aif.ru counter
Андрей Сидорчик 6 4439

Кадры роняют всё. Российскую космонавтику погубят бракоделы?

Все материалы сюжета Крушение ракеты-носителя «Протон-М» с мексиканским спутником связи

Причиной потери дорогостоящей космической техники всё чаще становится брак на производстве.

В цехе сборки ракет-носителей «Протон» в космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева.
В цехе сборки ракет-носителей «Протон» в космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева. © / Рамиль Ситдиков / РИА Новости

«Прогресса» нет, «Протон» не виден

Российская космическая отрасль, казалось, взявшая курс на выход из кризиса, в последние недели пережила серию неудач, нанесших серьёзный удар по её репутации.

28 апреля 2015 года с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с транспортным грузовым кораблём (ТГК) «Прогресс М-27М». Транспортный корабль должен был доставить на орбиту оборудование, воду, продовольствие для экипажа МКС.

За полторы секунды до планового отделения корабля от третьей ступени ракеты-носителя было зафиксировано пропадание телеметрии.

Специалисты, пытавшиеся восстановить связь с кораблём, сумели получить изображение с одной из видеокамер «Прогресса». Оно показало, что корабль вращается с угловой скоростью примерно в четверть оборота в секунду.

Анализ имеющихся данных привёл специалистов к неутешительному выводу, что стыковка с МКС невозможна, а сам транспортный корабль сгорит в плотных слоях атмосферы.

8 мая представитель «Роскосмоса» заявил, что «Прогресс» прекратил своё существование в плотных слоях атмосферы над центральной частью Тихого океана.

16 мая предшественник аварийного «Прогресса», «Прогресс М-26М», пристыкованный к МКС, должен был поднять орбиту станции. Однако провести коррекцию орбиты не удалось из-за того, что двигатели космического грузовика не запустились в положенное время. В Центре управления полётами подчеркнули, что данная ситуация не представляет угрозы для экипажа МКС и для судьбы самой орбитальной станции, а также сообщили, что будет предпринята ещё одна попытка осуществить подъём орбиты станции при помощи «Прогресса».

В тот же день, 16 мая, с космодрома «Байконур» стартовала ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М». Они должны были вывести на орбиту спутник MexSat-1, изготовленный компанией Boeing по заказу правительства Мексики.

За минуту до отделения разгонного блока со спутником на высоте 161 км произошла нештатная ситуация. В результате головная часть и третья ступень разделиться не успели. Они сгорели в плотных слоях атмосферы над Забайкальским краем.

«Нарушение технологии»

Частично реабилитироваться удалось — в ночь на 18 мая со второй попытки российскому Центру управления полётами удалось запустить двигатели корабля «Прогресс М-26М» и выполнить запланированный манёвр по подъёму орбиты Международной космической станции.

Данная коррекция орбиты была необходима, чтобы создать оптимальные условия для возвращения троих членов экипажа МКС на Землю в июне и запланированного на начало июля запуска к станции очередного грузового корабля.

Сами российские специалисты склонны считать первую неудачу с коррекцией орбиты небольшим сбоем, с причинами которого удалось оперативно разобраться.

Во всяком случае, удачно завершённая операция по коррекции орбиты МКС избавила от нового вороха проблем.

Увы, «Прогресс М-27М» и «Протон-М» с мексиканским спутником потеряны безвозвратно, и в причинах этих неудач предстоит серьёзно разбираться специалистам.

Предварительные причины аварии «Прогресса М-27 М» были названы Федеральным космическим агентством 12 мая. Согласно выводам экспертов, в результате двух последовательных разгерметизаций бака окислителя и бака горючего третьей ступени после отключения маршевых двигателей произошло нештатное разделение ракеты-носителя «Союз-2.1а». Корабль оказался вне расчётной орбиты с отклонением в 40 километров.

Между тем, до конца картина происшедшего не ясна. Рассматриваются несколько версий развития событий. «Нам до конца не понятно, что там конкретно произошло. Основываясь на имеющейся телеметрии, физике взрывных процессов, а также опыте специалистов, привлечённых к работе комиссии, выдвинуто несколько наиболее вероятных причин произошедшего. Две из них — повышенные нагрузки на третью ступень и нарушение технологий изготовления баков. Точно установлено, что двигатели третьей ступени в нештатной ситуации с „Союзом-2.1а“ не замешаны», — заявил ТАСС один из членов госкомиссии, расследующей аварию.

«Вверх ногами с применением силового воздействия»

Таким образом, причиной потери дорогостоящей космической техники мог стать брак на производстве.

