Ученые разгадывают тайну древних организмов с помощью биомаркеров

Москва, 22 января - АиФ-Москва.

Международный коллектив ученых, в состав которого вошла аспирантка геологического факультета МГУ имени Ломоновосова, изучили химический состав биомаркеров, чтобы определить эволюционное положение представителей рода Beltanelliformis.

Так, согласно полученным данным, жившие в эдиакарский период — около 575-541 миллион лет назад — организмы оказались донными колониями цианобактерий. Это стало понятным после исследования соединений, оставшихся после разложения органических остатков — биомаркеров. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Ecology & Evolution.

Организмы Beltanelliformis стали идеальным объектом для изучения биомаркеров, благодаря отличной сохранности их органических останков, найденных в вендских отложениях Белого моря.

«Новый метод поможет по-новому взглянуть на природу загадочных эдиакарских организмов и раннюю эволюцию жизни на Земле», — комментирует Анна Краснова, аспирантка кафедры нефтегазовой седиментологии и морской геологии геологического факультета МГУ, лаборант-исследователь лаборатории докембрийских организмов Палеонтологического института РАН.

Изученные организмы жили в период до так называемого «кембрийского взрыва», когда на смену многочисленным микроорганизмам в океане пришли животные. Однако процесс это шел не так быстро, как можно подумать, а на протяжении миллионов лет, когда природа создавала различные макроскопические организмы, сложившиеся в «эдиакарскую биоту». Изучение Beltanelliformis представляется наиболее удобным, так как их следы хорошо сохранились. Вместе с тем эдиакарская биота остается одним из богатейших и малоизученных палеонтологических материалов, которые теперь можно исследовать с помощью биомаркеров.