1 3654

Будущим марсонавтам грозят необратимые повреждения мозга – ученые

По словам специалистов, для полета на Марс необходимо создать систему искусственной гравитации, иначе у космонавтов ухудшится зрение и исказится восприятие и мышление

Москва, 2 ноября - АиФ-Москва.

Полет на Марс потребует создания систем искусственной гравитации, так как длительное пребывание в невесомости может привести к необратимому повреждению мозга космонавтов, сообщает журнал NEJM, опубликовавший научную статью по этой теме.

По словам ученых, система искусственной гравитации критически важна для далеких и долгих полетов в космос. Без нее космонавты утратят способность видеть объекты на небольшом расстоянии от себя, а также читать и проводить самые простые эксперименты. Также может исказиться их восприятие, считает Дэниел Браун из университета Трента в Ноттингеме (Великобритания). Его слова приводит издание The Telegraph.

За последние годы ученые экспериментальным путем открыли ряд угроз здоровью будущих колонистов Марса или исследователей дальнего космоса.

Так, эксперименты на мушках-дрозофилах продемонстрировали, что длительное пребывание в невесомости может ослабить врожденный иммунитет и нарушить считываемость ряда генов. Также при жизни в космосе ускоряется старение костного мозга, а длительное воздействие космических лучей необратимо снижает уровень IQ.

Кроме того, по данным Донны Робертс из Медицинского университета Южной Калифорнии, длительная жизнь в невесомости и долгое пребывание в обездвиженном состоянии влияют на расположение отделов мозга по отношению друг к другу и к стенкам черепа. Так, часть его областей, находящихся рядом с глазами или отвечающих за восприятие информации из окружающего мира, может деформироваться и сжиматься, а в других местах, напротив, появляются или расширяются пустоты.

По словам ученых, это происходит из-за того, что мозг как бы «всплывает» наверх, в сторону верхней стенки черепа, что приводит к сжатию некоторых его частей и снижению давления в спинномозговой жидкости. Подобные аномалии, по мнению специалистов, могут негативно влиять на ясность восприятия и мышления космонавтов, делая полеты к Марсу и другим далеким планетам опасными.

Как утверждают специалисты, для решения проблемы достаточно установить на космическом корабле центрифугу, чтобы марсонавты могли временно ощущать силу тяжести.