Подобная версия, как ни прискорбно, в отечественной космической отрасли давно уже не выглядит невероятной. 

2 июля 2013 года ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03 и тремя российскими навигационными космическими аппаратами «Глонасс-М», стартовавшая с Байконура, упала на первой минуте старта. Впоследствии выяснилось, что причиной катастрофы стала неправильная установка датчиков угловых скоростей. В официальном отчёте Роскосмоса говорится, что датчики были установлены «вверх ногами с применением силового воздействия».

16 мая 2014 года, то есть ровно за год до нынешней катастрофы «Протона-М» с мексиканским спутником, потерпел неудачу запуск «Протона-М» с российским спутником «Экспресс-АМ4Р».

Межведомственная комиссия по расследованию аварии пришла к выводу, что причиной ЧП стало разрушение подшипника в турбонасосном агрегате рулевого двигателя третьей ступени ракеты.

Представители космической отрасли неофициально стали поговаривать даже об умышленном вредительстве, вызванном закулисной борьбой среди производителей космической техники.

Это могло бы показаться абсолютной нелепостью, если бы череда аварий затрагивала не только новейшую технику, но и ракеты, успешно эксплуатирующиеся уже многие годы.

Если не затрагивать скользкую тему «вредительства», с которой должны разбираться представители спецслужб, то череда аварий российских ракет была ожидаемой.

Вице-премьер обещает реформу

О кадровом голоде на ракетно-космическом производстве говорили давно. Высококвалифицированные рабочие советской поры, занятые на сборке ракет и космических аппаратов, давно перешагнули рубеж пенсионного возраста, а пришедшая на смену молодёжь не имеет достаточных навыков и опыта. В итоге это оборачивается всё новыми неудачными запусками, финансовыми потерями, срывом выполнения космических программ...

Комментируя последние неудачи, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил о необходимости скорейшего реформирования космической отрасли. Он отметил, что аварии являются следствием системного кризиса в отрасли. 

«Ведь вынули же мы оборонку из кризиса и уже начали гордиться ею. И "Росатом" у нас отлично работает как по оборонной, так и по гражданской тематике. Уверен, что и коллеги из "Роскосмоса" выправят ситуацию в своей отрасли. Верю в них. Мы в Коллегии ВПК окажем им всю необходимую поддержку», — приводит слова Рогозина «Интерфакс».

Остаётся надеяться, что выполнение этих планов не растянется во времени. Иначе отечественная космонавтика нынешнее положение вещей может попросту не пережить.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Сергей Алексич
    |
    02:03
    19.05.2015
    3
    +
    -
    О том что российская техническая база плоха - говорят давно . В любой отрасли не копаясь глубоко , найдёшь отступление от регламента , причём предельно-высокое . Высочайший уровень достигла безответственность среднего и высшего менеджмента там , на что накладывается крайне низкая квалификация работника : от рядового - до руководителя . Ракеты падают ; поезда крушатся , самолёты падают ... Это три самые сегодня опасные отрасли наверно , где техническое равнодушие к делу стало нормой . Прибыль любой ценой , доходы сегодня - завтра придут другие . Ситуация сходна со строительством и ремонтом жилья : если вам что-то плохо сделают - вернуть практически можно с трудом и редкость - то нет закона , то он туманен ... итп . Одно можно сказать точно : в таких делах сам по себе рабочий очень редко валом делает брак , всё это происходит при участии или с ведома менеджмента . как правило им очень не хочется тратить свои деньги на запчасти , ремонт , на оборудование , на рабочие места . Проще руководству закрыть глаза на отступления от регламента - авось пронесёт . Кстати : Восточный с невыплатой - реальный пример , где можно не сомневаться что брак есть . Люди вовремя не получившие зарплату - не смогут работать в полную силу , но раз так было - наверняка и есть воровство материала ; установка некачественного оборудования - это всегда сопутствующий факт . Вот только всегда получается так , что одна крупная авария уносит всю экономию . Правда она редко сильно бьёт по высшему и среднему менеджменту - обычно назначают стрелочника .
  2. igls
    |
    02:37
    19.05.2015
    3
    +
    -
    Согласен, что все надо начинать с людей... они не должны думать на работе где им занять денег и чем кормить или на что обучать детей, только честное отношение к народу со стороны руководителей предприятий и страны могут дать нам возможность вернуть качество выпускаемой продукции. И страна должна быть объединена нормальной идеологией... которая ставила бы рабочего человека и возвышала его если он профессионал своего дела .. а не унижала и не вытирала об его ноги.. Нужно менять курс господа главные менеджеры, вы же не пойдете к станку или на сталеплавильное производство работать... духу не хватит... если иначе все будет только усугубляться.
Комментарии (6)
  1. Сергей Алексич
    |
    02:03
    19.05.2015
    3
    +
    -
    О том что российская техническая база плоха - говорят давно . В любой отрасли не копаясь глубоко , найдёшь отступление от регламента , причём предельно-высокое . Высочайший уровень достигла безответственность среднего и высшего менеджмента там , на что накладывается крайне низкая квалификация работника : от рядового - до руководителя . Ракеты падают ; поезда крушатся , самолёты падают ... Это три самые сегодня опасные отрасли наверно , где техническое равнодушие к делу стало нормой . Прибыль любой ценой , доходы сегодня - завтра придут другие . Ситуация сходна со строительством и ремонтом жилья : если вам что-то плохо сделают - вернуть практически можно с трудом и редкость - то нет закона , то он туманен ... итп . Одно можно сказать точно : в таких делах сам по себе рабочий очень редко валом делает брак , всё это происходит при участии или с ведома менеджмента . как правило им очень не хочется тратить свои деньги на запчасти , ремонт , на оборудование , на рабочие места . Проще руководству закрыть глаза на отступления от регламента - авось пронесёт . Кстати : Восточный с невыплатой - реальный пример , где можно не сомневаться что брак есть . Люди вовремя не получившие зарплату - не смогут работать в полную силу , но раз так было - наверняка и есть воровство материала ; установка некачественного оборудования - это всегда сопутствующий факт . Вот только всегда получается так , что одна крупная авария уносит всю экономию . Правда она редко сильно бьёт по высшему и среднему менеджменту - обычно назначают стрелочника .
  2. GROSSWIZIR
    |
    17:31
    19.05.2015
    1
    +
    -
    Сергей Алексич: к сожалению - всё начато не то что "не вчера" - но и даже не ДЕСЯТЬ ЛЕТ и не 20 лет назад - гораздо- гораздо раньше ----- намного раньше - ВНИМАТЕЛЬНО -- хотя бы "перелистайте" ---- ИСТОРИЮ КОСМОНАВТИКИ СССР !!!!- там всё это есть --хоть и --"не в явном виде" -но шила в мешке не утаишь - всё "ТАК И ПРЁТ" - и только когда БУДУТ ПРИЕДПРИНЯТЫ "ЖЕСТОЧАЙШИЕ" МЕРЫ типа "АБСОЛЮТНОЙ КОНФИСКАЦИИ" "С ВЫСШЕМ ПРИВЛЕЧЕНИЕМ" к ответственности "БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ" - типа "на 10 лет без права переписки"-- "НЕ ВЗИРАЯ НА ЧИНЫ и Т.Д," и привлечение "ПОТОМКОВ-НАСЛЕДНИКОВ" "по полной программе" --- без всего этого - ситуация только будет ухудшаться, пока -- "не снизойдет" в "АБСОЛЮТНЫЙ НУЛЬ".
  3. igls
    |
    02:37
    19.05.2015
    3
    +
    -
    Согласен, что все надо начинать с людей... они не должны думать на работе где им занять денег и чем кормить или на что обучать детей, только честное отношение к народу со стороны руководителей предприятий и страны могут дать нам возможность вернуть качество выпускаемой продукции. И страна должна быть объединена нормальной идеологией... которая ставила бы рабочего человека и возвышала его если он профессионал своего дела .. а не унижала и не вытирала об его ноги.. Нужно менять курс господа главные менеджеры, вы же не пойдете к станку или на сталеплавильное производство работать... духу не хватит... если иначе все будет только усугубляться.
  4. Тот
    |
    08:35
    19.05.2015
    1
    +
    -
    Бракоделание умышленное,группой лиц по предварительному сговору.Сговор скорее всего внешний.Цель,тихое разрушение Российской космической отрасли.
  5. lsts
    |
    18:12
    19.05.2015
    0
    +
    -
    И в советские времена космическую и военную технику зачастую собирали на коленках, уповая больше на квалификацию и жёсткий контроль на каждом этапе. Минимум автоматики. Это уже давно пройденный этап для западной технологии, где даже самые ответственные производства поставлены на поток и почти не зависят от добросовенности и квалификации исполнителей. В России же - всё попрежнему, только неподкупные военпреды над душой больше не стоят.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Могут ли уволить, если работаешь в офисе заболевшим?
  2. Как проверить, нет ли у мошенников доступа к вашим аккаунтам в интернете?
  3. Что за «налог на Facebook и Google» хотят ввести в Европе и Азии?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