aif.ru counter
Андрей Сидорчик 19142

Секрет заброшенного ангара. Что осталось от космического «Бурана»?

​Корабль, оставшийся от самого масштабного космического проекта СССР, манит видеоблогеров и экстремалов.

Exploring the Unbeaten Path / Кадр youtube.com

В интернете набирает популярность видео, опубликованное на YouTube-канале Exploring the Unbeaten Path. Его авторы, жители Нидерландов, сумели проникнуть в ангар на территории космодрома Байконур, в котором находится советский космический корабль многоразового использования «Буран».

На пятнадцатиминутном видео запечатлено, как искатели приключений тайно пробираются в заброшенный ангар и изучают космический аппарат, который медленно разрушается. «Наше самое безумное и опасное приключение», — так охарактеризовали ролик сами создатели.

«Эти ангары никому не принадлежат»

Проникновение голландцев к «Бурану» — это отнюдь не первый подобный случай. В 2015 году снимки этого ангара и находящегося в нём аппарата выложил в Сеть пользователь Ralph Mirebs. А в мае 2017 года в ангар проникла целая группа из России, Украины и Великобритании, которая была задержана сотрудниками охраны космодрома.

«Оказывается, эти ангары никому не принадлежат. Они находятся как бы на территории космодрома, но там нет ничего секретного или важного, интереса у ФСБ в этих ангарах нет», — написал на своей странице в соцсети один из участников майского проникновения, руфер Виталий Раскалов. В то же время, по его словам, действующие стартовые площадки космодрома охраняются тщательно.

Заброшенные ангары на Байконуре — память об одной из самых амбициозных космических программ СССР.

«Энергия — Буран»

Строительство советского космического корабля многоразового использования началось ещё в семидесятые, в ответ на аналогичную американскую программу «Спейс шаттл». Корабль должен был выполнять задачи как по мирному освоению космоса, так и в рамках военных программ.

В рамках проекта была создана самая мощная советская ракета-носитель, получившая название «Энергия». Носитель, способный вывести на орбиту до 100, а в перспективе и 200 тонн полезного груза, мог поднимать в космос не только корабль многоразового использования, но также и тяжёлые космические станции. В дальнейшем планировалось использовать «Энергию» для подготовки экспедиции на Луну.

Первый старт ракеты-носителя «Энергия» состоялся в 1987 году. 15 ноября 1988 года «Энергия» подняла на орбиту корабль многоразового использования «Буран».

«Буран» по многим параметрам превосходил американские аналоги. Его первый полёт прошёл полностью в автоматическом режиме, включая посадку.

2 триллиона на ветер?

Программа «Энергия — Буран» была самой масштабной и дорогостоящей в истории отечественной космонавтики. По курсу 2016 года её стоимость примерно составляет 2 триллиона рублей. Для посадок «Бурана» была специально оборудована усиленная взлётно-посадочная полоса на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Кроме того, были серьёзно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой ещё два основных резервных места приземления «Бурана», — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный в Приморье — а также построены или усилены ВПП ещё в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР. Специально для транспортировки с запасных аэродромов был создан Ан-225 «Мрия». Был подготовлен специальный отряд космонавтов, которым предстояло пилотировать «Буран».

По плану разработчиков, «Бурану» предстояло провести ещё 1-2 полёта в автоматическом режиме, после чего началась бы его эксплуатация в пилотируемом варианте.

Однако Михаил Горбачёв посчитал, что проект слишком дорог, и в 1990 году приказал приостановить работы по программе. В 1993 году, после распада СССР, программа «Энергия — Буран» была полностью закрыта.

«Буран» погиб, остались «Буря» и «Байкал»

Следует уточнить: тот корабль, к которому проникают любители приключений, «Бураном» не является.

Настоящий «Буран», летавший в космос, был полностью разрушен 12 мая 2002 года при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса космодрома. Под завалами погибли 8 рабочих, ремонтировавших крышу. Останки «Бурана» были распилены работниками космодрома на части и впоследствии проданы как металлолом.

Корабль, стоящий в монтажно-заправочном корпусе (или на площадке 112 А), который сняли блогеры, — так называемое «изделие 1.02», то есть второй лётный экземпляр советского корабля многоразового использования. У «изделия» было и имя собственное: «Буря».

Судьба «Бури» не менее печальна. Корабль был готов примерно на 95 процентов и должен был отправиться в полёт в 1992 году. Но закрытие программы поставило на этих планах крест.

Корабль несколько раз менял собственника, а в настоящее время владелец «Бури» неизвестен. Ангар, где он находится, периодически подвергается набегам охотников за цветным металлом.

«Изделие 2.01» (корабль «Байкал») к моменту закрытия программы было готово примерно на 50 процентов. До 2004 года корабль находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, затем несколько раз менял «прописку», в 2011 добравшись до подмосковного Жуковского, где он должен был после реконструкции стать экспонатом авиасалона.

Ещё два экземпляра, заложенные на заводе в Тушине, были разобраны там же после закрытия программы.

Что стоит на ВДНХ?

Кроме того, в рамках программы «Буран» было создано несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. Эти макеты многие до сих пор принимают за настоящие корабли.

БТС-002 ОК-ГЛИ или «изделие 0.02», на котором проводились атмосферные испытания и отработка в реальных условиях наиболее ответственных участков полёта, после долгих скитаний по миру в 2008 году за 10 миллионов евро был приобретён владельцем частного Технического музея Германом Лайром и находится в его экспозиции в немецком городе Шпейере.

БТС-001 ОК-МЛ-1 или «изделие 0.01» после закрытия программы многие годы являлся аттракционом в московском Парке Горького. В 2014 году он сменил прописку и был перевезён на ВДНХ, где находится и сейчас.

Один из макетов, ОК-МТ, является «соседом» «Бури» по ангару, в который так полюбили проникать блогеры.

Макет космического корабля «Буран» на территории ВДНХ.
Макет космического корабля «Буран» на территории ВДНХ. Фото: РИА Новости/ Алексей Куденко

Есть ли будущее у великого прошлого

В 2016 году стало известно, что «Роскосмос» принял решение создать на одном из предприятий департамент по многоразовым средствам выведения. В команду департамента собрали ветеранов проекта «Энергия — Буран». На сей раз задачи перед разработчиками не столь амбициозные: речь идёт о создании лётного образца возвращаемой первой ступени ракеты-носителя, что должно обеспечить существенное удешевление отечественных космических программ.

Что касается масштабных проектов, подобных программе «Энергия — Буран», то они являются делом будущего.


Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Рашит ханнанов
    |
    19:00
    12.07.2017
    2
    +
    -
    Надо выработать новую программу по развитию космической техники. Сначала должны быть проведены работы по созданию новых сверхпрочных материалов и новых видов топлива. И уже потом из наиболее экономичных видов топлива и материалов должна строится работа по созданию непосредственно летательных аппаратов (космолетов и космопланов). Т.е. должна быть просчитана экономика этого дела. Кроме того, освоение космоса должно стать в обязательном порядке международным делом. При соблюдении данных условий человечество сможет осваивать космос без безумных затрат и с минимальным причинением вреда окружающей среде. Нам кажется, что закрытие такой программы как "Энергия-Буран" является очень печальным событием. Но на самом деле такая техника могла причинить огромный вред природе и вызвать небывалые катаклизмы.
  2. Рашит ханнанов
    |
    19:07
    12.07.2017
    2
    +
    -
    Откровенно говоря, при удачном раскладе очень эффективную технику можно было бы создать примерно за 5 млрд. рублей. Но для этого нужно поработать сначала в совершенно ином направлении. А именно, в области истории и лингвистики. Ибо знания о качественно иных материалах и свойствах различных веществ имелись у людей уже в глубокой древности. И многие из этих знаний людьми было просто даже не использованы и утрачены.
Комментарии (4)
  1. Рашит ханнанов
    |
    19:00
    12.07.2017
    2
    +
    -
    Надо выработать новую программу по развитию космической техники. Сначала должны быть проведены работы по созданию новых сверхпрочных материалов и новых видов топлива. И уже потом из наиболее экономичных видов топлива и материалов должна строится работа по созданию непосредственно летательных аппаратов (космолетов и космопланов). Т.е. должна быть просчитана экономика этого дела. Кроме того, освоение космоса должно стать в обязательном порядке международным делом. При соблюдении данных условий человечество сможет осваивать космос без безумных затрат и с минимальным причинением вреда окружающей среде. Нам кажется, что закрытие такой программы как "Энергия-Буран" является очень печальным событием. Но на самом деле такая техника могла причинить огромный вред природе и вызвать небывалые катаклизмы.
  2. Рашит ханнанов
    |
    19:07
    12.07.2017
    2
    +
    -
    Откровенно говоря, при удачном раскладе очень эффективную технику можно было бы создать примерно за 5 млрд. рублей. Но для этого нужно поработать сначала в совершенно ином направлении. А именно, в области истории и лингвистики. Ибо знания о качественно иных материалах и свойствах различных веществ имелись у людей уже в глубокой древности. И многие из этих знаний людьми было просто даже не использованы и утрачены.
  3. Василий Аминазинов[vkontakte]
    |
    07:02
    13.07.2017
    0
    +
    -
    Не могу найти "Буран" у Германа Лайра, может в ангаре? 49.311305, 8.446711
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. С кем Россия сыграет в полуфинале ЧМ по хоккею, если выиграет у США?
  2. Сколько баллов ЕГЭ нужно для золотой медали?
  3. Почему в холодильнике образуется наледь?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