Печальки у ванилек. Погубит ли Интернет языковую грамотность?

Многие в ужасе от того, как разговаривает современная молодёжь: словечки из сетевого сленга - специфического языка интернет-форумов и социальных сетей - вытесняют привычную речь.

Нормой стало коверканье слов, намеренное нарушение правил орфографии и пунктуации. Как будут разговаривать наши внуки? Не придётся ли переписывать словари через 10-20 лет? Об этом рассуждает Максим Кронгауз, профессор, доктор филологических наук, зав­лабораторией социолингвистики РАНХиГС, зав­кафедрой русского языка РГГ­У.

Кто такие граммар-наци?

- Молодёжный жаргон был и есть во всех больших культурах. Был он и в СССР, и в постсоветское время. В 1990-е появление бандитской субкультуры с малиновыми пиджаками и золотыми цепями отразилось и в языке: забить стрелку, фильтровать базар, наезд, крыша. Некоторые из этих слов и выражений сделали отличную «карьеру», как, например, беспредел: выйдя из тюремных лагерей, это слово в короткий срок попало в заявление МИДа. Вообще сегодня мы не отдаём себе отчёта в том, что многие наши повседневные слова пришли из жаргона. Одно из важных слов нашей эпохи - тусовка - ещё недавно употребляли хиппи. 

Что же привнёс в нашу речь Интернет? С его появлением пользователи компьютеров начали играть словами так, как им хочется: писать аффтар вместо автор, зачот вместо зачёт, кросафчег вместо красавчик, многа букафф вместо много букв и т. п. Это так называемый «язык подонков», бывший на пике популярности в середине нулевых. Интеллектуалы-хулиганы писали с намеренными искажениями целые тексты (что тоже надо уметь). Повлияло ли это как-то на массовый язык? Нет. Каждый из нас по-прежнему пишет так, как умеет, в меру своей грамотности. Но существует другая опасность: наши дети будут писать с ошибками. Представьте, ребёнок включает компьютер, видит там и автор, и аффтар - и не понимает, какое слово правильное, а какое - нет. Он не различает игру букв, понятную взрослому. Вполне возможно, что первым ему попадётся афф­тар, и это окажется его основным языковым опытом, который не перечеркнёшь потом школьной зубрёжкой. 

До эпохи Интернета дети учились читать исключительно по книжкам, а в них абсолютно грамотные тексты, проходящие корректуру и редактуру. Теперь же в их распоряжении есть Всемирная паутина, где редактирование текстов - целиком на совести тех, кто их размещает. Это значит, что следующее поколение в целом будет менее грамотным. Не могу сказать, что потеря грамотности чревата каким-то ущербом общечеловеческому развитию или мышлению. Просто менее грамотный человек медленнее пишет и читает, тратит на это больше времени и усилий. Кстати, людей, которые придираются к чужим ошибкам, интернет-сообщество недолюбливает. На сетевом жаргоне их прозвали граммар-наци. То есть грамматические нацисты, агрессивные грамотеи, которые мешают общаться другим.

Прокурор-няшка

Некоторые лингвисты опасаются, что язык из Интернета потеснит обычную речь. Но у русского языка достаточно ресурсов, чтобы впитать в себя любые веяния, сделать их своей плотью. Так на протяжении веков происходило с ино­странными заимствованиями. Ничего страшного: говорим же мы галоши (от фр. galoches), а их русский аналог мокроступы (его в XIX в. предлагал ввести в оборот писатель Александр Шишков) если и употребляем, то с иронией. 

