Примерное время чтения: 12 минут

Лётчик-космонавт Фёдор Юрчихин: «Ко встрече с инопланетянами мы не готовы»

/ Фёдор Юрчихин / Из личного архива

Досье
Федор Юрчихин, 1959 г.р. Летчик-космонавт РФ (423-й космонавт мира и 98-й космонавт России), герой РФ. Количество полётов — 4. Число выходов в открытый космос — 8. Продолжительность работ в открытом космосе — 51 час 53 минуты.
«Конечно, каждый из нас стремился стать Гагариным. Но когда в первом классе учительница спросила меня, кем я хочу быть, я ответил, что вратарём, — вспоминает лётчик-космонавт Юрчихин. — Очень любил футбол. А Светлана Николаевна говорит, что вратарь — это не профессия. Тогда у нас ещё не было профессионального футбола. «Я тебя спрашиваю, чему ты жизнь хочешь посвятить, а не чем увлекаешься». «Тогда — космонавтом», — ответил я. Так оно и оказалось. Все дальнейшие шаги в жизни были так или иначе связаны с воплощением моей мечты. После школы я поступил в Московский авиационный институт. Встал выбор между гражданской и военной стезёй. Но я чётко понимал, что нужно связать свою судьбу с космонавтикой, потому что тогда есть шанс, если не стать космонавтом, то хотя бы поработать в этой сфере. Кстати, на сегодняшний день 22 выпускника МАИ побывали на орбите».

Ирина Малина, «АиФ»: Фёдор Николаевич, отчего так происходит — человек в отряд космонавтов зачислен, а в космосе побывать так и не удаётся?

Фёдор Юрчихин: К сожалению, не всегда судьба благоволит. Иногда это связано с закрытием программ. Например, как это было, когда большой отряд космонавтов и военных инженеров готовились по программе «Алмаз», но её закрыли, и люди остались невостребованными. Иногда это какие-то несчастные случаи, связанные со здоровьем. Правда, замечу, что сейчас медицина накопила большой опыт, и вердикт «не годен» уже, например, не всегда относится к людям с плохим зрением. Если раньше космонавта в очках вы себе и представить не могли, то сейчас даже командиры транспортных кораблей могут летать в очках.

В центре подготовки к полётам
В центре подготовки к полётам. Фото: из личного архива Фёдора Юрчихина

— Какими физическими, психологическими и умственными способностями нужно обладать, чтобы стать космонавтом?

— Насчёт умственных данных сразу вспомнил байку, которую я услышал от космонавта Ляхова: отбирали по здоровью, а спрашивают по уму. Но если без шуток, то высшее образование обязательно, причём на институт и специальность обращают внимание прежде всего. Далее — физическая подготовка, по которой есть определённый регламент. А ещё — индивидуальный подход. Со мной было так: в 1983 году пришёл на РКК «Энергия». Считаю, что мне повезло, я попал на уникальное предприятие, которое всё делает впервые: первый спутник, первый космический корабль, первая межпланетная станция... В 1986 году подал заявление в отряд космонавтов. Но только в 1997-м получил вердикт «здоров» и был зачислен в отряд. На тот момент мне было 39 лет. И я боялся вопроса — не слишком ли ты старый, чтобы лететь? Но такого вопроса не последовало. Считаю, что это большое доверие, которое я попытался оправдать. На сегодняшний день за спиной уже 4 полёта. И на этом я пока ещё не прекращаю свою активную деятельность.

— Как вы относитесь к женщинам-космонавтам, женское ли это дело — летать в космос?

— Во всех моих полётах в экипаже была женщина. И сказать, что это плохо, категорически не могу. Женщина рядом всегда дисциплинирует мужчину. Например, меня заставляет подтягивать живот как минимум. Присутствие женщины обязует мужчину хотя бы бриться. Женщина на орбите способствует тому, чтобы в экипаже была очень хорошая атмосфера.

На орбите
На орбите. Фото: из личного архива Фёдора Юрчихина

Полёт на Марс — это возможно

— Не раз читала, что некоторые космонавты на борту слышат голоса извне. Возможно, это представители других цивилизаций выходят на связь. С вами что-то подобное происходило?

