:15
    30.10.2014
    0
    +
    -
    Советского Союза нет уже давно, а бумеранги возвращаются из прошлого.
  4. Mark Gaus[facebook]
    |
    06:52
    31.10.2014
    1
    +
    -
    ГАйдарик.: Не возвращаются, а скоко гейдараманы не рушили Союз, все никак изничтожить не могут - хорошести все проявляются и проявляются.
  5. К российским двигателям претензий быть не может. Они прошли все тесты как в России, так и в Америке, включая огневые испытания. Судя по записи катастрофы, претензий к американской системе управления вектором тяги РД 1 ступени тоже нет. Остаются только баки и трубопроводы, изготовленные НПО "Южное", с чем его и "поздравляю". Старт в хлам. Учитывая, что для "Антареса" он единственный, следующий запуск ракеты можно ожидать не ранее, чем через полгода. PS. Вместе с "Лебедем" рухнули и акции Orbital Sciences Corporation на 18%. (Неплохой заработок для знающего человека, например для Коломойского.)
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Зачем американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки?
  2. Почему Путин предоставил российское гражданство футболисту Нойштедтеру?
  3. Почему «Роскосмос» отказался от участия в авиасалоне Фарнборо?
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