И потом то, что существует в Интернете, никак нельзя назвать языком. Это скорее отдельные слова и выражения. Вполне образованный взрослый мужчина сейчас может неожиданно употребить слово печалька, которое родилось в девичьих сетевых сообществах и обозначает лёгкую грусть (как картинка с хмурым смайликом). Кстати, печальку часто испытывают ванильки - так в Сети называют романтичных девушек, которые любят пить кофе и носить одежду мягких ванильных цветов. Из их лексики также пришли мимими и няша, ставшие очень популярными. Няша (или няшечка) выражает умиление, нежность, хорошее настроение. Похоже, слово восходит к японскому ня, что соответствует русскому мяу. Сначала оно употреблялось поклонниками японских мультфильмов - аниме, но потом вышло за рамки этого сообщества. А после того как на должность прокурора Крыма назначили Наталью Поклонскую и она невольно превратилась в мультяшную интернет-героиню, борющуюся за справедливость, слово пошло в массы. Даже песня такая появилась: «Ах, какая няша прокурор Наташа».

Что делать, если вы слышите от ребёнка незнакомые слова и тревожитесь из-за этого? Проявляйте терпимость к культуре речи ребёнка, признавайте право молодёжи иметь свои словечки. И не забывайте, что язык всё-таки в первую очередь формируется в семье. Многое зависит от того, как вы говорите дома сами. Так будут говорить и ваши дети.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Любовь Яковлева
    |
    12:16
    15.12.2014
    4
    +
    -
    Правильный русский язык нужен не только "любителям художественной литературы", он нужен всем. Некоторые комментарии прочитаешь и ничего не поймёшь, потому что у автора сумбурная, безграмотная речь. Предложный падеж хоронить очень рано. В каком ещё падеже можно сказать "В МОЁМ ДОМЕ, нашёл В ИНТЕРНЕТЕ, говорили О РУССКОМ ЯЗЫКЕ?" ПО ОКОНЧАНИИ, ПО ВОЗВРАЩЕНИИ - здесь возможно возвращение к дательному падежу. Язык развивается, нормы меняются, но отсеивается только ненужное, не прошедшее проверку временем.
  2. buddzenowits
    |
    15:56
    15.12.2014
    2
    +
    -
    lubovusm: Перестали заниматься развитием языка. Одни "всё те же". Спустили всё на сети, сети же и хаят. Вот мне нужно реализовать новый ФГОС, скажем, по обществознанию. В примерной программе компетенции, которые я должен сформировать на уровне учебных действий жирным шрифтом выделены. Значит дети при ответе на вопрос "что сделали?" должны соответствующие задачи понять, отрефлексировать и об исполнении коротко и ясно сказать. Мы сделали так то и так то: проанализировали, определили, выявили, извлекли, использовали, исследовали, классифицировали и т.д. (в основной школе у меня, и у составителей ФГОС в программе названы 35 таких действий). А чем одно действие отличается от другого? В чём его смысл? Для меня очень важно, чтобы дети не пользовались словами, пояснить значение которых не умеют (а жаргон, или высокая культура - дело второочередное). Заходим в словари ... Пусто !!! Пусто и путано !!! Одно от другого часто не отличается, определения даются по разному, а вот "топика" слова, то, что его определяет и с чем оно взаимосвязано: синонимы, антонимы, гипономические и гиперонические связи для многих ставших вдруг очень важными слов просто ни в одном из словарей не указаны. Приходится самому делать и словарь, и вкладыш к учебнику. У них учебники часто меняются, но в связи с новыми ФГОС появились только глобусы на обложках, и ещё правило: 4-5 лет, указывай в отчётах по УМК новые, с другой датой (но закупать новые никто не будет, так как не на что). Вот им делаю:33. Формировать (непримиримое отношение к проявлениям национальной нетерпимости в повседневной жизни, положительное отношение к положительному образу жизни) создавать что-либо, как правило, путём сборки из отдельных частей. Синоним: Собирать, мастерить; учить. Антоним: Разбирать. Расформировывать. Гиперо́ним: Обрабатывать. Гипо́ним: Складывать. Сколачивать. Склеивать. Учить на своём примере. 