14:59 22/12/2014 Кирилл Яблочкин 0 6752

Конструктор ракеты «Ангара»: мы способны на новый прорыв в космонавтике

В преддверии намеченного на завтра первого запуска тяжёлой версии ракеты «Ангара» её генеральный конструктор Александр Медведев рассказал АиФ.ru о том, зачем нужен этот проект и как повлияет кризис на российскую космонавтику.

Ракета «Ангара».

Мы встретились с Александром Медведевым на утро после юбилейного, 400-го запуска ракеты «Протон-М» со спутником «Ямал-401». Конструктор не спал всю ночь и, разговаривая с нами, ждал звонка об отделении спутника, которое должно было произойти с минуты на минуту. Ещё более волнующим для всех причастных к космонавтике будет и намеченный на 23 декабря пуск ракеты «Ангара» тяжёлого класса — первого полностью российского носителя со времён распада СССР.

Кирилл Яблочкин, «АиФ.ru»: Чем ракета «Ангара» лучше предыдущих разработок?

Александр Медведев: Во-первых, это экологически чистые компоненты топлива. Поскольку в Казахстане было много протестов против запусков «Протона», а уходить с Байконура мы не собираемся, этот фактор имеет огромное значение. Во-вторых, эта ракета позволит России обеспечить независимый доступ в космос, в том числе и в плане вывода на орбиту военных спутников. В-третьих, «Ангара» более экономична, и использовать её можно более гибко. Например, «Протон» — это тяжёлая ракета, и всё. «Ангара» же имеет три конфигурации: лёгкую, среднюю и тяжёлую, а значит, и использовать её можно для разных целей, т. е. чаще.

— Вы сказали, что «Ангара» позволит производить запуски с территории России, например с Плесецка. Но известно, что этот космодром менее удобен для пусков.

 - Действительно, для запуска спутников на геостационарную орбиту хорошо подходит Байконур, но для запуска на синхронно-солнечные орбиты лучше как раз Плесецк. В первую очередь оттуда будут выводить спутники-разведчики, аппараты дистанционного зондирования Земли и другие спутники. Нужно отметить, что и у американцев есть два космодрома: Canaveral и Vandenberg, — и второй нужен как раз для того, чтобы оттуда запускать военные спутники, в том числе и тяжёлые.

Отсеки РН «Ангара» в цехе окончательной сборки. Фото: ГКНПЦ имени М. В. Хруничева
 

— Будет ли «Ангара» принимать участие в лунной программе?

— На прошлой неделе мы выиграли конкурс на создание комплекса на космодроме Восточный, в основе которого будет как раз «Ангара». Одна из основных его задач — вывод в космос транспортных кораблей для освоения Луны. В данный момент речь идёт об автоматических аппаратах, но мы не видим никаких принципиальных сложностей в том, чтобы доработать ракету так, чтобы она могла бы запускать и космонавтов.

— Насколько перспективны коммерческие пуски, и выйдет ли когда-нибудь программа на самоокупаемость?

— Тот сегмент рынка, который в данный момент охвачен «Протоном», а это достаточно большой рынок, мы плавно переведём на «Ангару». Кроме того, к этому прибавляются запуски на ракетах лёгкого и среднего класса, которые выполнять на «Протоне» экономически не эффективно. Так что мы нацелены на то, чтобы в скором времени «Ангара» начала приносить деньги. Но надо понимать, что сейчас ракета проходит этап лётно-конструкторских испытаний, и нужно дождаться их завершения.

Ракета Ангара, подробности →

— Как повлияет на реализацию программы кризис в международных отношениях?

— Семейство «Ангара» — проект, который использует полностью отечественную элементную базу, а значит, от иностранных комплектующих мы не зависим никак. Что касается станков, то здесь действительно есть зависимость от зарубежных поставщиков, но хочу отметить, что это общая черта всей российской промышленности, и решать эту проблему нужно комплексно и на государственном уровне. Я думаю, что Запад скоро поймёт, что с Россией так себя вести нельзя. Тем более что это совершенно незаслуженно. Совершенно не выгодно ругаться с Россией, ведь это бьёт в том числе и по европейскому бизнесу, а значит, и по экономике.

— Не так давно в России начались глобальные изменения в космической отрасли. Как реорганизация Роскосмоса и создание Объединённой ракетно-космической корпорации помогает развитию программы «Ангара»?

— Роскосмос занимается политической и исследовательской деятельностью в области космонавтики, выдаёт заказы, а ОРКК — выполняет их. Но нужно понимать, что такое космическая отрасль. Это сотни тысяч человек, сотни предприятий по всей стране. Не стоит ждать каких-то изменений сразу, для этого должно пройти время.

— С какими странами сейчас сотрудничает Россия в космической сфере?

— Мы сотрудничали с Кореей, но после трёх совместных запусков прекратили общие работы. Для Индии мы сделали шесть кислородно-водородных разгонных блоков, с ними было произведено 6 удачных запусков. Седьмой разгонный блок в данный момент находится на их космодроме. Недавно индийцы пригласили нас к работе, чтобы сделать по нему доработки, но, к сожалению, пока что не более того. Будем стараться и в дальнейшем расширять международные связи.