— Насчёт существования внеземных цивилизаций у меня большие сомнения. Объясню, почему. Максимальная скорость космического аппарата, построенного землянами, — 16,6 км в секунду. Первый объект, который достиг границ солнечной системы и покинул её, — это американский «Voyager-1». И летел он туда несколько десятков лет. Так вот откуда к нам придут иноземные цивилизации, где они находятся? На соседних планетах умело маскируются? Вряд ли. Но с другой стороны, если допустить их присутствие, то следует ожидать контакта. А что такое контакт? В первую очередь — это принцип «не навреди». Я точно знаю одну планету, которая населена существами, называющими себя разумными. Но за все годы цивилизации они всячески нарушали данный принцип. В итоге исчезали города, народы. До сих пор эти существа продолжают относиться друг к другу подобным образом. Если рядом с нами есть другая цивилизация и её обитатели следят за нами, то я надеюсь, что у них хватает разума не идти на контакт. Потому что к нему не готовы мы. Первое, чем заинтересуется человек, — это оружием и его стоимостью... Моё убеждение — мы не доросли до общения с представителями других планет. Вначале нам надо научиться на Земле разговаривать с себе подобными.

Вид из космоса
Вид из космоса. Фото: из личного архива Фёдора Юрчихина

— Как вы думаете, космические туристы — это ближайшее будущее?

— Космический турист — это сленг, придуманный журналистами. На самом деле эти люди являются самыми настоящими участниками космического полёта. Такого, чтобы купить билет и отправиться в космос, нет. Человек в космосе должен уметь обеспечить связь, обслужить себя, действовать в нештатных ситуациях и не только спасти себя, но и помочь экипажу. Поэтому, не пройдя программу, не сдав экзамены, он не попадает в экипаж. В ближайшее время не сможет каждый из нас стать космическим туристом, каких бы это денег ни стоило.

— Когда ждать реального полёта на Марс?

— Если это будет исследовательский полёт, то в ближайшие 30–40 лет человечество может это сделать. Только не надо путать исследовательский полёт с колонизаторским. Сначала надо изучить, что такое Марс на самом деле. Второе — это постараться построить на Марсе площадку, забросив туда роботов. Далее, если есть на Марсе запасы кислорода, то доставить туда простецкие небольшие фабрики, которые будут скапливать кислород для будущих исследователей. Если есть вода, то тоже создать её запасы. Имея на Марсе навигацию, метеослужбу, площадку, на которую может сесть огромный тяжёлый аппарат, которому предстоит не только привезти, но и увезти людей обратно, можно будет отправлять туда космонавтов. Я против того, чтобы дорога на Марс была дорогой в один конец. Главная дорога для человека — это дорога домой.

В открытом космосе
В открытом космосе. Фото: из личного архива Фёдора Юрчихина

Выпивать «наверху» нельзя!

— А можно ли из космоса привезти какой-то подарок?

— А как же! Например, с посылкой с Земли моя дочка нарисовала и передала мне рисунки с «Битлз». А я вернул их обратно, взяв подписи у всех членов экипажа и поставив штампик, что с такого-то по такое число эти вещи находились на борту международной космической станции. Ну чем не подарок?! Моя супруга, провожая меня в космос, всегда собирает большое количество фотографий (родителей, друзей, крестников, племянников), и я их фотографирую на фоне иллюминаторов, штампую, и потом мы их дарим.

— Существуют ли продукты или напитки, которые принимать в космосе категорически запрещено?

— Алкоголь недопустим ни в каком виде. На орбите есть такое понятие, как система очистки атмосферы. Так вот, алкоголь быстро выводит из строя фильтры, которые в таком случае предстоит менять очень часто. Из продуктов на орбите пока что нет сливочного масла. Оно содержит бактерии, которые на борту могут создать неприятную флору. Нет молочных продуктов, «живых», как мы говорим. Хотя за последние годы у нас появился сублимированный творог с орехами. Это, конечно, не то, что привычный для нас земной творог, но тоже очень вкусный.

После приземления
После приземления. Фото: из личного архива Фёдора Юрчихина

— Заболеть в космосе можно?

— Конечно. Такие понятия, как лёгкое простудное заболевание или зубная боль, в космосе встречаются. Но у космонавтов есть навыки и специальное оборудование, которые позволяют наверху сделать даже простейшую операцию. Проходя эти уроки на Земле, мы всегда приговариваем, чтобы, дай бог, нам это не пригодилось на борту.

— Как проходят выходные на орбите?

— Быстро. Так же быстро, как на Земле. И так же их ждёшь, как на Земле. Один из двух выходных я должен встать без будильника. «Поваляться» в постели чуть подольше. Но вы ж понимаете, что космическое время очень дорого. И в выходные дни Земля предлагает нам какие-то работы. Так что субботы-воскресенья, как правило, заняты экспериментами. Помимо этого — ответы на почту, ведение блогов, да и в каюте своей нужно прибраться.

— Фёдор Николаевич, ваша мечта сбылась. Она оказалась такой же романтичной, какой она казалась в детстве?

— Я могу сказать, что нет таких рассказов, таких фото и видео Земли из космоса, какой ты видишь её воочию с орбиты. Там ты ощущаешь её сердцем. Я — счастливый человек, моя мечта не просто сбылась, она имеет продолжение.