34. Устанавливать (причинно-следственные связи в развитии общества) находить, указывать, обозначать, определять, означать и обнаруживать. Антоним: Скрывать. Усомневать. Проблематизировать. Гиперо́ним: Делать. Гипо́ним: Замечать, доставлять, называть, очерчивать, вычислять. 35. Характеризовать (объекты, процессы и явления, признаки, особенности, отношения) определять или составлять отличительные черты и особенности. Антонимы: Не различать, не отличать. Гиперо́ним: Воспринимать. Гипо́ним: Описать. Представить... Зачем делаю, зарплата 10 тысяч ???
Комментарии (6)
  1. harbour
    |
    08:55
    15.12.2014
    -3
    +
    -
    Идет обычное развитие языка. Упрощается пунктуация, оформление прямой речи, прекращается склонение числительных, забывается (ненужный) предложный падеж, многие другие мелочи, отягощающие язык. Когда-то было: я есть и мы суть. Осталось только я есть. И ничего. Даже хорошо. Отсутствие слова заменялось тире. Сейчас его не ставят. Большую работу по упрощению языка проводит инженерно-технический (здесь дефис заменится пробелом) корпус. Гуманитарии возмущенно вопят. Но кто нынче слышит бедных гуманитариев! Любители художественной литературы еще слышат. Но только из жалости.
  2. Любовь Яковлева
    |
    12:16
    15.12.2014
    4
    +
    -
    Правильный русский язык нужен не только "любителям художественной литературы", он нужен всем. Некоторые комментарии прочитаешь и ничего не поймёшь, потому что у автора сумбурная, безграмотная речь. Предложный падеж хоронить очень рано. В каком ещё падеже можно сказать "В МОЁМ ДОМЕ, нашёл В ИНТЕРНЕТЕ, говорили О РУССКОМ ЯЗЫКЕ?" ПО ОКОНЧАНИИ, ПО ВОЗВРАЩЕНИИ - здесь возможно возвращение к дательному падежу. Язык развивается, нормы меняются, но отсеивается только ненужное, не прошедшее проверку временем.
  3. harbour
    |
    15:45
    15.12.2014
    0
    +
    -
    lubovusm: Верно. Все полезное утвердится, все ненужное отсеется. Время и разум народный все расставит по своим местам. С предложным падежом дело привычки: говорили о языке, но говорили о кино.
  4. buddzenowits
    |
    15:56
    15.12.2014
    2
    +
    -
    lubovusm: Перестали заниматься развитием языка. Одни "всё те же". Спустили всё на сети, сети же и хаят. Вот мне нужно реализовать новый ФГОС, скажем, по обществознанию. В примерной программе компетенции, которые я должен сформировать на уровне учебных действий жирным шрифтом выделены. Значит дети при ответе на вопрос "что сделали?" должны соответствующие задачи понять, отрефлексировать и об исполнении коротко и ясно сказать. Мы сделали так то и так то: проанализировали, определили, выявили, извлекли, использовали, исследовали, классифицировали и т.д. (в основной школе у меня, и у составителей ФГОС в программе названы 35 таких действий). А чем одно действие отличается от другого? В чём его смысл? Для меня очень важно, чтобы дети не пользовались словами, пояснить значение которых не умеют (а жаргон, или высокая культура - дело второочередное). Заходим в словари ... Пусто !!! Пусто и путано !!! Одно от другого часто не отличается, определения даются по разному, а вот "топика" слова, то, что его определяет и с чем оно взаимосвязано: синонимы, антонимы, гипономические и гиперонические связи для многих ставших вдруг очень важными слов просто ни в одном из словарей не указаны. Приходится самому делать и словарь, и вкладыш к учебнику. У них учебники часто меняются, но в связи с новыми ФГОС появились только глобусы на обложках, и ещё правило: 4-5 лет, указывай в отчётах по УМК новые, с другой датой (но закупать новые никто не будет, так как не на что). Вот им делаю:33. Формировать (непримиримое отношение к проявлениям национальной нетерпимости в повседневной жизни, положительное отношение к положительному образу жизни) создавать что-либо, как правило, путём сборки из отдельных частей. Синоним: Собирать, мастерить; учить. Антоним: Разбирать. Расформировывать. Гиперо́ним: Обрабатывать. Гипо́ним: Складывать. Сколачивать. Склеивать. Учить на своём примере. 