— Почему, по вашему мнению, с нашим блоком проблем у индийцев не возникло, а с их собственным они начались?

— У некоторых стран есть иллюзия, что если увидеть, как другие летают в космос, посотрудничать с ними в каком-то проекте, то сразу можно открыть себе дорогу к звёздам. На самом деле это не так. Ракета, она только с виду кажется таким монументом, которому всё нипочём. На самом деле это тончайшее и технически сложное сооружение. Здесь нужны научные и инженерные знания, глубокое понимание технологии изготовления, знание материалов, их свойств и многое-многое другое. Если не было запусков, не было ошибок, не было пути длиной в десятилетия, откуда этому чутью взяться? Это же как в спорте: например, когда смотришь, как тяжелоатлеты тягают штанги, кажется, что они не из железа сделаны, а из дерева, а как подойдёшь сам, попробуешь поднять, то сразу понимаешь, что всё совсем не так просто.

— По разным данным, на проект «Ангары» затрачено порядка 100 млрд рублей. Какие ещё понадобятся расходы и когда начнётся серийное производство?

— Дополнительных расходов на «Ангару» не потребуется. По поводу сроков: до конца этого десятилетия мы планируем закончить опытно-конструкторские работы, а с 2020 года — начать серийное производство.

 Отсеки РН Ангара в цехе окончательной сборки
 Отсеки РН «Ангара» в цехе окончательной сборки. Фото: ГКНПЦ имени М. В. Хруничева

— Какие вы видите направления дальнейшей модернизации ракеты?

— Одна из главных задач на перспективу — сделать ракету многоразовой. Сейчас все ступени сгорают в атмосфере, использовать их второй раз нельзя. Совместно с ЦАГИ и НПО «Молния» мы уже много лет ведём работы над проектом многоразовой ракеты. Это позволит значительно удешевить пуски, сделать «Ангару» самой экономичной в мире: ни у одной страны такой ракеты на данный момент нет. Учитывая наши разработки, мы сможем сделать качественный скачок. Однако реализация этого проекта требует денег, и всё зависит от того, будут ли они у страны. В остальном — мы готовы к любому повороту событий. Если будет нужно сделать более тяжёлую ракету, мы сделаем её. Если нужно будет понижать удельную стоимость выведения на орбиту — мы также к этому готовы. Всё зависит от того, какие задачи нам поставит правительство.

— В XX веке почти каждые десять лет происходило эпохальное событие в космической отрасли: первый спутник Земли, первый человек в космосе, высадка астронавтов на Луну и так далее. Казалось, что вот-вот, и мы отправимся в соседние галактики. Почему, по вашему мнению, этого не произошло?

— На этот счёт моё мнение несколько отличается от общепринятого. Я не считаю, что нужно тратить огромное количество сил, времени и денег на то, чтобы обязательно отправиться на Марс сажать там яблони. Во-первых, рядом с нами нет планет, пригодных для жизни, а во-вторых, мы ещё здесь, на Земле, не разобрались со своими проблемами, не использовали весь потенциал космонавтики, которая могла бы принести пользу людям.

Огневое испытание двигателя первой ступени РР Ангара. Фото: ГКНПЦ имени М. В. Хруничева

С другой стороны, я не приемлю и позицию, что в космос летать вообще не нужно. Расскажу историю. Лет шесть назад сын вернулся из школы и сказал, что поспорил с учительницей. Она говорила детям, что летать в космос вообще не нужно. «Пусть лучше бы колбасу делали», — заявила она. Меня тогда поразило, насколько у нас плохое просвещение в этой сфере. Если рассказать людям, что мы уже можем делать и что уже делаем при помощи космонавтики, то у многих бы волосы дыбом встали, ни у кого бы язык не повернулся сказать, что это не нужно. Тогда я решил написать книгу о космосе, но только не научным языком, а общедоступным. Главным цензором была жена, которая подчёркивала те места, которые были ей непонятны, и я переписывал их более доходчиво. Но этого, конечно, мало. Сегодня в книжных магазинах в основном переводные издания, причём в них очень «аккуратно» замалчивается участие нашей страны в освоении космоса: как будто мы вообще ничего для этого не сделали.

— Сможет ли Россия снова стать первой в космосе?

— Когда был провал на рынке космических запусков в 2001–2002 году и положение было жуткое, я в одном из интервью сказал, что мы завоюем 40–50 % рынка. В материале журналист над моими словами насмехался, но через несколько лет мы это выполнили. Поэтому, несмотря на сложное положение в отрасли, я верю, что мы сможем поднять российскую космонавтику.

РН Ангара на стартовом комплексе
РН «Ангара» на стартовом комплексе. Фото: ГКНПЦ имени М. В. Хруничева
Рамблер.Новости
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что известно о ДТП с туристами в Ростовской области?
  2. Что известно о бывшем капитане сборной РФ по футболу Романе Широкове?
  3. Когда нужно покупать арбузы?

Вы жарите шашлыки летом?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