Что такое гравитационные волны и почему их открытие так важно для науки?

Категория:  Открытия

В четверг, 11 февраля, произошло крупнейшее в современной науке открытие. Учёные объявили об обнаружении гравитационных волн — их поисками занимаются ещё с 70-х годов прошлого века, а их существование предполагал ещё Альберт Эйнштейн.

Национальный научный фонд США анонсировал мероприятие, в котором примут участие учёные из Калифорнийского технологического института (Caltech), Массачусетского технологического института (MIT) и международного научного сообщества LIGO, которое и занимается поисками гравитационных волн.

Что же такое гравитационные волны?

«В 1915 году Альберт Эйнштейн представил миру общую теорию относительности - теорию гравитации, в которой эта сила описывается как искривление пространства-времени. Она настолько поразила ученых того времени, что без экспериментальных доказательств в неё верилось с трудом. Однако со временем накапливались подтверждения этой теории, будь то гравитационное линзирование далеких галактик, замедление времени в гравитационном поле...Практически все предсказания общей теории относительности удалось подтвердить. Кроме одного - существования гравитационных волн. Они очень слабы, в 10000000000000000000000000000000000000000 раз слабее электромагнитных волн. Обнаружить их крайне сложно, но найдя их, можно утверждать, что общая теория относительности отлично подходит для описания гравитации, что эта теория крайне точна и что наш мир устроен именно так, как описывал Эйнштейн, а никак иначе», — объясняет преподаватель физики и автор видеоблога «Физика от Побединского» Дмитрий Побединский.

Детекторы обсерватории LIGO запустили в сентябре 2015 года. В проекте задействованы два объекта, удалённые друг от друга (находятся в двух противоположных точках на территории США). Когда одна станция обнаруживает сигнал, а вторая нет — считается, что это колебания, не связанные с гравитационными волнами. Но если сигнал обнаружат обе станции — можно говорить об обнаружении гравитационной волны.

Об обнаружении гравитационных волн не так давно уже заявляли учёные, работающие с телескопом BICEP2 (Background Imaging of Cosmic Extragalactic Polarization), установленным на Южном полюсе. Но их выводы оказались ошибочными: сигнал вызвали не гравитационные волны, а межзвёздная пыль.

Слухи о возможном обнаружении гравитационных волн циркулируют с начала года. 11 января физик-теоретик Аризонского университета Лоуренс Краусс написал в Twitter: «Слухи об открытии LIGO были подтверждены независимыми источниками. Будьте на связи! Гравитационные волны могли быть обнаружены! Захватывающе».

3 февраля учёный из независимого Института теоретической физики Периметр Клиффорд Бургесс написал письмо студентам, в котором сообщалось, что 11 февраля в авторитетном научном журнале Nature опубликуют результаты наблюдения гравитационных волн учёными, работающими на детекторе LIGO. Сообщение быстро распространилось в интернете. Физик написал, что ознакомился с неопубликованным материалом, согласно которому исследователи видели гравитационные волны, вызванные слиянием двух чёрных дыр с массами 36 и 29 солнечных масс.