34. Устанавливать (причинно-следственные связи в развитии общества) находить, указывать, обозначать, определять, означать и обнаруживать. Антоним: Скрывать. Усомневать. Проблематизировать. Гиперо́ним: Делать. Гипо́ним: Замечать, доставлять, называть, очерчивать, вычислять. 35. Характеризовать (объекты, процессы и явления, признаки, особенности, отношения) определять или составлять отличительные черты и особенности. Антонимы: Не различать, не отличать. Гиперо́ним: Воспринимать. Гипо́ним: Описать. Представить... Зачем делаю, зарплата 10 тысяч ???
    • buddzenowits
      |
      03:53
      16.12.2014
      1
      +
      -
      buddzenowits: И получается так. В центре на схеме осваиваемое или применяемое учебное действие. Слева - синонимы (операция узнавания). Справа - антонимы (противопоставление, подбираем пару по методу оппозиции). Сверху - гипероним (определяем по родовому признаку, соотносим, строим логические круги, уточняем приоритеты). Снизу - гипонимы (уточняем) Выглядит примерно так. Что делаем ??? Летаем !!! Значит, что ??? Двигаемся, не стоим !!! А дальше виды полёта и разные обозначения, названия полёта из опыта каждого. Так вот: Общее учебное действие. Дети привыкают рефлексировать по этой схеме. И с предметом, с содержанием изучаемого предметного понятия проводится такая же работа. Определяем по родовому признаку, противопоставляем по методу антонимов (оппозиции) и т.д. И так образуется сетка взаимосвязанных понятий, при помощи которой можно строить профессиональные тексты. И дети уже сами нучнут определять - вот эта работа на понимание нового материала, а вот мы тему и термины освоили, и уже другие требования к строгости. А у нас что: Борьба с синонимами и конкретикой, а работы на понимание содержания отношений (что такое и какая виртуальная среда, кто такие падонки, а рядом ещё и модераторские и в обход модераторских игрища ИЗОБРАЗИ ОБЩЕНИЕ, НАБЕРИ БОЛЬШЕ КУ, ПОСТРОЙ СЕТЬ, НАЙДИ РЫБНОЕ МЕСТО и т.д. А рядом ещё и всякого рода изнывающая от безделья типа-сбшня, определяющая крамолу...) А ... И ещё что чему подчиняется. Противопоставление и различение по родовому-видовому ...
  5. buddzenowits
    |
    14:33
    15.12.2014
    1
    +
    -
    По моему опыту проверки тетрадей по истории и обществознанию грамотность детей с временем не снизилась. Даже, скорее, наоборот. А переписывают тексты, вообще молодцы. Писать и печатать дети стали больше. А вот функциональная грамотность сползает к нулю. Многие ученики не могут повторить последние три слова, которые только что записали. С пониманием текстов ещё хуже. Очень тяжело ставить навыки устной коммуникации. На слух текст воспринимают плохо, говорить не могут и не хотят. А относительно жаргона ... Иногда он богаче и интересней, чем заезженные и уплощённые смыслы академических словарей. Всё чаще отмечаю в жаргоне одну такую особенность - отсутствующее в экономике и бытовом общении межязыковое, международное взаимодействие проявляется там. А сейчас открываются новые поля для игры со сменой слешей, автопереводчиками и чтением в разных направлениях. Крымский насморк (crimson - малиновый - nosmirk)!!! Морской бой !!! Не болеть !!!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кто выиграл футбольную Лигу Европы?
  2. Зачем Украине прекращать движение пассажирских поездов из России?
  3. Что можно и чего нельзя делать на Вознесение Господне?

Как вы относитесь к идее вернуть в школы трудовое воспитание?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru