27 117216

Михаил Ковальчук: «Курчатовский институт готовит новый вызов цивилизации»

Одно из самых известных научно-исследовательских учреждений России — Курчатовский институт — отмечает 75-летний юбилей.

Михаил Ковальчук.
Михаил Ковальчук. © / Виталий Белоусов / РИА Новости

На прошлой неделе президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук встретился с российскими и белорусскими журналистами. Он рассказал о новых научных проектах, развитии природоподобных технологий и утечке мозгов.

Подглядим за природой

Курчатовский институт всегда реализовывал прорывные научные идеи, которые меняли цивилизацию. Скажем, атомный проект обеспечил суверенитет нашей страны и, по сути, по сей день обеспечивает нашу конкурентоспособность в самых сложных областях науки.

Сейчас у нас есть похожий проект — создание природоподобного технологического уклада. Мысль очень простая. Мощность всех компьютеров мира сравнялась с мощностью мозга одного человека. Мы должны создавать технологии, системы и приборы, которые будут потреблять энергию подобно природным объектам. У нас есть подразделение, которое занимается биоэнергетикой — в частности, изучает метаболический процесс живого организма. Так создаются приборы — скажем, сенсоры, которые питаются с помощью метаболических процессов в клетках. Есть и другая сторона. У нас действует много гуманитарных направлений. Работают лингвисты, социологи, психологи. Недавно мы провели исследования мумий из Музея им. Пушкина. Такого практически никогда не делали.

Проект природоподобных технологий сегодня — это новый вызов, который по масштабам превосходит даже значение атомно-космического проекта. Вот представьте, вы создаёте семейство роботов: есть некая «матка», из которой выходят мини-роботы; они расходятся и собирают нужную информацию — измеряют температуру, кислотность почвы или что-то фотографируют, в зависимости от того, какая задача стоит. Потом они передают эту информацию в центр. Если надо с помощью этих роботов что-то разрушить, вы формируете у них психологию, социологию стада или табуна. Если надо, чтобы они были строителями, вы изучаете и закладываете им социологию муравейника.

После того как Китай и Индия пересели с велосипедов на автомобили, показалось «дно» склада, называемого планетой Земля. Случится ли это через 10 лет или через 50 — вопрос второй. Но это же очевидный факт. И потому все разговоры наших западных коллег про альтернативную энергию — это важно, этим надо заниматься. Но вы же должны понимать, что продажа электромобилей — чистый обман, не более чем коммерческий трюк. По сути, вам продают тот же автомобиль. Ведь чтобы все автомобили, которые ездят по Земле, завтра утром перевести на электричество, надо будет утроить генерирующие мощности. Но это невозможно. А если вы это всё-таки сделаете, то умрёте от кислотных дождей, поскольку будете топить эти мощности углём. То есть заявления об улучшении экологии путём перехода на электромобили — это липа! Обратите внимание и на такой факт: где под эти крики об альтернативной энергетике стоят американские войска? Именно там, где сосредоточены запасы углеводородов. Вот и весь ответ!

Ресурсный коллапс очевиден. И если развитие пойдёт в сегодняшней технологической парадигме, мы придём к безресурсной жизни, но путём кровавых войн, которые по факту уже начались, за доступ к ресурсам. Причём речь идёт и о ресурсах значительно более важных — например, питьевой воде. Тот же Китай снабжён питьевой водой, по-моему, меньше, чем на 10%. Иртыш уже приходит к нам теряя до 40% воды, которая забирается Китаем и Казахстаном. И если так пойдёт дальше, то в течение ближайших десятилетий придётся переселять из Средней Азии десятки миллионов людей.

А Россия — это уникальная система, в которой есть всё. Она полностью самодостаточна. У нас самый большой запас плодородных земель, питьевой воды, леса, природных ресурсов. Уже несколько лет мы собираем урожай, который не собирался ещё никогда за всю историю существования Российской империи и СССР. А это связано с генетикой, с биотехнологиями, массой других вещей. И вот уже Американский зерновой союз разорился. Мы выдавливаем их отовсюду, где раньше они продавали зерно, включая Египет. Происходит переход к принципиально новому природоподобному укладу, который, как наш президент сказал, выступая в ООН, вернёт техносферу, антагонистичную к природе, назад в естественный природный ресурсооборот. Этот уклад восстановит естественный обмен веществ, который оказался нарушен нашей цивилизацией. Это цивилизационный вызов планетарного масштаба.

Наш вклад в Европу

Сегодня наш научный центр — один из крупнейших в стране. В нём работают 14 тыс. человек. Проще сказать, чего мы не делаем, чем перечислить всё, чем занимаемся.

В состав центра, помимо самого Курчатовского института, входят ещё шесть институтов. Скажем, НИИ «Прометей» производит все нужные для атомной энергетики сплавы. Плюс там занимаются композитными материалами, разными новыми материалами. Благодаря этому НИИ Россия является единственной страной, имеющей титановые подводные лодки.

Год назад к нам был присоединён крупнейший генетический центр страны, ГосНИИгенетика. Он со времён СССР производил абсолютно всю номенклатуру — антибиотики, витамины, аминокислоты и т. д. И сегодня обладает одной из крупнейших в Европе коллекций микроорганизмов.

Сейчас у Курчатовского института есть необходимая инфраструктура, установки. Например, синхротрон — единственный на постсоветском пространстве подобный прибор, пущенный после распада СССР. В данный момент создаётся первый в мире синхротрон 4-го поколения. С его появлением Россия будет обладать лучшей в мире исследовательской инфраструктурой.

Кроме того, наш институт по поручению руководства страны представляет её в международных мегапроектах: это ИТЭР (экспериментальный термоядерный реактор во Франции), это ЦЕРН (Европейская организация по ядерным исследованиям), это два проекта в Германии.

Мы стали неотъемлемой частью европейского научного ландшафта. И он уже немыслим без участия России. Например, в ИТЭР реализуют идею установки «Токамак» для магнитного удержания плазмы — её придумали и впервые построили в Курчатовском институте. То же касается других проектов, в них тоже используются разработки советских и российских учёных. В каком-то смысле мы являемся интеллектуальными донорами для них.

Во-вторых, мы являемся поставщиками технологических решений. В тот же ИТЭР мы поставили сверхпроводящий кабель, который никто не мог сделать. В ЦЕРН — кристаллы вольфрамата свинца, с помощью которых был обнаружен бозон Хиггса. Таков интеллектуальный, человеческий и технологический вклад в европейскую науку со стороны России. Кроме того, мы являемся крупнейшими инвесторами, финансируем многие международные проекты.

Утечки мозгов уже нет

Сегодня большинство европейских стран, к сожалению, просто колонизованы. Американцы делают так, что в этих странах наука не развивается, она находится на уровне заводской лаборатории, обслуживает интересы транснациональных компаний. И как только у них появляется что-то важное, американцы сразу забирают это к себе — и людей, и технологию. А потом назад продают уже в 10 раз дороже. Происходит технологическое порабощение.

Конечно, нельзя выпадать из общего пространства, закрываться, как это делает Китай. Мы должны быть частью мира, но при этом интеллектуально быть сильней, чем многие другие, даже сильней американцев.

Ясно, что большое количество учёных уехало на Запад, когда им перестали платить. Некуда было деваться. Но это довольно быстро остановилось и стабилизировалось. Сегодня мы имеем динамическое равновесие.

Недавно я выступал на «круглом столе», и рядом со мной сидела девушка, молодой учёный. Как выяснилось, она из Беларуси. Отучившись, уехала в Германию, там 10 лет проработала. Потом перебралась в Америку и 2,5 года проработала в Гарварде. Сейчас она профессор одного из вузов Санкт-Петербурга. И вот она мне сказала: «Я по всему миру поездила и могу подтвердить, что лучшая страна для занятия наукой — это Россия».


Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Николай Славецкий[vkontakte]
    |
    23:00
    29.03.2018
    1
    +
    -
    Проводов: Ах, какой вы молодец,вроде все правилбно заметили...цх,чего-то не хватает.Самой малости, понимаете.Вот вы привели примеры- всякие и разные, но есть одно ,,но",которое, словно камушек в ботинке- вроде и идти можно и вид делать, а всеже не то, как- то не складывается.Я ни за какие блага мира не соглашусь уехать из России, не принимайте это за патетику, но у меня долг перед страной, которая воспитала меня,дала образование:здесь лежат мои родные и среди них - дед,который не вернулся с фронта.Да как бы я посмел! Кроме девчонки на передней парты, есть еще одно обстоятельство- в мою Родину плюют, а значит плюют и в меня,А жириновские,усмановы всякие там разные, они исчезнут, как исчезает нечисть после третьего петушиного крика.Эта болезнь общества,словно ,, ветрянка",она пройдет.Я в это не просто верю- я это знаю. Ах,если бы я мог сказать....но у меня нет права даже на намекНе убеждаю Вас, просто, это как в альпинистской связке - самые сильные должны идти впереди и сзади.
  2. Ал Екс[googleplus]
    |
    08:16
    30.03.2018
    1
    +
    -
    rusya: у нас держится, а пиндосы забыли все свои разработки
Комментарии (27)
  1. язнаю
    |
    02:56
    29.03.2018
    1
    +
    -
    Дать стабильную интересную работу.И этот учёный должен или даже обязан хорошо получать денежную плату.
  2. Олимпиец
    |
    03:30
    29.03.2018
    0
    +
    -
    Если бы продавали акции Курчатовского Института, я бы приобрёл....
  3. Проводов
    |
    16:36
    29.03.2018
    -1
    +
    -
    Если бы продавали акции Курчатовского Института, я бы приобрёл....

    Олимпиец: Олимпиец, перед тем ,как покупать акции , вам надо было прочесть только вот эту фразу цитата:.." Потом перебралась в Америку и 2,5 года проработала в Гарварде. Сейчас она профессор одного из вузов Санкт-Петербурга. И вот она мне сказала: «Я по всему миру поездила и могу подтвердить, что лучшая страна для занятия наукой — это Россия».".Зарплата в Гарвардском университете сравнима с зарплатой президента...РОССИИ.Человек нам втирает, что народ "бежит из Гарварда"(там оказывается проблемы с наукой!!) и в Петербург.Я ради интереса, набрал вакансии в Санкт-Петербургском государственном университете - например Преподаватель прикладного программирования зарплата 16 000–30 000 Р(полный день) Преподаватель правовых дисциплин, доцент кафедры экономики и управления(то есть человек кандидат наук!!!! зарплата ..30.000 рублей .Руководитель дипломного проектирования по специальности электрические станции, сети и системы 35000 рублей КОВАЛЬЧУК ЧТО ТУТ НАМ ВТИРАЕТ???????? В США негры под мостом больше имеют...акции он купит...Билет в цирк лучше купите

  4. rusya
    |
    10:26
    29.03.2018
    -1
    +
    -
    Статья на уровне обывателя. Все держится на разработках советских времен. Интересно, почему «лучшая страна для занятия наукой — это Россия» (без обоснования).
  5. Ал Екс[googleplus]
    |
    08:16
    30.03.2018
    1
    +
    -
    rusya: у нас держится, а пиндосы забыли все свои разработки
  6. Дуб
    |
    11:31
    29.03.2018
    -2
    +
    -
    "Утечки мозгов уже нет.". Для учёного, даже кандидата каких-нибудь наук, эта фраза не несёт никакой информации, т.е. не является высказыванием. Ведь "утечка мозгов" могла прекратиться из-за их отсутствия у нас? А может уже Запад перенасыщен нашими "мозгами"? Ну, наконец, если Россия - "страшное морское чудище", то побаиваются брать? Вывод: Когда учёный лезет в сферы своей некомпетентности, он выглядит примитивнее обывателя. Ведь на авторитета смотрят внимательнее.
  7. Проводов
    |
    16:45
    29.03.2018
    -1
    +
    -
    Дуб: Нет утечки мозгов..ПРАВДА?? Из последнего братья Дуровы.Дурова "съел" Усманов(грёбанный инвестор) .ОТНЯЛ У НЕГО ВСЁ.Дурова пытались посадить..Парень сбежал с братом и командой ГЕНИЕВ.И...теперь господа Кадыров и Песков (не последние люди в Отечестве) пользуются Теллеграммом созданным уже на территории США.Дуров стал МИЛЛИАРДЕРОМ.Он не "инвестор" Усманов "прихватизировавший НЕДРА РОССИИ..Он гений...А НАМ ОСТАЛСЯ УСМАНОВ.Да как остался, он в Швейцарии по моему сидит, а сейчас бедняга дёргается,что Великобритания лишит его "честно заработанного" Арсенала.И происходит это всё потому что везде ЛОЖЬ(Ковальчук) "инвесторы" Усманов и дети Иванова, Фрадкова, Матвиенко, Жириновского , Желзняка.Дуров создал в ВКонтакте, а забрал Усманов.И ГОСУДАРСТВО ЗАЩИЩАЕТ УСМАНОВА...А в США государство ЗАЩИШАЕТ ЗАКОН ВИДИМО(я там не был) ..Но Дуров там ...А У НАС ОДНИ ДУРНИ..И никто из Гарварда в ЛГУ не пойдёт на 30000 рублей(меньше 500 долларов), кроме "придуманной белорусской учёной"
    • Николай Славецкий[vkontakte]
      |
      21:12
      29.03.2018
      0
      +
      -
      Проводов:В чем-то вы правы, увы.Но и заблуждения ваши тоже,под стать этому ,, увы", на обывательском уровне.Не обижайтесь. Но я , с вашего позволения, вмешался в ваш высоколобый спор не потому, чтобы обозначить свое присутствие, вовсе нет.Деньги,конечно, решают многое, но к счастью не все и вы , если вы честны перед собой,должны согласиться со мной.. Есть нечто, недоступное пониманию там,на Западе,что ставит их в тупик всякий раз, когда они начинают просчитывать Россию и вы это знаете не хуже меня, а наверняка даже лучше.Им просто не понять нас ,живущих здесь, как мы можем что-то сделать за те жалкие гроши,за которые их, ленивый негр, не удосужится даже перевернуться на другой бок. И хорошо,что не понимают,если они враги.Они не могут понять почему ученый продолжает творить здесь, а не уезжает за рубеж в край благ и сытого благополучия. А он, просто не может уехать, потому что девченка,сидящая на передней парте когда-то отвергла его,или в универе обходили без видимых причин стороной...Не тщеславие,но самолюбие:не тщеславие, но гордость. Да мало ли причин подобного свойства. Озарение может коснуться каждого и гениев заранее не вычисляют,потому-как они - перст божий! А те кто уезжает, пусть их. Они слабы и эту слабость заберут с собой.Но оставшиеся здесь, можете не соглашаться, но это так - будут творить Историю. И управляемый термояд, и аннигиляция и единая теория поля - все это на кончике пера. А те кто уехал уже никогда не смогут встать вровень,потому что они, словно библейский Исав,продали за похлебку свое первородство,Спасибо за внимание.
      • Проводов
        |
        21:44
        29.03.2018
        -1
        +
        -
        Проводов:В чем-то вы правы, увы.Но и заблуждения ваши тоже,под стать этому ,, увы", на обывательском уровне.Не обижайтесь. Но я , с вашего позволения, вмешался в ваш высоколобый спор не потому, чтобы обозначить свое присутствие, вовсе нет.Деньги,конечно, решают многое, но к счастью не все и вы , если вы честны перед собой,должны согласиться со мной.. Есть нечто, недоступное пониманию там,на Западе,что ставит их в тупик всякий раз, когда они начинают просчитывать Россию и вы это знаете не хуже меня, а наверняка даже лучше.Им просто не понять нас ,живущих здесь, как мы можем что-то сделать за те жалкие гроши,за которые их, ленивый негр, не удосужится даже перевернуться на другой бок. И хорошо,что не понимают,если они враги.Они не могут понять почему ученый продолжает творить здесь, а не уезжает за рубеж в край благ и сытого благополучия. А он, просто не может уехать, потому что девченка,сидящая на передней парте когда-то отвергла его,или в универе обходили без видимых причин стороной...Не тщеславие,но самолюбие:не тщеславие, но гордость. Да мало ли причин подобного свойства. Озарение может коснуться каждого и гениев заранее не вычисляют,потому-как они - перст божий! А те кто уезжает, пусть их. Они слабы и эту слабость заберут с собой.Но оставшиеся здесь, можете не соглашаться, но это так - будут творить Историю. И управляемый термояд, и аннигиляция и единая теория поля - все это на кончике пера. А те кто уехал уже никогда не смогут встать вровень,потому что они, словно библейский Исав,продали за похлебку свое первородство,Спасибо за внимание.
        Николай Славецкий[vkontakte]: Николай ,я ж вам пример привёл.Братья Дуровы.Что их здесь ожидало..Уже было видно по Усмановским "проделкам".Дуров за два года стал МИЛЛИАРДЕРОМ...Только деньги свои он..НЕ УКРАЛ.Учёному абсолютно всё равно где находиться , главное чтоб он мог творить и получать зарплату.Из России когда-то уехал Рахманинов ,Бунин , Сикорский, Зворыкин.Мы ГОРДИМСЯ ЭТИМИ ЛЮДЬМИ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ РУССКИЕ.Грустно одно, что творили они за рубежом.Но если просмотреть историю гениев России, то это не при советской власти началось.Великий Мечников, Глинка, Гоголь, Тургенев -все эти люди умерли за границей.И они не чувствовали себя униженными , или невостребованными.Хотя ,что мешало Тургеневу или Глинке? В России к сожалению всегда было "душновато", а сейчас просто очень душно.Воздух спёртый "Усмановыми".И что интересно, ведь Усманов или Абрамович...тоже большую часть своего времени(90%) находятся за границей...И ЗАМЕТЬТЕ ..ОНИ НЕ МУЧАЮТСЯ НОСТАЛЬГИЕЙ.И поразительным образом, находясь там...ВОЗДУХ ТО СПЁРТЫЙ В РОССИИ(ОТ СЛОВА СПЁРЛИ).Поэтому и Хворостовский и Нетребко жили и живут не в России.Вы ж не считаете, что они "чего-то не достигли?"Просто есть люди,которые действительно не могут без России существовать.Но это не учёные .Это Жириновский ,например или Соловьёв.Потому ,что их "таланты" никому не нужны за границей.Никому не нужен депутат Бортко или Зюганов или Кобзон или Шахназаров..поэтому они "патриоты"-вынужденные .Бесполезные болтуны, вруны, и жулики...А это не востребованно за границей
        • Николай Славецкий[vkontakte]
          |
          23:00
          29.03.2018
          1
          +
          -
          Проводов: Ах, какой вы молодец,вроде все правилбно заметили...цх,чего-то не хватает.Самой малости, понимаете.Вот вы привели примеры- всякие и разные, но есть одно ,,но",которое, словно камушек в ботинке- вроде и идти можно и вид делать, а всеже не то, как- то не складывается.Я ни за какие блага мира не соглашусь уехать из России, не принимайте это за патетику, но у меня долг перед страной, которая воспитала меня,дала образование:здесь лежат мои родные и среди них - дед,который не вернулся с фронта.Да как бы я посмел! Кроме девчонки на передней парты, есть еще одно обстоятельство- в мою Родину плюют, а значит плюют и в меня,А жириновские,усмановы всякие там разные, они исчезнут, как исчезает нечисть после третьего петушиного крика.Эта болезнь общества,словно ,, ветрянка",она пройдет.Я в это не просто верю- я это знаю. Ах,если бы я мог сказать....но у меня нет права даже на намекНе убеждаю Вас, просто, это как в альпинистской связке - самые сильные должны идти впереди и сзади.
      • Светлана Светличная[mailru]
        |
        17:34
        30.03.2018
        0
        +
        -
        Николай Славецкий[vkontakte]: "Им просто не понять нас ,живущих здесь, как мы можем что-то сделать за те жалкие гроши. И хорошо,что не понимают,если они враги.Они не могут понять почему ученый продолжает творить здесь, а не уезжает за рубеж в край благ и сытого благополучия." Что-то не вяжется.Если человек делает прекрасные вещи,почему он получает жалкие гроши?А если эти вещи продаются на мировом рынке по соответствующим ценам,то куда эти деньги деваются?Вроде закон сохранения энергии пока не отменен?И откуда у подлых врагов ,в грош не ставящих своих людей ,в том числе ученых,вдруг взялись "блага и сытое благополучие"?Или вышеозначенные блага очень вредная вещь,которую мы ни в коем случае у себя не должны допустить.А зачем тогда вообще что-то создавать?Ничего не понятно.
    • Людмила Жукова[facebook]
      |
      13:06
      31.03.2018
      1
      +
      -
      Проводов: Интересно, как же эти "дурни" создали современное оружие?Предполагаю, что в Курчатовском много чего произведено, о чем Вам не доложено...И я верю в НАС!
    • Людмила Жукова[facebook]
      |
      13:15
      31.03.2018
      1
      +
      -
      Проводов: Интересно, и как эти "дурни" создали новейшее оружие? Уверена, у курчатовцев много имеется "сюрпризов" в области новейших разработок, правда вам об этом не доложили... может и правильно? И бообще, очень важно верить в хорошее, в способности и успехи СТРАНЫ, даже если они в будущем. А как же иначе...
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда пройдёт бой Усика с Гассиевым и где его посмотреть?
  2. Реально ли сделать ОС Android платной?
  3. Чем запомнилась актриса Изольда Высоцкая?




Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