aif.ru counter

Биологи МГУ выявили новый штамм вируса, угрожающий плодовым деревьям

Москва, 11 февраля - АиФ-Москва.

Новый штамм вируса оспы (шарки) сливы ((лат. Plum pox virus, PPV) был обнаружен в Татарстане, сообщили биологи МГУ имени М.В. Ломоносова.

Исследование проходило при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского научного фонда (РНФ). Результаты работы опубликованы в журналах Virology и Plant Disease.

По словам специалистов, самым опасным вирусом для косточковых является вирус шарки сливы. Из-за него происходит опадание плодов, ухудшение качества и непригодность к переработке персика, абрикоса, сливы и других плодовых.

За последние три десятка лет были уничтожены миллионы зараженных деревьев. Каждый год ущерб от вируса в основных регионах, где растут косточковые, оценивается в сотни миллионов евро.

Ранее ученые выделяли 9 штаммов PPV, однако сейчас был обнаружен новый, десятый штамм, получивший название PPV-CV(CherryVolga).

Пять необычных изолятов PPV были найдены в заброшенных коллекциях и на дикорастущих деревьях вишни, что говорит о долгом присутствии этих изолятов в насаждениях.

«Эта находка прояснила некоторые вопросы происхождения и эволюции PPV, содействовала выявлению вирусспецифических факторов, определяющих круг хозяев вируса, но породила и много других вопросов», - сказал первый автор исследования, ведущий научный сотрудник кафедры вирусологии биологического факультета МГУ Сергей Чирков.

В частности, ученые хотят выяснить происхождение нового штамма, насколько он распространен, может ли заражать другие косточковые культуры, какой вид тли является переносчиком PPV-CV, а также уровень его вредоносности для вишни.