aif.ru counter

Ученые нашли секрет «непобедимых» колорадских жуков

ДНК жуков помогла пролить свет на то, каким образом колорадские жуки смогли так быстро распространиться по разным климатическим зонам

Москва, 31 января - АиФ-Москва.

Американские генетики рассказали о результатах расшифровки ДНК колорадских жуков, статья опубликована в Scientific Reports.

Исследователи хотели узнать, что в структуре генов колорадских жуков отвечает за уникальные умения этих паразитов приспосабливаться к окружающей среде и ядам. В итоге на один вопрос ответить пока не удалось – ДНК колорадских жуков не содержит следов того, что сопротивление инсектицидам является следствием развития новых генов или перестройки генома.

Колорадские жуки являются одними из первых вредителей, с которыми столкнулось человечество. Из США они распространились в Канаду, а далее мигрировали в Европу и продолжили «расходиться» по разным странам. Так как за пределами США у колорадских жуков нет естественных врагов, фермеры изначально начали бороться с ними с помощью ядов, но жуки стали быстро приспосабливаться и становились нечувствительными к отраве. Почему это происходит, пока так и осталось тайной.

Но ученым удалось найти гены, которые отвечают за способность жуков быстро приспосабливаться к новым условиям климата и экологии. Оказалось, что в ДНК вредителей есть  несколько десятков генов, которые могут производить множество разных ферментов, то есть, жук может питаться почти любыми растениями, хотя и предпочитает картофель и другие пасленовые.

Те участки генов, которые отвечают за устойчивость к отраве, у колорадских жуков такие же, как у других насекомых. Хотя есть и позитивная новость – исследователи выяснили, что клетки колорадских жуков широко используют короткие молекулы РНК, чтобы блокировать определенные гены. Эту информацию можно использовать для создания новых инсектицидов, к которым жуки не смогут приспосабливаться быстро.

Борьба с вредителями. 4 действенных метода избавиться от колорадского жука

«Если вашу картошку облюбовали полосатые жуки и их прожорливые красные личинки — не отчаивайтесь. Управа на вредителей найдётся», — уверяет энтомолог, кандидат биологических наук Дмитрий Белов. Подробнее.