Ученые: собаки «заражаются» стрессом от хозяев

Яна Хватова / АиФ
Моcква, 6 июня - АиФ-Москва.

Шведские ученые пришли к выводу, что собаки не просто могут сопереживать хозяину, но и страдают вместе с ним, если он постоянно испытывает стресс. Результаты наблюдений специалистов опубликовал журнал Scientific Reports.

По словам ученых, концентрации кортизола в организме собак и их владельцев были синхронизированы, причем на этот процесс не влиял характер животного, в отличие от личности его хозяина. «Это заставило нас предположить, что они «копировали» стресс хозяев», — рассказала Лина Рот из шведского университета Линчепинга.

В последние годы ученые все чаще находят подтверждения тому, что типично «человеческие» качества интеллекта и сложные эмоции характерны и для многих других живых существ, включая собак, приматов и воронов.

Так, недавно нейрофизиологи выяснили, что собаки могут понимать интонации и смысл слов хозяев. Кроме того, они общаются с людьми не ради еды, а чтобы получить внимание и положительные переживания. Также собаки способны распознавать эмоции на лицах владельцев и запоминать «ненужную» информацию, чтобы впоследствии использовать ее при общении с хозяином.

Рот вместе коллегами выяснила, что способности собак к сопереживанию значительно глубже, чем считалось ранее. Для исследования ученые наблюдали за повседневной жизнью 72 собак и их владельцев из двух групп добровольцев. Одна из них держала шетландских овчарок (шелти), а остальные – бордер-колли. Хозяевам выдали специальные ошейники, которые следили за уровнем физической активности собак. В следующие недели и месяцы ученые регулярно беседовали с владельцами животных и забирали у них пробы слюны и волос, замеряя концентрацию гормона стресса в организме.

Оказалось, что его количество в организме собак обеих пород не зависело от их характера, образа жизни и других характеристик. На показатель влияло только то, в каком состоянии находились их хозяева.

Ученые пока не знают причин такого явления, но связывают это с тем, что отношения питомцев и их хозяев в целом похожи на влияние друг на друга маленьких детей и их матерей, у которых также наблюдается «синхронизация» уровней кортизола, что, вероятно, помогает женщинам лучше понимать потребности младенцев.

В ближайшее время шведские биологи собираются провести подобный эксперимент с участием охотничьих собак, которые проводят с человеком намного меньше времени, чем бордер-колли и овчарки. Исследователи надеются приблизиться к пониманию того, как и почему собаки «заражаются» стрессом от своих хозяев.