aif.ru counter
Виталий Колбасин 26973

Код княгини. Сколько родственников русских царей проживает в России?

Учёные нашли среди жителей России и Европы тех, кто может претендовать на близкое родство с царём Иваном Грозным. Корреспондент АиФ.ru Виталий Колбасин не только первым узнал о результатах исследования, но и присутствовал при открытии.

Фото Виталия Колбасина / АиФ

Родня Ивана Грозного

В лаборатории «Идентификация объектов биологического происхождения» Южного федерального университета тесновато для гостей.

«Места для работы хватает, всё оборудование компактное, как в стоматологическом кабинете», — начинает разговор мой собеседник, доктор биологических наук, заведующий научной лабораторией Игорь Корниенко.

Военный судмедэксперт Игорь Корниенко
Военный судмедэксперт Игорь Корниенко. Фото: АиФ / Виталий Колбасин

Игорь Корниенко по специальности врач-судмедэксперт: 16 лет работает в 111-м Главном государственном центре судебно-медицинских и криминалистических экспертиз. В 2005 году он принимал участие в идентификации останков второго президента Чечни Аслана Масхадова. Тогда впервые в России был применён метод исследования «игрек-хромосомы» (идентификация родства по мужской линии).

В вузовской лаборатории Корниенко работает по выходным и в свободное время. Уже четвёртый год с группой учёных по заданию музея-заповедника «Московский кремль» исследует ДНК московских княгинь Софии Палеолог (1455–1503) и Елены Глинской (1508–1538). Княгини покоятся в Вознесенском монастыре (Москва). Оттуда для изучения привезён материал.

Военный судмедэксперт получил научное задание и материал от музея-заповедника Московский кремль
Военный судмедэксперт получил научное задание и «материал» от музея-заповедника «Московский кремль». Фото: АиФ / Виталий Колбасин

Основные итоги работы будут озвучены в докладе Игоря Корниенко в 2015 году, но уже сейчас он делится первыми успехами:

«Нам удалось установить профиль митохондриальной ДНК, или, как его ещё называют, митотип (генетический материал, который передаётся только по женской линии) Елены Глинской — матери царя Ивана IV Грозного».

Эксперт уточняет, что частота встречаемости митотипа Глинской и, соответственно, Ивана Грозного составляет 0,38 процента. Это может означать, что теоретически каждый 261-й европеец может быть родственником по материнской линии Елены Глинской и царя Ивана Грозного.

ДНК Елены Глинской дало много пищи для размышлений историкам
ДНК Елены Глинской дало много пищи для размышлений историкам. Фото: АиФ / Виталий Колбасин

«Можем по этому коду найти родственников княгини и царя?» — спрашиваю, не предполагая, что уже через десять минут состоится невероятное научное открытие.

По словам Игоря Корниенко, за пять столетий у пары «мужчина – женщина» может получиться миллион потомков, поэтому не исключено, что каждый из нас имеет родственные связи с княгиней, вопрос в том, насколько эти связи близки.

«Давайте посмотрим, в какой стране чаще всего встречается генотип русской правительницы Глинской, самому интересно. Такой задачи ещё не ставил перед собой», — предлагает учёный. Мы переходим в соседний кабинет.

Великая княжна Глинская знаменита в истории Руси как царица, которая первой провела в стране денежную реформу и ввела в оборот копейку. Но, к сожалению, рано, на тридцатом году жизни, умерла. Как предполагают историки, была отравлена.

Пять человек в России могут быть родственниками Ивана Грозного
Пять человек в России могут быть родственниками Ивана Грозного. Фото: АиФ / Виталий Колбасин

После нескольких минут поиска в компьютере по базе данных митохондриальных ДНК, Игорь Корниенко с удивлением восклицает:

«Вот это да! В нашей расширенной базе митотипов из 967 человек, проживающих на территории России, нашлось пять человек с ДНК, как у Глинской. В Боснии из 144 человек один имеет идентичный митотип, в Словении из 103 человек нашлись двое».

Выходит, не перевелись потомки Ивана Грозного в России! Эти необычные факты Игорь Корниенко обязательно включит в свой доклад. Такая информация — богатая пища для размышлений историков.

Как получают ДНК

Чтобы получить генетический профиль, необходимо по десять раз выделять ДНК. По времени это занимает почти полгода.

Инструменты в научной лаборатории похожи на стоматологические
Инструменты в научной лаборатории похожи на стоматологические. Фото: АиФ / Виталий Колбасин

Сначала кость моют и обрабатывают. Затем материал очищают специальным оборудованием, похожим на стоматологическое, после — просушка и стерилизация. Лишь затем кость помещается в специальную камеру-мельницу, где происходит выработка из костного материала тонкой пыли. Величина ценнейшей для науки частицы пыли не превышает 10 микрон. Вот эти частицы и попадают в специальный раствор, помогающий найти код ДНК.

Выделить ДНК помогает современное и точное электронное оборудование
Выделить ДНК помогает современное и точное электронное оборудование. Фото: АиФ / Виталий Колбасин

Из тех останков, что передали учёным из «Московского кремля», к примеру, не удалось извлечь ДНК из останков XVI века, принадлежавших маленькой девочке. Ещё пара неопознанных останков, как оказалось, принадлежала матери и дочери, родственная связь которых была доказана в процессе генетических исследований.

Зато хорошими получились результаты исследования ДНК Глинской. Возраст останков — 476 лет, но биоматериал — правые бедренная и плечевая кости — оказались в удовлетворительном состоянии. Полученный материал исследований ДНК княгини сейчас находится в специальном боксе при глубокой заморозке -70 градусов.

