Печальки у ванилек. Погубит ли Интернет языковую грамотность?

Многие в ужасе от того, как разговаривает современная молодёжь: словечки из сетевого сленга - специфического языка интернет-форумов и социальных сетей - вытесняют привычную речь.

Нормой стало коверканье слов, намеренное нарушение правил орфографии и пунктуации. Как будут разговаривать наши внуки? Не придётся ли переписывать словари через 10-20 лет? Об этом рассуждает Максим Кронгауз, профессор, доктор филологических наук, зав­лабораторией социолингвистики РАНХиГС, зав­кафедрой русского языка РГГ­У.

Кто такие граммар-наци?

- Молодёжный жаргон был и есть во всех больших культурах. Был он и в СССР, и в постсоветское время. В 1990-е появление бандитской субкультуры с малиновыми пиджаками и золотыми цепями отразилось и в языке: забить стрелку, фильтровать базар, наезд, крыша. Некоторые из этих слов и выражений сделали отличную «карьеру», как, например, беспредел: выйдя из тюремных лагерей, это слово в короткий срок попало в заявление МИДа. Вообще сегодня мы не отдаём себе отчёта в том, что многие наши повседневные слова пришли из жаргона. Одно из важных слов нашей эпохи - тусовка - ещё недавно употребляли хиппи. 

Что же привнёс в нашу речь Интернет? С его появлением пользователи компьютеров начали играть словами так, как им хочется: писать аффтар вместо автор, зачот вместо зачёт, кросафчег вместо красавчик, многа букафф вместо много букв и т. п. Это так называемый «язык подонков», бывший на пике популярности в середине нулевых. Интеллектуалы-хулиганы писали с намеренными искажениями целые тексты (что тоже надо уметь). Повлияло ли это как-то на массовый язык? Нет. Каждый из нас по-прежнему пишет так, как умеет, в меру своей грамотности. Но существует другая опасность: наши дети будут писать с ошибками. Представьте, ребёнок включает компьютер, видит там и автор, и аффтар - и не понимает, какое слово правильное, а какое - нет. Он не различает игру букв, понятную взрослому. Вполне возможно, что первым ему попадётся афф­тар, и это окажется его основным языковым опытом, который не перечеркнёшь потом школьной зубрёжкой. 

До эпохи Интернета дети учились читать исключительно по книжкам, а в них абсолютно грамотные тексты, проходящие корректуру и редактуру. Теперь же в их распоряжении есть Всемирная паутина, где редактирование текстов - целиком на совести тех, кто их размещает. Это значит, что следующее поколение в целом будет менее грамотным. Не могу сказать, что потеря грамотности чревата каким-то ущербом общечеловеческому развитию или мышлению. Просто менее грамотный человек медленнее пишет и читает, тратит на это больше времени и усилий. Кстати, людей, которые придираются к чужим ошибкам, интернет-сообщество недолюбливает. На сетевом жаргоне их прозвали граммар-наци. То есть грамматические нацисты, агрессивные грамотеи, которые мешают общаться другим.

Прокурор-няшка

Некоторые лингвисты опасаются, что язык из Интернета потеснит обычную речь. Но у русского языка достаточно ресурсов, чтобы впитать в себя любые веяния, сделать их своей плотью. Так на протяжении веков происходило с ино­странными заимствованиями. Ничего страшного: говорим же мы галоши (от фр. galoches), а их русский аналог мокроступы (его в XIX в. предлагал ввести в оборот писатель Александр Шишков) если и употребляем, то с иронией. 

И потом то, что существует в Интернете, никак нельзя назвать языком. Это скорее отдельные слова и выражения. Вполне образованный взрослый мужчина сейчас может неожиданно употребить слово печалька, которое родилось в девичьих сетевых сообществах и обозначает лёгкую грусть (как картинка с хмурым смайликом). Кстати, печальку часто испытывают ванильки - так в Сети называют романтичных девушек, которые любят пить кофе и носить одежду мягких ванильных цветов. Из их лексики также пришли мимими и няша, ставшие очень популярными. Няша (или няшечка) выражает умиление, нежность, хорошее настроение. Похоже, слово восходит к японскому ня, что соответствует русскому мяу. Сначала оно употреблялось поклонниками японских мультфильмов - аниме, но потом вышло за рамки этого сообщества. А после того как на должность прокурора Крыма назначили Наталью Поклонскую и она невольно превратилась в мультяшную интернет-героиню, борющуюся за справедливость, слово пошло в массы. Даже песня такая появилась: «Ах, какая няша прокурор Наташа».

Что делать, если вы слышите от ребёнка незнакомые слова и тревожитесь из-за этого? Проявляйте терпимость к культуре речи ребёнка, признавайте право молодёжи иметь свои словечки. И не забывайте, что язык всё-таки в первую очередь формируется в семье. Многое зависит от того, как вы говорите дома сами. Так будут говорить и ваши дети.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. lubovusm
    |
    12:16
    15.12.2014
    3
    +
    -
    Правильный русский язык нужен не только "любителям художественной литературы", он нужен всем. Некоторые комментарии прочитаешь и ничего не поймёшь, потому что у автора сумбурная, безграмотная речь. Предложный падеж хоронить очень рано. В каком ещё падеже можно сказать "В МОЁМ ДОМЕ, нашёл В ИНТЕРНЕТЕ, говорили О РУССКОМ ЯЗЫКЕ?" ПО ОКОНЧАНИИ, ПО ВОЗВРАЩЕНИИ - здесь возможно возвращение к дательному падежу. Язык развивается, нормы меняются, но отсеивается только ненужное, не прошедшее проверку временем.
  2. buddzenowits
    |
    15:56
    15.12.2014
    2
    +
    -
    lubovusm: Перестали заниматься развитием языка. Одни "всё те же". Спустили всё на сети, сети же и хаят. Вот мне нужно реализовать новый ФГОС, скажем, по обществознанию. В примерной программе компетенции, которые я должен сформировать на уровне учебных действий жирным шрифтом выделены. Значит дети при ответе на вопрос "что сделали?" должны соответствующие задачи понять, отрефлексировать и об исполнении коротко и ясно сказать. Мы сделали так то и так то: проанализировали, определили, выявили, извлекли, использовали, исследовали, классифицировали и т.д. (в основной школе у меня, и у составителей ФГОС в программе названы 35 таких действий). А чем одно действие отличается от другого? В чём его смысл? Для меня очень важно, чтобы дети не пользовались словами, пояснить значение которых не умеют (а жаргон, или высокая культура - дело второочередное). Заходим в словари ... Пусто !!! Пусто и путано !!! Одно от другого часто не отличается, определения даются по разному, а вот "топика" слова, то, что его определяет и с чем оно взаимосвязано: синонимы, антонимы, гипономические и гиперонические связи для многих ставших вдруг очень важными слов просто ни в одном из словарей не указаны. Приходится самому делать и словарь, и вкладыш к учебнику. У них учебники часто меняются, но в связи с новыми ФГОС появились только глобусы на обложках, и ещё правило: 4-5 лет, указывай в отчётах по УМК новые, с другой датой (но закупать новые никто не будет, так как не на что). Вот им делаю:33. Формировать (непримиримое отношение к проявлениям национальной нетерпимости в повседневной жизни, положительное отношение к положительному образу жизни) создавать что-либо, как правило, путём сборки из отдельных частей. Синоним: Собирать, мастерить; учить. Антоним: Разбирать. Расформировывать. Гиперо́ним: Обрабатывать. Гипо́ним: Складывать. Сколачивать. Склеивать. Учить на своём примере. 34. Устанавливать (причинно-следственные связи в развитии общества) находить, указывать, обозначать, определять, означать и обнаруживать. Антоним: Скрывать. Усомневать. Проблематизировать. Гиперо́ним: Делать. Гипо́ним: Замечать, доставлять, называть, очерчивать, вычислять. 35. Характеризовать (объекты, процессы и явления, признаки, особенности, отношения) определять или составлять отличительные черты и особенности. Антонимы: Не различать, не отличать. Гиперо́ним: Воспринимать. Гипо́ним: Описать. Представить... Зачем делаю, зарплата 10 тысяч ???
Комментарии (6)
  1. harbour
    |
    08:55
    15.12.2014
    -2
    +
    -
    Идет обычное развитие языка. Упрощается пунктуация, оформление прямой речи, прекращается склонение числительных, забывается (ненужный) предложный падеж, многие другие мелочи, отягощающие язык. Когда-то было: я есть и мы суть. Осталось только я есть. И ничего. Даже хорошо. Отсутствие слова заменялось тире. Сейчас его не ставят. Большую работу по упрощению языка проводит инженерно-технический (здесь дефис заменится пробелом) корпус. Гуманитарии возмущенно вопят. Но кто нынче слышит бедных гуманитариев! Любители художественной литературы еще слышат. Но только из жалости.
  2. lubovusm
    |
    12:16
    15.12.2014
    3
    +
    -
    Правильный русский язык нужен не только "любителям художественной литературы", он нужен всем. Некоторые комментарии прочитаешь и ничего не поймёшь, потому что у автора сумбурная, безграмотная речь. Предложный падеж хоронить очень рано. В каком ещё падеже можно сказать "В МОЁМ ДОМЕ, нашёл В ИНТЕРНЕТЕ, говорили О РУССКОМ ЯЗЫКЕ?" ПО ОКОНЧАНИИ, ПО ВОЗВРАЩЕНИИ - здесь возможно возвращение к дательному падежу. Язык развивается, нормы меняются, но отсеивается только ненужное, не прошедшее проверку временем.
  3. harbour
    |
    15:45
    15.12.2014
    0
    +
    -
    lubovusm: Верно. Все полезное утвердится, все ненужное отсеется. Время и разум народный все расставит по своим местам. С предложным падежом дело привычки: говорили о языке, но говорили о кино.
  4. buddzenowits
    |
    15:56
    15.12.2014
    2
    +
    -
    lubovusm: Перестали заниматься развитием языка. Одни "всё те же". Спустили всё на сети, сети же и хаят. Вот мне нужно реализовать новый ФГОС, скажем, по обществознанию. В примерной программе компетенции, которые я должен сформировать на уровне учебных действий жирным шрифтом выделены. Значит дети при ответе на вопрос "что сделали?" должны соответствующие задачи понять, отрефлексировать и об исполнении коротко и ясно сказать. Мы сделали так то и так то: проанализировали, определили, выявили, извлекли, использовали, исследовали, классифицировали и т.д. (в основной школе у меня, и у составителей ФГОС в программе названы 35 таких действий). А чем одно действие отличается от другого? В чём его смысл? Для меня очень важно, чтобы дети не пользовались словами, пояснить значение которых не умеют (а жаргон, или высокая культура - дело второочередное). Заходим в словари ... Пусто !!! Пусто и путано !!! Одно от другого часто не отличается, определения даются по разному, а вот "топика" слова, то, что его определяет и с чем оно взаимосвязано: синонимы, антонимы, гипономические и гиперонические связи для многих ставших вдруг очень важными слов просто ни в одном из словарей не указаны. Приходится самому делать и словарь, и вкладыш к учебнику. У них учебники часто меняются, но в связи с новыми ФГОС появились только глобусы на обложках, и ещё правило: 4-5 лет, указывай в отчётах по УМК новые, с другой датой (но закупать новые никто не будет, так как не на что). Вот им делаю:33. Формировать (непримиримое отношение к проявлениям национальной нетерпимости в повседневной жизни, положительное отношение к положительному образу жизни) создавать что-либо, как правило, путём сборки из отдельных частей. Синоним: Собирать, мастерить; учить. Антоним: Разбирать. Расформировывать. Гиперо́ним: Обрабатывать. Гипо́ним: Складывать. Сколачивать. Склеивать. Учить на своём примере. 34. Устанавливать (причинно-следственные связи в развитии общества) находить, указывать, обозначать, определять, означать и обнаруживать. Антоним: Скрывать. Усомневать. Проблематизировать. Гиперо́ним: Делать. Гипо́ним: Замечать, доставлять, называть, очерчивать, вычислять. 35. Характеризовать (объекты, процессы и явления, признаки, особенности, отношения) определять или составлять отличительные черты и особенности. Антонимы: Не различать, не отличать. Гиперо́ним: Воспринимать. Гипо́ним: Описать. Представить... Зачем делаю, зарплата 10 тысяч ???
    • buddzenowits
      |
      03:53
      16.12.2014
      1
      +
      -
      buddzenowits: И получается так. В центре на схеме осваиваемое или применяемое учебное действие. Слева - синонимы (операция узнавания). Справа - антонимы (противопоставление, подбираем пару по методу оппозиции). Сверху - гипероним (определяем по родовому признаку, соотносим, строим логические круги, уточняем приоритеты). Снизу - гипонимы (уточняем) Выглядит примерно так. Что делаем ??? Летаем !!! Значит, что ??? Двигаемся, не стоим !!! А дальше виды полёта и разные обозначения, названия полёта из опыта каждого. Так вот: Общее учебное действие. Дети привыкают рефлексировать по этой схеме. И с предметом, с содержанием изучаемого предметного понятия проводится такая же работа. Определяем по родовому признаку, противопоставляем по методу антонимов (оппозиции) и т.д. И так образуется сетка взаимосвязанных понятий, при помощи которой можно строить профессиональные тексты. И дети уже сами нучнут определять - вот эта работа на понимание нового материала, а вот мы тему и термины освоили, и уже другие требования к строгости. А у нас что: Борьба с синонимами и конкретикой, а работы на понимание содержания отношений (что такое и какая виртуальная среда, кто такие падонки, а рядом ещё и модераторские и в обход модераторских игрища ИЗОБРАЗИ ОБЩЕНИЕ, НАБЕРИ БОЛЬШЕ КУ, ПОСТРОЙ СЕТЬ, НАЙДИ РЫБНОЕ МЕСТО и т.д. А рядом ещё и всякого рода изнывающая от безделья типа-сбшня, определяющая крамолу...) А ... И ещё что чему подчиняется. Противопоставление и различение по родовому-видовому ...
  5. buddzenowits
    |
    14:33
    15.12.2014
    1
    +
    -
    По моему опыту проверки тетрадей по истории и обществознанию грамотность детей с временем не снизилась. Даже, скорее, наоборот. А переписывают тексты, вообще молодцы. Писать и печатать дети стали больше. А вот функциональная грамотность сползает к нулю. Многие ученики не могут повторить последние три слова, которые только что записали. С пониманием текстов ещё хуже. Очень тяжело ставить навыки устной коммуникации. На слух текст воспринимают плохо, говорить не могут и не хотят. А относительно жаргона ... Иногда он богаче и интересней, чем заезженные и уплощённые смыслы академических словарей. Всё чаще отмечаю в жаргоне одну такую особенность - отсутствующее в экономике и бытовом общении межязыковое, международное взаимодействие проявляется там. А сейчас открываются новые поля для игры со сменой слешей, автопереводчиками и чтением в разных направлениях. Крымский насморк (crimson - малиновый - nosmirk)!!! Морской бой !!! Не болеть !!!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему землетрясение в Италии имело такие разрушительные последствия?
  2. Почему шарлотка так называется?
  3. Какая погода будет в Москве и регионах 27 и 28 августа?

Роспотребнадзор предлагает наказывать за отказ от вакцинации, вы согласны?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