Ученые нашли следы кипящей воды в темных линиях на Марсе

Москва, 3 мая - АиФ-Москва.

Ученые считают, что необычные черные следы на поверхности марсианских холмов были оставлены не просто потоками соленой воды, а кипящей водой, которая испарялась при сверхнизких температурах из-за низкого атмосферного давления красной планеты.

Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Geophysics. Пять лет назад специалисты из университета Аризоны в Тусоне изучали снимки сделанные камерой HiRISE на борту зонда MRO. На некоторых фотографиях крутых склонов и краев кратеров видны темные полосы шириной от полуметра до пяти метров, эти загадочные полосы появляются и разрастаются в летний период и исчезают марсианской зимой.

Планетологи предположили, что полосы могут быть потоками очень соленой воды. В 2015 году после повторного изучения снимков американские ученые подтвердили, что эти следы действительно были оставлены водой.

В последнем исследовании авторы статьи нашли объяснение одной из самых больших странностей в облике этих полос – то, что они окружены странными выбросами из светлых пород, а также их необычный «волнистый» вид и неожиданные обрывы в нижних частях склонов. По мнению ученых, темные полосы на Марсе возникают не в результате течения небольших количеств воды, а таяния сухого льда или даже оползней, спровоцированных испарением замороженной углекислоты.

Нужно ли колонизировать Марс? >>

На примере специально созданной лаборатории исследователи на практике проверили свои предположения, создав максимально «марсианские» условия. Специалисты проверили, что произойдет с кусочком льда, если его поместить под поверхность склона холма. Такой эксперимент привел не совсем к тем последствиям, которые можно было бы ожидать исходя их физики таких процессов на Земле. Процесс испарения оказался настолько активным, что разносил песчинки по округе, вызывая оползни и другие процессы, которые делали следы воды в лаборатории почти неотличимыми от того, как выглядят темные полосы на реальном Марсе.