На мониторе компьютера линия параболы ДНК Глинской чёткая, а вот парабола Софии Палеолог (бабушки царя Ивана IV Грозного) состоит из множества цветных зигзагообразных линий. Артефакты Софии Палеолог в неважном состоянии, несмотря на то, что тело лежало в каменном гробу.

ДНК Софии Палеолог продолжают исследовать
ДНК Софии Палеолог продолжают исследовать. Фото: АиФ / Виталий Колбасин

Генетический профиль Софии уже получен, но продолжается поиск дополнительных признаков. Бабушка Ивана Грозного интересна истории тем, что была племянницей последнего византийского императора. Со свадьбой царевны и великого князя Московского Ивана III возлагались надежды на то, что Русь отвоюет Константинополь у Османской Империи и сделает его православным.

А был ли сын?

Мечта Игоря Корниенко — сделать ДНК-анализ Ивана Грозного, но пока не удаётся получить разрешения на эксгумацию его останков. Работа по изучению останков Ивана Грозного сорвалась в 2012 году.

«Уверен, ДНК Ивана Грозного раскрыло бы многие тайны истории, — говорит учёный. — Всем известна картина "Иван Грозный убивает своего сына", но с реальностью она ничего общего не имеет: был ли это его сын? Генетика помогла бы раз и навсегда снять этот вопрос».

Учёный задаёт себе вопрос: родного ли сына убил Иван Грозный? Фото: АиФ / Виталий Колбасин

Француз французу рознь

ДНК-код учёные идентифицируют из останков человека. Очень хороший материал — это зубы. Игорь Корниенко вспоминает, как коллеги из Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» привезли на исследование девять зубов солдат французской армии Наполеона, погибших в России в 1812 году. Из восьми получили ДНК в очень хорошем состоянии и сравнили с нынешними французами. Вывод оказался неутешительным: массовое истребление мужского населения во времена Наполеона привело к наметившемуся вырождению французского народа.

«Сегодняшние французы и французы 200-летней давности — это совершенно разные люди, две разные нации, — делает вывод ростовчанин. — Мировые войны подрывают генофонд человечества, отдельных наций. Это проявляется спустя сотни лет».

В зоне риска находится и Россия, пережившая две мировые войны, братоубийственную гражданскую в 1920-х годах, а также Афганскую и Чеченскую войны

Из этого костного материала не удалось определить ДНК
Из этого костного материала не удалось определить ДНК. Фото: АиФ / Виталий Колбасин

Чем болели Рюриковичи?

Генетика позволяет изучать близкие родственные связи: родители — дети — внуки, а также и дальние связи, но установить их можно только по женской линии.

Задача эксперимента, который проводит Игорь Корниенко, — сделать генетическую паспортизацию останков некрополя Вознесенского монастыря, то есть восстановить генетический профиль передовых людей, живших 500 лет назад, узнать, какие признаки передаются по материнской линии.

В процессе научного эксперимента перед ростовскими учёными поставили несколько задач: выяснить, есть ли вообще ДНК в сохранившихся костях, пригодны ли эти материалы для исследования.

Для современной медицины исследования полезны тем, что можно сравнить генетические профили (паспорта), родственные связи, посмотреть, как передаётся генетическая информация от поколения к поколению.

«В процессе работы возникла ещё одна задача, которая, думаю, будет решена в будущем — установить, имелись ли генетические патологии, генетическая предрасположенность к тем или иным болезням у княгинь», — поясняет Игорь Корниенко.

По его словам, эти сведения помогут пролить свет на принятие княгинями тех или иных решений. Иными словами, почему политик поступил так, а не иначе.

«Если человек был уже болен, то можно объяснить его неоднозначные решения», — считает ростовский генетик.

Тайна династии Романовых

Династию Рюриковичей уже начали изучать, а есть ли шанс подойти так близко к династии Романовых?

Следующим боярским родом для исследования, возможно, станет династия Романовых
Следующим боярским родом для исследования, возможно, станет династия Романовых. Фото: АиФ / Виталий Колбасин

«Боярскому роду Романовых, всероссийских императоров, всего 400 лет. Вокруг идентификации последнего царя Николая II было много шумихи. До сих пор неизвестно, чьи останки захоронены в Петропавловской крепости. Сомнения есть. До сих пор разбираются, где чьи останки, и современная молекулярная генетика, возможно, поможет поставить точку в этом вопросе. Пока Православная церковь не даёт разрешение на эксгумацию тел».

Кстати

Ещё одно известное исследование, проведённое ростовскими учёными, — экспертиза останков первого президента Грузии Звиада Гамсахурдия. Десять лет назад шли горячие споры о месте, где он был погребён, но ростовские военные эксперты расставили все точки над «i» и подтвердили, какой прах действительно принадлежит президенту.

«В семь утра поступила команда, и к ужину мы уже выдали результаты, экспертиза прошла идеально», — вспоминает судмедэксперт Игорь Корниенко.

Ростовчанин отметил, что пользовался рекомендациями лаборатории ДНК идентификации Вооружённых сил США. С американскими коллегами он сотрудничает уже 16 лет, в частности, проходил обучение на морской военной базе США в Гонолулу и Вашингтоне.

В этом году Корниенко с коллегами помог идентифицировать останки двух советских воинов, погибших в Великую Отечественную войну. В работе сейчас и идентификация останков военнослужащих, погибших в ходе Афганской войны.

Ростовский учёный помогает определить имена безымянных солдат Великой Отечественной войны и Афганской войны. Фото: АиФ / Виталий Колбасин

Справка

София Палеолог (1455–1503) — великая княгиня московская, вторая жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного.

Елена Глинская (1508–1538) — вторая жена московского великого князя Василия Ивановича, мать Ивана Грозного, правительница государства во время его малолетства. Она знаменита тем, что провела денежную реформу в России и ввела в обиход копейку.