aif.ru counter
Лидия Юдина 11403

Гены стойкости. Почему блокадники выжили вопреки законам природы

Все материалы сюжета Великая Отечественная война

Наука узнала ответ на вопрос, что позволило ленинградцам пережить голод.

Картина Ильи Глазунова «Блокада». Из серии «Ленинградская блокада. 1942-1944». 1956 год. Московская Государственная Картинная Галерея Народного Художника СССР И. Глазунова. Репродукция. © / РИА Новости

Ленинградские блокадники — медицинский феномен. Теоретически прожить 872 дня на 125-граммовом пайке хлеба не под силу ни одному человеку. Но некоторые ленинградцы не только пережили блокаду, но и проживают долгую жизнь после неё.

Блокада — в генах

Петербургские учёные, изучая блокадников, обнаружили, что выжить им помог «блокадный ген». Во всех образцах крови, взятых у 200 бывших блокадников, были обнаружены генетические варианты, которые переводят организм в «энергосберегающий» режим работы (замедляют обмен веществ, способствуют максимальному усвоению пищи при низком расходе энергии).

«По сути, блокада была чудовищным экспериментом искусственного отбора, — рассказывает Олег Глотов, автор исследования, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института акушерства и гинекологии им. Отта. — В ней выжили лишь те люди, в организме которых имелись подобные генетические варианты». Это подтвердило исследование, проведённое в контрольной группе людей, близких по возрасту, но не перенёсших подобных испытаний: выяснилось, что структура нескольких генов у блокадников иная, нежели чем у других жителей России.

При этом время пребывания в блокадном кольце не имело принципиального значения. Люди со «слабым» генотипом (с быстрым метаболизмом) в большинстве не пережили и первой блокадной зимы ­1941-1942 гг.

Откуда у блокадников взялись эти генетические варианты? «Генетические варианты, отвечающие за скорость расхода энергии, отбирались у людей из поколения в поколение, — поясняет Олег Глотов. — Они возникли задолго до войны у наших предков, которые должны были выживать в голодные годы. Эти варианты генов они передали своим потомкам».

Подобный генотип встречается часто. Но у большинства людей эти гены находятся в пассивной фазе, а у блокадников оказались активированными. В такой форме они и передали их своим потомкам.

Однако эти гены в мирное время работают против своих обладателей. «В спокойные годы, когда повышенных энергозатрат нет, избыточное накопление энергии, которое обеспечивают эти гены, провоцирует опасные заболевания (ожирение, диабет второго типа, метаболический синдром и т. д.)», — поясняет Олег Глотов.

А вот спортсменам такие гены полезны и в мирные времена. Оказалось, что гены, которые замедляют метаболизм, также повышают выносливость и работоспособность (и тем самым улучшают спортивные показатели). Поэтому их носители способны добиться серьёзных достижений в самых энергозатратных видах спорта (марафонах, лыжных гонках, пятиборье и т. д.). «Для людей, которые хотят посвятить себя большому спорту, необходимо генетическое тестирование, — считает Олег Глотов, один из авторов публикаций “Повышение работоспособности при напряжённых физических нагрузках”. — Оно позволит им выбрать тот вид спорта, в котором они могут достичь наибольших результатов. Знание генотипа необходимо и тренеру, чтобы правильно построить тренировочный процесс».

Как жить?

У обычных обладателей «блокадных генов» также есть серьёзное жизненное преимущество. Если они будут вести правильный образ жизни (не переедать, много двигаться и т. д.), у них есть хорошие шансы стать долгожителями.

«Замедленный метаболизм, который позволяет экономно расходовать жизненные силы, — главный ключ к долголетию, — поясняет Олег Глотов. — Нельзя сказать, что все люди с “блокадными генами” живут долго, но среди долгожителей людей с таким генотипом подавляющее большинство. Открытие генов, замедляющих метаболизм, позволяет прицельно искать продукты, биодобавки и лекарственные препараты, которые влияют на их работу и тем самым продлевают человеку жизнь. Наша ближайшая цель — найти маркеры, которые могут воздействовать на ключевые гены. Надеемся, что открытие поможет и при разработке способов борьбы с заболеваниями, связанными с обменом веществ (ожирением, диабетом и другими метаболическими расстройствами)».