aif.ru counter

Палеогенетики нашли под Самарой древнейшую чуму на Земле

Следу болезни найдены в останках людей, живших около 3,8 тысячи лет назад

Станислав Ломакин / АиФ
Москва, 9 июня - АиФ-Москва.

Ученые-генетики восстановили геном древнейшей на Земле чумной палочки, ее следы были найдены нашли в останках людей, живших в окрестностях Самары в конце бронзового века, доклад исследователей опубликован в журнале Nature Communications.

Как рассказал Йоханнес Краузе из Института изучения истории человечества в Йене (Германия), эта чума сильно отличалась от других версий болезни и распространялась через блох.

Краузе с коллегами занимаются исследованиями обстоятельств крупнейшей в истории Европы эпидемии — «черной смерти».  В 2011 году Краузе удалось обнаружить мутации, которые превратили безобидную почвенную бактерию в чумную палочку.

В России, на Ставрополье были обнаружены свидетельства того, что болезнь существовала еще в каменном веке, но тогда она не могла распространяться через блох. Это несколько сдерживало эпидемии.

Под Самарой были найдены останки двух человек, погребенных в одном кургане и погибших от чумы. При этом выяснилось, что штамм не похож на ставропольский. Он уже может распространяться через блох – а это означает, что именно самарскую чумную палочку можно считать «прародителем» всех эпидемий.